«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

«Ум − хорошо, а два − лучше, а три хоть брось»

В.М. Васнецов «Нестор-летописец»

    В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября. Предлагаем читателям отрывки из книги «Амвросий и Антоний Оптинские. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления», часть 8 — о мудрости и простоте душевной.

***

 

    Ум − хорошо, а два − лучше, а три хоть брось

    Сама смотри, как лучше и полезнее. Есть старинная пословица: ум хорошо, а два − лучше, а три хоть брось. Но это человеческое замечание. Господь же глаголет в Евангелии: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреди их. Посмотри на свое чувство внутреннее повнимательнее: как будет покойнее и ближе к твоему устроению, так и сотвори.

    По приходу держи расход

    Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский, не упрямый, а твердый. И во внешнем, по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что делаешь, а не по тому, что думаешь. Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас.

    Мудрость змиина и кротость голубина

    Во святом Евангелии Сам Господь глаголет: будите мудры, яко змии, и цели, яко голубие. Мудрость змиина, по изречению толковников, состоит в том, что она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру. Во-вторых, мудрость змиина состоит в том, что когда змия хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может. Так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь по Евангельскому учению. Целость (кротость) же голубиная состоит в незлобии и прощении обид или досад и подобного.

    Лучше начать телегой, а кончить каретой

    «На замечание одной знакомой, что Е. в первый раз делает такое дальнее путешествие (в Оптину Пустынь) и что ее привезли в телеге на почтовых, Батюшка ответил: «Что же? Лучше начать телегой, потом повозкой, а кончить каретой, чем наоборот, − начать каретой, а кончить телегой».

    Как поживешь, так и умрешь

    «При разговоре о Дарьюшке страннице Старец, вздохнув, сказал: «Да, Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря на угловатость. А другой, как не кудрявься, все золотом не будет».

    На замечание, что Дарьюшка хорошо умерла, Батюшка сказал: «Оттого и кончина была хорошая, что хорошо жила. Как поживешь, так и умрешь».

    Смерть-то не за горами, а за плечами

    «По поводу внезапной смерти С. и отношения к ней окружающих, об их нечувствии и бесстрашии, Батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами», а нам хоть кол на голове теши».

    Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, то на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

 

      Прочитать продолжение отрывка из книги можно на нашем сайте:

       1 часть   2 часть   3 часть   4 часть    5 часть    6 часть    7 часть

 

      Источник: сайт «Азбука веры.ру»