«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

«Что сеем, то и пожнем»

 

    В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября. Предлагаем читателям отрывки из книги «Амвросий и Антоний Оптинские. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления», часть 9 — о зависти, сплетничестве и нерадении к молитве.

***

    Что сеем, то и пожнем

    На что ты жалуешься, на то самое жаловались прежде на тебя: что ты много без надобности передавала М-м, что видишь или слышишь, и иногда неверно, а как тебе показалось. За это на тебя скорбели, и теперь исполняется слово: что сеем, то и пожнем.

    Чужие дела не передавай.

    О зависти

    Зависть вреднее всего. Св. Исаак Сирин пишет: обретый зависть, обрете с нею диавола. Кто допустит диавола к душе своей, то какого он смущения, мятежа и крамолы не наделает? Да избавит нас Господь от сей [этой] пагубной страсти, также и от осуждения других, которое делает нас лицемерами пред Богом.

    …Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастьем, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливой обидой.

    Боже-то поможи, и сам мужик не лежи

    «Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, Старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи».

    А одной женщине, просившей его молитвенной помощи, он сказал: «И сама проси. Ты вспомни: двенадцать апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но Он не услышал их. А сама стала просить – упросила».

    Как ни мерекай туда и сюда, а нигде не избежишь труда.

    Чего не видишь, того и не бредишь

    В прежние времена и в пещерах жили люди толковые: знали и твердо помнили, зачем они там жили, то есть чтобы удержать язык от зла, а ум от лукавых скаредных помышлений. Везде обносится слово опытных: чего не видишь, того и не бредишь.

    Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.

    По делам вору и мука

    «Послал однажды Старец о. Макарий о. Амвросия в гостиницу к какой-то приезжей богатой госпоже, которая готовилась к причащению Св. Таин. Наслышавшись об о. Амвросии много хорошего, она стала говорить ему о своих каких-то неудачах, вызывавших в ней чувство огорчения, в надежде услышать от него сочувствие к себе. Но он, выслушав ее речь, спокойно сказал: «По делам вору и мука».

    Не понравились эти слова госпоже, и она прекратила с о. Амвросием разговор, а он медленно удалился в свою келью.

    На следующий день после обедни Старец о. Макарий пошел в гостиницу поздравить оную госпожу с принятием Св. Таин, взяв с собой и о. Амвросия. Увидев его, она сказала: «Ну уж, батюшка, повозилась я с вашим словечком − чуть-чуть причастия не отложила. Всю вечерню об этом продумала и утреню. Пришла к обедне, а сама все никак не успокоюсь. Только уж во время Херувимской согласилась, что вы правду сказали».

    Прямое, правдивое слово возымело свое действие, а богатая знатная госпожа, хотя с трудом, но согласилась, что достойно терпит неудачи, и от простых слов о. Амвросия получила великую душевную пользу».

 

      Прочитать продолжение отрывка из книги можно на нашем сайте:

       1 часть   2 часть   3 часть   4 часть    5 часть    6 часть    7 часть    8 часть    10 часть

 

      Источник: сайт «Азбука веры.ру»