«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Современный святой

      8 декабря 2019 года от Рождества Христова преставился ко Господу удивительный человек. Это наш современник, которого без особого преувеличения можно назвать святым человеком еще до его официальной канонизации, ибо такова сила его народного почитания во всем мире. Мы говорим о старце Ефреме Филофейском (Аризонском).

***

    Схиархимандрит Ефрем родился в далеком 1928 году в селе Волос в Греции. В возрасте 19-ти лет по Божьему Промыслу и по молитвам святого Иоанна Предтечи он оказался на Святой Горе в качестве послушника великого старца XX века преподобного Иосифа Исихаста. Последнему незадолго до этого явился святой Иоанн Предтеча, который предупредил его о прибытии юного ученика.

     12 лет юный послушник, будущий cтарец Ефрем, воспитывался cтарцем Иосифом. Ефрем оказывал великое послушание своему cтарцу, став идеальным послушником, и по кончине последнего «наследовал молитву своего старца», как сказал его сподвижник по братству старца Иосифа, преподобный Ефрем Катунакский (он  также как и Иосиф Исихаст канонизирован Константинопольским патриархатом). 

     После отшествия к Богу в 1959 году старца Иосифа молодой Ефрем сам становится старцем и привлекает к себе послушников. Вскоре он становится игуменом афонского монастыря Филофей. Поэтому его начинают называть Филофейским. Через самого старца Ефреме и через его учеников Господь возродил несколько монастырей на Святой Горе, приведя братию в них в прекрасное духовное состояние.

    В 1970-х годах сначала по вопросам лечения, а затем и по духовным причинам с целью помощи людям старец Ефрем начинает посещать Американский континент. Затем по воле Божией в 1995 году отец Ефрем навсегда переезжает в Америку и в штате Аризона в пустыне Сонора основывает монастырь в честь преподобного Антония Великого. С этих пор старца Ефрема начинают называть еще и Ефремом Аризонским.

    Когда старец с несколькими учениками приехал в пустыню, то некоторые местные жители посчитали их сумасшедшими. Однако, по Божьему благословению монастырь постепенно стал не только материальным, но и духовным оазисом в пустыне, ибо США в то время представляли собой духовную пустыню. Многие американцы жаждали услышать живое слово Православного Предания и увидеть его живого носителя, но не могли  этого сделать. Благодаря старцу Ефрему им это удалось: услышать и увидеть живое воплощения Предания.

    Количество людей, которые потянулись в монастырь Антония Великого, стало просто огромным. Люди ехали туда со всего мира! Сам монастырь стал вторым по посещаемости местом штата Аризоны после всемирно известного природного памятника Гранд-Каньон. В результате громадного интереса к духовной жизни, к настоящему православному Преданию со стороны людей не только монастырь преподобного Антония Великого численно увеличился, но и были открыты 19 других монастырей в США и Канаде. Старец Ефрем приложил огромные усилия для их создания, духовного становления и развития.

    Удивительно то, что об этом поистине апостольском служении старца Ефрема его предупреждал его старец Иосиф Исихаст. Он явился Ефрему и высыпал 20 апельсинов на его колени, сказав, что ему надлежит основать 20 монастырей на американском континенте.

     Проповедь Старца Ефрема стала такой масштабной, что его со временем начали называть апостолом Америки. Он проповедовал в первую очередь не столько словом, сколько делом, образом своей жизни. Один из его современников священник Антоний Мосхонас вспоминает о том времени так: «Мы, американские архиереи и иереи, в течении семидесяти лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, исповеди, постах, четках – обо всем том, что составляет Предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости, и они не могут ничего дать нашей Церкви. И вот пришел малюсенький человек, без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном – нашем Православном Предании. Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство – Православие»[1].

    Старец Ефрем не только жил святой жизнью, не только проповедовал устно, но и писал книги, в которых собрано сокровище святоотеческой мудрости, почерпнутой им от живых носителей Предания – старцев, а также впитанное им самим в результате обожения его души благодатью Святого Духа. Названия его книг говорят сами за себя: «Жемчужины подвижнической мудрости», «Искусство спасения», «Отеческие советы», «Моя жизнь со старцем Иосифом». В последней книге он описывает потрясающе высокую жизнь своего духовного наставника преподобного Иосифа Исихаста.

    О чем писал отец Ефрем? Он писал в первую очередь о духовной жизни во всей ее многообразии, о том, что является самым необходимым для спасения человека – о молитве, об аскезе, о Таинствах Церкви.

    Однако, он говорил и о том, что Церковь также еще с апостольских времен занималась социальным и миссионерским служением, что заботясь о в первую очередь о духовном очищении и возрастании нельзя полностью игнорировать миссионерство и благотворительность. Более того, он сам активно занимался всеми видами служения. Так, например, он схимонах, часто после Богослужения выезжал на автомобиле по ближайшей к его монастырю Антония Великого местности и помогал нуждающимся людям продуктами и деньгами. По словам Старца Ефрема «первые благотворительные учреждения появились в Иерусалиме сразу после Воскресения Спасителя. Там появились первые благотворительные столовые, как следует из апостольских «Деяний», в которых служили первые семь диаконов. Крылатый апостол языков Павел был одновременно и первым в социальном служении: одновременно с проповедью Евангелия он собирал пожертвования… Социальным служением занимались и преемники апостолов – епископы. Нет худшего искажения истины, как утверждать, что Отцы Церкви занимались только догматическими вопросами и ничем другим. В то самое время, как собирались Церковные соборы, в Кесарии Василий Великий строил василиады (больницы, странноприимные учреждения и др. благотворительные учреждения – прим. авт.). В Константинополе для бедных были устроены благотворительные столовые, в которых питалось семь тысяч человек, а в Александрии устраивались первые родильные дома. Не только епископы, но и цари, и монахи соревновались в делах любви»[2].

    Старец Ефрем считал, что еще одной «отличительной чертой Православия во все времена был героизм, что видно на примере жизни мучеников. Чада Православия всегда с отвагой и мужеством встречали любой произвол, был ли то произвол Юлиана Отступника, либо ариан и монофизитов, иконоборцев или латиномудрствующих (есть такое слово?) монахов. Среди героев Православной Церкви не только Афанасий Великий, Василий Великий и Иоанн Златоуст (то есть епископы – прим. авт.), но и святой Феодор Студит, игумен Студийского монастыря со всей своей братией, святой Максим Исповедник… Марк Евгеник и… множество других исповедников и поборников веры»[3].

    Говоря о миссионерском служении Церкви(запятая?) старец подчеркивал, что Церковь «распространяла свет Евангелия через любовь и умягчение нравов…Православие шло царским путем Евангелия и сохранило неповрежденным подлинный дух христианства в противовес мрачному мистицизму восточных ересей, с одной стороны, и цезарепаписткой(есть такое слово?) централизации латинян или рационалистическому субъективизму протестантов с другой… Православие не презирало человека, не пренебрегало мудростью, природой и искусством. Оно все освятило и сотворило культуру»[4].

    Старец Ефрем призывал нас познать Православие не теоретически, а практически. Он призывал всех нас, христиан последнего времени жить Православием и опытно ощущать его красоту и глубину, ибо только таким образом мы сами станем по-настоящему православными. Только тогда мы сможем показать Православие другим людям, которые смогут ступить на путь истинно счастливой жизни, возможной только через достижение обожения – через освящение души Божественной благодатью.

    Старец воспевает настоящий Божественный гимн, посвященной нашей Святой Православной Вере, обращаясь к ней как к живому существу: «Православие  — это не музейный экспонат, не старинная вещь; это жизнь, творчество и радость! Это великая идея нашего народа, золотая надежда нашего спасения, наша похвала во Христе. Будем же проповедовать его с мужеством и героизмом, как истинные потомки великих героев Православия.

     Лучезарное прекрасное Православие, кровью украшенная невеста Христова, никогда, никогда да не отречемся от тебя мы, недостойные, но, если придется нас пролить за тебя и последнюю каплю крови! Аминь»[5].

 

      Материал статьи подготовил: Максим Злобин.

 

СНОСКИ:

[1] Афанасий Зоитакис. Ефрем Филофейский – апостол Америки. Источник:сайт «Азбука.ру»

{^}

[2] Ефрем Святогорец. Искусство спасения. Т. 1: беседы / Старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон; [ пер. с новогреч. А. Л. Данилин]. – М.: Святая Гора, 2013. С. 425.{^}

[3] Ефрем Святогорец. Искусство спасения. Т. 1: беседы / Старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон; [ пер. с новогреч. А. Л. Данилин]. – М.: Святая Гора, 2013. С. 426.{^}

[4] Там же. С. 426-427.{^}

[5] Ефрем Святогорец. Искусство спасения. Т. 1: беседы / Старец Ефрем, игум. монастыря Филофей на Святой Горе Афон; [ пер. с новогреч. А. Л. Данилин]. – М.: Святая Гора, 2013. С. 427-428.{^}