«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

О супружеском воздержании

    Одним из проявлений добродетели целомудрия является, если так можно выразиться, «внутреннее» супружеское целомудрие, — то, как супруги относятся другу к другу, стараются ли они быть воздержными. Это деликатная тема, однако и она получает свою нравственную оценку во многовековом Священном Предании Церкви.

***

    Сегодня на тему супружеского целомудрия можно услышать разные мнения, в том числе и среди священнослужителей. В приведенном ниже отрывке интервью одного из современных священников можно увидеть два противоположных мнения:

    Вопрос священнику: «Насколько оправдана настоятельная рекомендация, почерпнутая, как говорят, из «Посмертных поучений» преподобного Нила Мироточивого, о полном воздержании от супружеских отношений в период беременности матери и кормления младенца грудью? Эта точка зрения проповедуется, например, одним из популярных столичных пастырей. Можно ли считать это частным мнением или тому есть канонические подтверждения?»

    Ответ: «Боюсь, что авторы подобных рекомендаций недооценивают значения супружеской близости. Возможно, по причине собственной очень высокой аскетической настроенности. Но вот перед нами апостол Павел, которого трудно упрекнуть в потворстве невоздержанию. Однако он, как известно, советовал христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Что же касается абсолютного воздержания во время беременности и кормления… В общей сложности получится срок примерно в два года, а если долго кормить, то и больше. Другой священник не без основания заметил: «За это время мужу, пожалуй, можно и монашество принять». Конечно, в поздние сроки беременности и в первое время после родов воздержание необходимо, об этом и врачи говорят. Но если советы упомянутого вами батюшки применять во всей полноте, то результатом, очевидно, легко может стать нарушение супружеской верности и, вследствие этого, распад семьи. Поэтому я думаю, не стоит всем подряд рекомендовать образ жизни, похожий на подвижничество святого Иоанна Кронштадтского».

    Что это за рекомендация преподобного Нила Мироточивого, о которой идет речь? Святой Нил пишет: «…Надлежит блюсти воздержание; когда младенец засеменится и зачнется, тогда подобает, чтобы соблюдали себя и не смешивались больше муж с женой; ибо от этого происходит обоюдный вред: во-первых, потому что изнуряется мать, а во-вторых, потому что повреждается младенец; вред младенцу в том, что истощается сила младенца; сила же его есть премудрость его. Поэтому у еллинов, когда младенец зачинался, отец с материю соблюдали себя, чтобы больше не соединяться, воз­держивались также от прожорственных и многообразных яств, чтобы не усиливалась в них сила плотская, чтобы мужу не впасть с женой в сношение, не осквернить этим младенца и тем не обессилить его. И у всякого, кто воздерживался от прожорства и плотского сладострастия, дети бывали мудрые. Все ученые мудрецы произошли от таких родителей. Но оставим мудрость еллинов и обратимся к бессловесным скотам. У бессловесных животных, когда, по соединении самки с самцом, почувствует она, что восприняла семя, то потом больше самца не принимает, чтобы не испортить в рождаемом природы. Если у людей мать не убережется от телесного совокупления, имея во чреве, то весьма повреждается сим младенец, так как питается кровию матери своей; если эта кровь матери осквернится семенем мужа и станет ею питаться младенец, то и молоко матери будет оскверненным через невоздержание; тогда что станет с младенцем, который вскормился с нечистотою? Сей младенец будет впоследствии или прокаженным, или паршивым, или худосочным, или с каким иным недостатком; невозможно, чтобы не был он чем-либо заклеймен; жизнь его будет лукава, запятнана ложью, воровством или иным чем подобным; ибо зачат он был с распутством, вскормлен кровию оскверненною и молоком распутства. Итак, подобает, чтобы мать чиста была от всякия скверны, дабы и младенец чист был от всякого осквернения. Если она будет хранить себя от обжорства и плотского соединения, то и младенца своего охранит чистым, младенец ее будет всегда кротким, навсегда останется при родителях своих, т. е. хотя и не телом, но будет любить их. Если же родители не будут блюсти себя от этих двух вин, то узрят и младенца своего диким, преслушным, всегда смущающим родителей своих (или прогневляющим). Мнят таковые родители, что родили чадо ради промышления о них в старости, но, так как вскормился он в нечистоте их, то и не имеет потому страха Божия в себе, а причиняет родителям своим только печали»[1].

    Таково утверждение преподобного Нила. В жизни Церкви можно увидеть различные решения поднимаемого им вопроса. Некоторые супружеские пары по обоюдному согласию расходились по монастырям. Просияли в святости даже ушедшие от своих жен или мужей ради богоугождения: Алексий человек Божий, преподобный Феона и др. Святые мученики Хрисанф и Дарья отказались от супружеских отношений, не разлучаясь друг с другом, но стали духовными учителями множества людей, так что одна половина их дома сделалась как бы мужским монастырем, а вторая – женским. Более близкие нам по времени примеры чисто духовного отношения к своим женам явили святой Иоанн Кронштадский, преподобный Митрофан (Сребрянский), преподобный Серафим (Вырицкий), священномученик Павел Гайдай и другие. То есть такое отношение между супругами не невозможно и Богом не осуждается, а напротив увенчивается венцом праведности, исповедничества, мученичества. Но все это скорее исключение нежели правило. А правило таково, что когда церковные люди вступают в брак, они желают быть всегда вместе с любимым человеком и иметь общих детей. Для таких супружеских пар примером высокой духовной настроенности может служить многодетный сельский священник (о нем писала одна из местных церковных газет в 1990-е годы). Он свидетельствовал о себе, что детей у него столько, сколько было супружеской близости с женой. Причем эта близость происходила после длительной подготовки в виде молитвы и поста, а также совершения дома молебна. Таких супругов можно уподобить Иоакиму и Анне, Захарии и Елисавете. Современным людям, отравленным пропагандой культа половых отношений, свойственно придавать им большое значение, большинство же неверующих людей и вовсе считают, как правило, что в этих отношениях и состоит вся любовь: жена или муж (а для мирских людей партнер) обидится, подумает, что его недостаточно любят. Для большинства людей планка сельского священника слишком высока. Насколько ее можно снизить? Из вышеприведенного слова преподобного Нила следует, что после зачатия супружеского общения быть никак не должно. А как узнать произошло зачатие или нет? Современными способами это узнать просто, а если следовать природе, то женщина узнает об этом в дни ежемесячного очищения. Отсюда напрашивается вывод о том, что если супруги стремятся иметь детей и боятся причинить вред зачатому ребенку, то правильной мерой супружеского общения является встреча один раз в месяц в один из дней после созревания яйцеклетки, т. е. когда зачатие наиболее вероятно. Такая мера одновременно послужила бы тренировкой воздержания на случай болезни одного из супругов или вынужденного отъезда на длительный срок (неужели все моряки, отсутствующие по полгода и все их жены изменяют друг другу?). Но такая периодичность может соблюдаться, если нет церковного поста и до тех пор пока зачатие не произойдет. После зачатия – строгое воздержание до конца выкармливания младенца. Так получается по преподобному Нилу.

    Но не разрешит ли нам какой-нибудь современный святой снизить и эту планку? Один из таких святых, подобных древним – старец Паисий Святогорец. Но оказывается и он считает так: после того как выяснится, что зачатие произошло, нужно немедленно отказаться от сношений либо, если супруги не в силах сдержать себя, предельно ограничить их. По крайней мере начиная с шестого месяца контакты нужно прекратить совсем[2]. Ничего другого служители слова Божия нам не разрешают. Служители же мирского слова – писатели пропогандируют другую точку зрения. Например Франсуа Рабле в своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль» призывает: «Дорога свободна раз чрево полно!».

    Спектр решения этой проблемы от Рабле до преподобного Нила ставит каждого перед выбором. По словам преподобного Варсонофия Великого все христиане получают милость от Бога молитвами святых, но получить малую или великую милость – то в тебе залежит. Испытывать свою меру воздержания советовал святитель Тихон Задонский: «Есть обычай у неких мужей своих жен, а у жен своих мужей оставлять под видом воздержания, но это очень опасно, так как вместо воздержания может последовать тяжкий грех прелюбодеяния, или в одном, или в обоих лицах… Поэтому когда разлучение бывает ради воздержания, то это должно быть с согласия обоих лиц и то на время, пока не испытают себя, могут ли такое бремя понести. Если могут, хорошо – пусть пребывают так. А если не могут, пускай опять сходятся воедино, ибо не всем все дано».

    Священник в приведенной выше цитате не ответил корреспонденту на серьезный богословский вопрос, можно ли считать слова преподобного Нила частным мнением или тому есть иные церковные подтверждения? Заглянем в Нравственное богословие протоиерея Евгения Попова, в раздел «Грех против 7-й заповеди»: «С физической стороны не позволяется супружеское сношение в те дни и часы, когда который либо из супругов еще не поправился после тяжкой или продолжительной болезни; когда оба они, будучи вообще слабы своим здоровьем, удостоверяются в последовавшей беременности; когда мать вскармливает грудью свое дитя; когда она находится в состоянии особенной слабости тела, например, после долгих умственных занятий, после работы и т.п…. Половое наслаждение уже само по себе стоит на последней ступени, хотя и «честна женитва». Взятое же и ценимое отдельно, оно и будет «блудодеяния ради», т.е. полагается только выше разжжения, или блуда; тогда «лучше есть женитися, нежели разжигатися». А если еще прибавить к этому неумеренность, или частовременность сообщения,— тогда что же выйдет из законного брака, как не одна плотская прихоть, как не потеха для животного инстинкта? и достойно ли такое пользование браком в особенности со стороны христианских супругов? … Неумеренность-то супружеская более бывает причиною того, что муж и жена не могут без страстного ощущения и на одну минуту встречаться друг с другом пристальным взглядом, ласкою, пожатием рук, лобызанием, тогда как в известное время не должно быть и мысли о похоти. (С редким же сообщением между собой и опять непременно возвращается к ним половая стыдливость). …Вот муж и жена, пользуясь законностью брака, тайностью и доступностью каждый день (если не отлучаются) супружеского своего ложа, тем, что никто их ни поверяет, ни упрекает в частовременном между собой совокуплении,— пользуясь не по совести всем этим, чрезмерно развивают в себе плотскую похоть. Но что, если вдруг их постигнет вдовство или продолжительная болезнь, препятствующая совокуплению? что им тогда делать с развитою страстью? готовы ли они выдержать борьбу с ней? Сомнительно! Всегдашняя неумеренность супружеская также вредна и для здоровья, и даже более вредна, чем только несдержанность в непозволительное физически время. Когда она достигнет высшей степени: тогда, несомненно, истощает силы, особенно молодых супругов. Тогда она ведет к сокращению жизни; потому что «жизнь человека есть горение». А известно, что чем сильнее пламя, тем скорее потухает. В половом же совокуплении жизнь на короткие минуты возжигается, как полное пламя; потому что оно сопровождается потрясением всего человека (всей нервной системы). Отсюда и очевидно вредны последствия для жизни от крайней неумеренности».

    О необходимости воздержания в период плодоношения говорили святитель Василий Великий, преподобный Максим Исповедник, преподобный Исидор Пелусиот, святитель Димитрий Ростовский.  Это были люди, имеющие не просто благодать крещения, монашества, священства, они имели живущим в своей душе как в доме Святого Духа. Преподобный Исидор Пелусиот отвечает пресвитеру Афанасию (Письма, п. 581): «…по какой причине прокаженному и изливающему семя, равно как и страждущим другими непроизвольными болезнями, воспрещался вход в священные ограды? … И для строгости нравов у мужей, и для чести жен, и по свойству самого дела, так как и в сем выказывается святость жизни, узаконено было мужу не входить к жене во время очищения ее скверн. Но многие, по сильной похотливости и невоздержности, лучше же сказать, по какому-то неистовству, имеют общение с женами, когда у них месячное течение и очищение, и даже когда они беременны, а жены, не знаю почему, допускают это, хотя и бессловесные животные по зачатии не сходятся для общения… Сие-то зло желая предотвратить, Законодатель, чтобы никто не осмеливался делать что-либо подобное, рожденных от таких совокуплений отлучает здесь и не допускает в священные собрания». В другом письме святого Исидора говорится (письмо 501): «Что от худого сложения родителей и рождаемое бывает худого сложения, это и с разумом сообразно и всегда видно. Но что бывает то же и от невоздержности родителей, сие, хотя и не для всех видимо, но также согласно с разумом. Посему <пророк Иезекииль> говорит: если заботитесь о добром сложении и здоровье рождаемых и не хотите отлучить их от Церкви Господней, то будьте осторожны, и знайте время общения, чтобы дети не понесли на себе знаков вашего невоздержания».

    Этот вопрос рассматривал учитель Церкви Климент Александрийский в своем «Педагоге»: «Ни о ком из древних евреев у Моисея поэтому и не говорится, чтобы он сходился со своей беременной женой. Ибо и без того пустым будучи, это удовольствие, если кто им пользуется и в браке, становится нечестивым, не соответствующим идее брака и противоразумным. Напротив, Моисей призывает мужей воздерживаться от беременных, пока они не освободятся от плода. И подлинно. Матка, расположенная, под мочевым пузырем несколько выше кишки, которая называется прямой, обыкновенно простирает свою шейку плечами в сторону мочевого пузыря. Но как скоро отверстие шейки оказывается наполненным, матка запирается и опрастывается уже только во время родов; лишь когда замок этот снят, тогда матка принимает в себя семя. Ради пользы слушателей здесь нам нисколько не стыдно поименовать, органы, в которых происходит зачатие плода, ибо сотворения их сам Бог не устыдился. Итак, матка, в жажде рождения детей восприняв на себя семя, с этих пор не желает постыдного и достойного порицания соития, закрытием своим указывая в нем уже необузданность и распутство, после насыщения ввиду закрытия шейки своей, удерживаясь от сладострастия. Ее стремления, которые прежде были направлены на любовные объятия, обращаются теперь внутрь, занятые лишь образованием плода, вспомоществуют Творцу. Не следует поэтому природу уже занятую к этому еще беспокоить из границ выходящим бесчинством».

    Преподобный Максим Исповедник о супружеском целомудрии писал следующее: «… зло есть погрешительное суждение о познанных вещах сопровождаемое неправильным их употреблением. Так в отношении к вещам, правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение, Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим. Подобным образом должно рассуждать о понимании и употреблении других вещей» (Добротолюбие, т. 3, Вторая сотница о любви, ч. 17) .

    У человека нецерковного, вероятно, возникнет вопрос, почему о супружеских отношениях рассуждают монахи. Но как известно, духовный судит обо всем (1 Кор. 2:15). Преподобный Нил Мироточивый сравнивал монашество с мужем, а мир с женой, подчеркивая, что монашество сильнее мира и печется о нем. И вся история Церкви показывает, что в борьбе с ересями именно монашествующие оказывались совестью Церкви, чутко реагирующей на всякую неправду. Монашеству по самому его строю, по непопечительному образу жизни, свойственно делание молитвы и очищения от страстей, которое дает чистоту ума, необходимую для вселения в человека Святого Духа уже здесь на земле. Когда же Святой Дух вселяется в человека, то сообщает ему тайны Божии, недоступные уму, целый день пекущемуся о мирском.       Поэтому помимо знакомства с Социальной концепцией РПЦ, которая, конечно, важна, православные призваны изучать наследие Святых Отцов, не отвергать их духовные наставления, исходящие из просвещенного Святым Духом сердца.

    Сегодня некоторым может показаться, что Святые Отцы устарели. Но если допустить, что это так, то не возникнет тогда мысли, что поскольку их наставления невыполнимы сегодня, то тогда нужно признать невыполнимыми, а следовательно, устаревшими, например, евангельские заповеди блаженств? Между тем первая из этих заповедей говорит о нищете духовной. А нищий духом, если таковым себя признает идет к богатому духом, к имеющему Святого Духа в себе и смиренно учится у него, а кто не хочет учиться у святых, тот уже не нищий духом. 

    «Боюсь, что авторы подобных рекомендаций недооценивают значения супружеской близости. Возможно, по причине собственной очень высокой аскетической настроенности», – сказано в приведенном выше интервью. Но за святых не нужно бояться, им нужно молиться, чтобы нам стать более духовными, чем плотскими. Не следует бояться и за пастырей, которые приглашают людей идти в этой временной скоротекущей жизни и юдоли плача страдальческим путем святых. Блажен, кто последует этому призыву, хотя и не всем это дано. Аскетическая же настроенность для христианских супругов вещь крайне полезная, ведь не смотря на то, что они связаны браком, общее правило об очищении от страстей и на них распространяется. Страсти изгоняются ни чем другим, как молитвой и постом, которые и составляют две стороны аскезы. И это не по словам уже якобы устаревшего преподобного Нила Мироточивого, а Самого Спасителя.

    Преподобному Нилу и его последователям – древним и современным, о которых будет сказано ниже, указанный ответ из интервью противопоставляет мнение апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Этот стих приводят почти все сторонники снисходительного отношения к супружескому воздержанию. Действительно ли слова апостола Павла опровергают мнение преподобного Нила?

    Заглянем в толкование на этот стих святителя Феофана Затворника, подытожившего бывших до него толковников. Святитель Феофан пишет о словах апостола Павла: «Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению. Прекращать воздержание советует, – да не искусит сатана. Следовательно, если нет опасности, то можно воздержание и продолжить. Видно, что апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились только уступая крайней необходимости, которая определяется не пожеланиями, а естеством, и даже не естеством, а благоразумием. Что в известные времена должно воздерживаться супругам, это есть закон и естества. К этому прилагает свое требование и закон богоугождения. Но как все сие уладить и упорядочить, этого предписаниями определить нельзя. Оставляется это взаимному согласию и благоразумию супругов».      Видимо, первые христиане в силу своей высокой духовной настроенности, а также будучи осведомлены об эллинской традиции прекращать супружеские отношения во время беременности, к тому же находясь в условиях гонений не имели частых супружеских сношений, и при этом то один, то другой супруг стремился сделать их еще более редкими. Такое толкование святителя Феофана слов апостола Павла о неуклонении супругов друг от друга согласуется с другими его высказываниями: «…хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7:1);  «…желаю, чтобы все люди были, как и я» (1 Кор. 7:7);  «… выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7:38); «… если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7:28); «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7:32).

    Далее в этом интервью говорится: «Но если советы упомянутого вами батюшки применять во всей полноте, то результатом, очевидно, легко может стать нарушение супружеской верности и, вследствие этого, распад семьи».

    Упомянутый в интервью священник (протоиерей Артемий Владимиров) рассказывает: «… исходя из священнической практики, можно утверждать: страшные несчастья – выкидыши, которые случаются у многих женщин, желающих иметь детей и рожать их во славу Божию, имеют место не без их вины: либо не освящен брак, либо дитя страдало и было утесняемо, когда супруга отдавалась супружеской жизни, в то время, как сего уже не требовало естество… Святая Церковь свидетельствует, что мама все время кормления должна воздерживаться от супружеской жизни. Едва лишь только она по настоянию мужа, или по собственной безответственности приступит уже не к святому делу, а к делу непотребному, как сладострастие отравит естество матери и проникнет в молоко. А молоко уж и не исходит из материнской груди, – естество наше бастует, протестует против неумеренности супружеской жизни. Даже если молоко не пропадает, супружеская жизнь все равно крайне вредна для младенца. Вот почему, когда ребенок приходит в возраст, мгновенно на нем отражается все то, что мать делала не по разуму, все ошибки, все пороки, все неумеренности. Ибо младенцы, растленные в утробе матери супружеской жизнью неподобной, или через молоко питаемые и оскверняемые одновременно, бывают непокорны, строптивы, невнимательны, рассеянны, бывают чрезмерно оживлены, озорливы, неспокойными, тревожными и часто уже на школьной скамье страдают за то, что мама не знала благого времени воздержания»[3].

     И еще два свидетельства современных священников. Протоиерей Илия Шугаев в своей книге «Один раз на всю жизнь» считает, что супругам важно научиться с помощью поста управлять своими чувствами: «Почему это важно в супружеской жизни? Супруга заболела или забеременела и не может иметь супружеской близости. В нормальной семье это не вызывает никакой трагедии. Супруг может в любой момент управлять своими чувствами и желаниями. Так приобретается истинная свобода… Часто именно пресыщение и толкает людей на измену ради получения новых ощущений с новым партнером. Даже однодневные посты вносят порядок в интимную жизнь. Взаимное ожидание близости сильно отличает благочестивую семью от пар, где близость происходит беспорядочно и часто все зависит от настроения и желания только одного из супругов».

    Протоиерей Максим Козлов так отвечает на вопрос о воздержании во время беременности: «Решение о том, какую меру воздержания иметь, принимает каждая семья, но прежде чем принять это решение, можете ознакомиться со следующими соображениями: период пребывания во чреве матери в значительной мере формирует человеческие наклонности. Не только телесное, но и душевное состояние матери – с любовью или отторжением она ожидает того, кого носит под сердцем, — не может не сказываться на нем. На него не могут не воздействовать и отношения родителей, и сам климат в семье. Поэтому если иные светские люди и пожелают видеть своих детей страстными, устремленными в сферу телесности и половой жизни, что для их мировоззрения естественно и нормально, то христиане скорее будут стремиться заложить в своих чадах готовность к воздержанию и мере, чтобы в них преобладало духовное над телесным. Благоразумнее поступит семья, которая или вовсе откажется от интимной близости, или минимизирует ее, заменив плотское супружеское общение естественными проявлениями ласки, нежности, по возможности более частым пребыванием друг с другом, которое тоже может давать полноту и душевного, и телесного единения. Мудрая жена и тактичный муж найдут, как пройти рука об руку, не отдаляясь друг от друга в этот период естественного воздержания при деторождении»[4].

    Сегодня когда кто-то пытается изложить мнение Святых Отцов по данному вопросу своим знакомым верующим, те могут ответить: «А священники благословляют». Однако, оказывается, не все, как следует из вышеизложенных примеров. Но главное, это то, что для православного верующего главным критерием правильности тех или иных мнений, идей, в том числе и тех, которые высказывает кто-то из современных священнослужителей, должно быть Священное Предание. Если человек искренне хочет разобраться в каком-то вопросе и найти правильный ответ, то он найдет его в православной традиции.

    Если человек никогда не пробовал целый день ничего не есть, он скажет, что это невозможно. Если один раз попробует, увидит, какие мысли приносит ему диавол, чтобы воспрепятствовать довести задуманное до конца. Когда же человек снова пожелает ничего не вкушать – допустим в Страстную Пятницу из сострадания к Спасителю, то это покажется уже делом совсем легким. Так можно научиться управлять своими пожеланиями.

    Есть более простой способ: проследить за своими мыслями при виде лежащего на столе бутерброда с колбасой. Можно его попросту съесть раз попался на глаза, а можно сказать себе: «Время обеда еще не наступило». Что уж и бутерброд во внеурочное время съесть нельзя? Святые отцы считают, что рассуждение: «Какая разница если я съем эту безделицу» вредно для духовной жизни. Мама старца Паисия, как и все фарасиоты – духовные дети преподобного Арсения Каппадакийского, считала большим грехом съесть что-либо ранее установленного часа. Для самовоспитания это важно, ведь никто не хочет уподобляться Адаму взявшему яблоко с запрещенного дерева и Иуде дерзостно протянувшему руку за хлебом.

    Если бы все православные знали содержание православной традиции по вопросу супружеского воздержания во время беременности и грудного кормления, возможно, число считающих, что такое воздержание невозможно и не нужно заметно поубавилось бы. Собственно весь вопрос воздержания в супружеской жизни связан с вопросом о том, как поработить плоть духу.

    Правильной духовной жизни учит Священное Писание, и богослужение, и святоотеческая литература. Нужно лишь понудить себя проникнуться духом богослужебного, евангельского, святоотеческого слова, а без самопринуждения это никогда не получится. Святые Отцы — живые храмы Святого Духа, они всегда актуальны.

    Эту статью хотелось бы закончить словами святителя Григория Богослова: «Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу» (стихотворение «На целомудрие»). Он же говорил: «Блажен, кто, уступив немного законам брака, приносит Христу большую часть любви» («Блаженство и определения духовной жизни»).

 

СНОСКИ:

[1] Посмертные поучения преподобного Нила Мироточивого Афонского. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. С. 65-66.{^}

[2] Раковалис А. «Отец Паисий мне сказал…» — М., 2003.- с. 28-29.

[3] Владимиров Артемий, прот. «Беседы о рождении и воспитании ребенка»:   {^} сайт «Правмир.ру»

[4] Максим Козлов, прот. «О супружеских отношениях»: {^} сайт «Азбука.ру»