«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Из чего Бог сотворил мир?

    Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие».

 

    В современном мире, когда существует множество теорий о происхождении вселенной, воцерковленному человеку особенно важно утвердиться в истинном учении о сотворении мира Богом. Некоторые ученые, восхищаясь сложностью, многообразием, гармонией Земли, приходили к заключению, что само по себе это чудо не могло произойти. Так Исаак Ньютон — физик, математик, писал: «Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия; и все соответственное месту и времени разнообразно сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного, которое я называю Господом Богом».

    «Из чего же сотворен Мир?

    Мне приходилось бывать в большой аудитории педагогов (более 400), пришедших на курс «Основы православной культуры», которым был задан этот вопрос. Были варианты «из земли», «из самого Себя», но никто не дал правильный ответ. Вот как важно поучаться в Слове Божьем!

    Ответ на этот вопрос дают нам святые Отцы, а протопресвитер Михаил (Помазанский) обобщил их учения в своей книге «Православное догматическое богословие»:

* * *

    «Мир сотворен из ничего. Лучше сказать: приведен в бытие из небытия, как Отцы обычно и выражаются, т.к. если говорим «из», то, очевидно, уже думаем о материале, но «ничто» не является материалом. Однако условно принято и вполне допустимо пользоваться этим выражением ради его простоты и краткости.

    Что сотворение есть приведение из полного небытия, об этом говорит слово Божие во многих местах:

    «все сотворил Бог из ничего» (2 Маккав. 7:28),

    «так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3),

    «называющим несуществующее, как существующее» (Рим. 4:17).

    Само время получило свое начало от сотворения мира: до того была вечность. И Священное Писание говорит: «чрез Которого (Сыном Своим) и веки сотворил» (Евр. 1:2): слово веки имеет здесь значение «времени»; можно сказать поэтому: мир сотворен одновременно со временем.

    О днях творения – блаж. Августин в своем труде «О граде Божием» говорит так: «Какого рода эти дни – представить это нам или крайне трудно, или даже вовсе невозможно; а тем более невозможно говорить о том» (кн. 9, гл. 6).

    «Мы видим, что обыкновенные наши дни имеют вечер вследствие захода солнца и утро вследствие восхода солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый. Повествуется, правда, что с первых же пор словом Божиим сотворен свет и что Бог разделил между светом и тьмою и назвал этот свет днем, а тьму ночью; но какого рода был этот свет, каким поочередным движением и какого рода вечер и утро производил он, – это недоступно нашему разумению, и не может, понято нами соответственно тому, как оно есть; хотя мы должны верить этому без колебания…» (кн. 11, гл.7).

    Бог сотворил мир мыслью Своей, хотением, словом или повелением («Православное исповедание веры»). Он сказал, и сделалось, повелел – и сотворилось (Пс. 148:5). Сказал (рече) обозначает мановение. Под «словом» Божиим, как замечают Отцы Церкви, здесь должно разуметь не какой-либо членораздельный звук или подобно нашему слово; нет, это творческое слово обозначает только мановение или выражение всемогущей воли Божией, произведшее из ничтожества вселенную».

 

    Рекомендуем полностью прочитать отрывок в контексте второй части, книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие»:

сайт «Азбука.ру»

    Текст статьи подготовила Светлана Логинова.