«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Святость как призвание христианина

    Из книги протопресвитера Михаила Помазанского  «Христианская жизнь», глава «Святость святых».

    В чем заключается цель жизни христианина? Какое его призвание? Ответ на этот вопрос верующие люди часто знают. Это Царствие Небесное. Однако не всегда задумываются о том, что уже здесь, на земле человек может и должен приблизиться к святости, стать святым, как пишет об этом ап. Петр: «… по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр 1:15).

    В наше время, когда мир ориентирует людей на тленные блага мира сего, на самих себя, сами христиане могут терять свои самые главные ценности, ждать от Церкви телесного благополучия, успехов в житейских делах, признания людей. Нелегко нести крест «неотмирности» своей веры, и наоборот, легко потворствовать духу времени во внешней, а затем и внутренней жизни. А как жили святые? Какие у них были ценности? Что помогало им нести свой крест? Можем ли мы приблизиться к их духу?

    В главе «Святость святых» из книги «Христианская жизнь» протопресвитер Михаил Помазанский живо и красноречиво показывает, на что следует ориентироваться всякому христианину, что в первую очередь должно заботить его ум и сердце.

* * *

    “Ваше призвание – святость” , — внушает нам Апостол. Высокого душевного состояния требует от нас наша вера.

    Но дерзаем ли мы думать о себе, что мы способны собственными силами достигать порога у входа в святость? Не будем так самонадеянны. Мы для того-то и находимся в Церкви, чтобы она освятила нас. А личная наша задача скромна: очищать поле своей души, как очищается почва для цветника, для огорода. Освящаемся мы в наших личных искренних молитвах, в таинствах Церкви, в богослужении. И укрепляемся мы молитвенным общением со святыми Небесной Церкви и, преимущественно, неустанными молитвенными обращениями к Заступнице нашей Пресвятой Богородице, – и этим путем отдаем себя под влияние их святости. Скажем словами преп. Иоанна Дамаскина: приносящий молитвы Богу и святым так сам освящается ими, как приносящий кому-либо благовонное миро незаметно принимает на себя и в себя аромат мира. И скляница мира, которое женщина возлила на ноги Спасителя и отерла их своими волосами, облагоухала руки и волосы ее самой. Так в двустишии русского поэта: “Простой цветочек дикий нечаянно попал в один пучок с гвоздикой. И что же? От нее душистым стал и сам”.

    Что же такое святость святых? Аскетизм ли и умерщвление плоти? Уход от мира? Совершение ли чудес? 

    То, и другое, и третье находит себе место в христианстве. Но не они являются сущностью святости.

    Святость есть исполнение Нагорной проповеди Спасителя. Святость есть чистота мыслей, чувств и воли. Святость есть правдивость, искренность, опасение перед малейшим оттенком лжи, обмана, хитрости или, как говорят, “задней мысли” и расчета. Святость есть безбоязненное исповедание веры. Святость есть желание добра ближнему и дальнему. Святость есть “правда, мир и радость о Духе Святом.” Ее плоды по Апостолу: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.” Святость возвышает веру святых в “видение божественных тайн.” Святость не есть выражение подъема той или иной способности человека, а составляет преображение его природы в целом и имеет право быть названа “цветом человечества.”

    Как же нам подниматься мыслями и сердцем к святым Церкви Христовой? Они, живя в Боге, как бы в окружающем их воздухе, зовут к тому же и нас. Они открывают нам, в чем состоит истинное счастье человека. Они убеждают нас в истинности нашего церковного пути. Одна и та же святость дышит как со страниц Евангелия, так и из чистых и светлых молитв и песнопений, оставленных для нас святыми отцами Церкви и находящихся в постоянном богослужебном пользовании Церкви. Влиянием их святости проникнуты также другие чисто-назидательные их творения, а затем, и благочестивые повествования о их жизни. С каждым шагом следования этим путем крепнет вера христианина, а с нею и надежда перехода за порог земной жизни к Невечернему Свету, согласно обетованию: “по вере вашей будет вам”».

 

    Полностью книгу протопресвитера Михаила Помазанского «Христианская жизнь» можно прочитать здесь:  сайт «Азбука. ру»

    Текст статьи подготовила Светлана Логинова.