«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Подвижница благочестия

О схимонахине Сергии (Пыльневой)

      

     Автор: священник Михаил Ермаков

«Трудитесь: находите покой в труде, ни в чем другом его не найти! Удовольствие пролетит — оно себе, труд оставляет след долгой радости — он другим.»  Д.И. Менделеев. Такой след долгой радости для людей оставила после себя подвижница православной мысли схимонахиня Сергия (Пыльнева).

     В 2019 году вышла книга о старце Зосимовой пустыни, иеросхимонахе Иннокентии (Орешкине) и его духовной дочери — схимонахини Сергии (Пыльневой).

Семья Галины Пыльнеевой (будущей схим. Сергии)

     Родилась девочка в 1936 году, назвали ее Галиной. Поскольку родители были лишены родительских прав, то воспитывалась она тетушками Дарьей и Евдокией.    

      Они были тайно окормляемы отцом Иннокентием, который стал духовным отцом и их племяннице. Он прививал девушке веру, терпение, учил проявлять бескорыстную любовь к Богу и людям в те времена, когда такие понятия были почти забыты.

       В 1953 году Галина Пыльнева поступила в Московский текстильный институт на факультет художественного оформления текстильных изделий, который закончила в 1959 году.

      Схиархимандрит       Серафим (Амелин)

     Затем она работала художником-технологом; спустя какое-то время трудилась уже в Моспроекте в отделе реставрации памятников, а с 1987 по 1992 год — в ЦАКе (Церковно-археологическом кабинете при Московской Духовной академии) Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

     Через десять лет после смерти отца Иннокентия, хранимая его молитвами, еще совсем молодая Галина Пыльнева по благословению схиархимандрита Серафима (Амелина), одного из глинских старцев, прославленных в лике преподобных, приняла тайный постриг с именем Варвара, став монахиней в миру.

     Старец Иннокентий особо почитал преподобного Сергия, игумена Радонежского, и эту любовь он передал своей духовной дочери. Когда перед постригом в схиму ее спросили, в честь какого святого ей хотелось бы быть нареченной, она ответила, что в честь преподобного Сергия.

          Постриг в Великую схиму

     Постриг над ней совершил митрополит Антоний (Паканич).

     Матушка была автором статей о Церкви, святых людях и подвижниках благочестия. Ею написаны книги: «В Лавре преподобного Сергия», «Глинская мозаика», «Всемилостивая», «Дайте нам от елея Вышнего», «Чудо исповеди», «Весна постная», «Христос воскресе!», «Бог тихо постучал в мое сердце», «Толкования на паремии».

     С матушкой, помнившей и много знавшей о зосимовском старце Иннокентии, довелось познакомиться и составителю данной книги. Это произошло в сентябре 2013 года. В то время, тогда еще монахиня Варвара для близких, а для других — Галина Александровна, уже с великим терпением несла крест тяжелой болезни.

     Когда в феврале 2017 года меня рукоположили в иереи, то сорокоуст, который я проходил в Храме Христа Спасителя, совпал с последними днями жизни схимонахини Сергии. Мы соборовали ее вместе с иеромонахом Серафимом (Кречетовым), который также был знаком с матушкой. И это было первое соборование, которое я совершал как священник. По очереди с отцом Серафимом мы причащали матушку Сергию. Как вспоминал отец Серафим, «несмотря на недуг и возрастающую слабость, матушка не оставляла частого посещения церкви и почти еженедельных поездок в Троице-Сергиеву Лавру». Болезнь она переносила мужественно, абсолютно спокойно. В храме на Болвановке последний раз она была на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы на ранней литургии в 2016 году.

     Потом ее причащали уже на дому. Было удивительно, как матушка во время своего „затвора“

                  Причащение на дому

покаянно перебрала и пережила всю свою жизнь — память у нее практически до последних дней была ясная. Приходя к матушке, я видел, что никакого страха перед смертью у нее не было, все шло своим чередом, приближая ее к совершенно реально осознаваемому переходу в вечность.

     Когда матушка уже совсем слегла и не вставала, одна знакомая (Л.В.), пытаясь как-то облегчить ее состояние, предложила ей включать аудиодиски и слушать их, чтобы не было тоскливо. Но матушка ответила, что «ей совсем не тоскливо и что она благодарна Господу за посланную болезнь, так как она может вспомнить еще какие-то свои грехи, которые в житейской суете могли остаться забытыми».

     В пятницу 2-й седмицы Великого поста, 10 марта 2017 года, причащать матушку выпало мне. В то утро, уезжая после причастия и благословив ее, я ясно понял, что вижу схимонахиню Сергию в последний раз. Скорбь вечернего заупокойного богослужения, совершаемого накануне первой Великопостной родительской субботы, внутренне совпала в душе со скорбью ухода матушки Сергии. Она стала воплотившейся связью с главным персонажем этой книги и свидетельством того, как все не случайно в нашем мире.

    День ее кончины совпал с днем преставления ее духовного отца — иеросхимонаха Иннокентия (Орешкина). Удивительно, как Господь Своим верным рабам посылает утешение — причастие перед смертью. Матушка Сергия отошла ко Господу после принятия святых Христовых Таин, в день памяти своего духовника. С ним, помимо всего прочего, ее соединяет великая схима — высшая степень монашества. Старец и там, в вечной жизни, словно взял свою духовную дочь за руку и провел к Отцу Небесному, к Которому она стремилась всю жизнь.

     По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, позднюю литургию и отпевание схимонахини Сергии в храме Спаса Преображения на Болвановке возглавил архиепископ Верейский Евгений (Решетников), давно знавший и почитавший матушку. Пел хор Московской Духовной академии.

     Отпевание матушки совершалось в день памяти Собора Киево-Печерских преподобных, которых она особо почитала и к которым несколько раз ездила на поклонение. Похоронена схимонахиня Сергия на Алексеевском кладбище в Москве, в ограде храма Тихвинской иконы Божией Матери, рядом со своим духовным отцом, старцем иеросхимонахом Иннокентием (Орешкиным).

     Со святыми упокой, Господи, души усопших раб Твоих, иеросхимонаха Иннокентия и схимонахини Сергии!

Книгу схим. Сергии «Весна постная» вы можете прочитать на нашем сайте. В книге представлен сборник проповедей и размышлений разных авторов, расположенных по неделям – подготовительным и великопостным, а также Страстной седмицы. Особый интерес представляют главы, в которых матушка Сергия размышляет над стихирами Триоди (стр. 147- 178) и творчески пересказывает материал книги еп. Виссариона о Великом покаянном каноне (стр. 178 -228).