«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Богослужебно-песенная терминология

 

 

Автор: протопресвитер Михаил Помазанский

   В православном богослужении есть много терминов, обозначающих разные виды молитвословий и частей богослужения. Предлагаем вам ознакомиться с ними по книге протопресвитера Михаила Помазанского «В мире молитвы».

***

   «В алфавитном порядке объясним наиболее употребительные названия песнопений и моментов богослужения.

   1. Акафист, по-славянски “неседальное”, при чтении или пении его возбраняется сидеть. Акафист есть хвалебный гимн из 24-х песней, по числу букв греческого алфавита. В акафисте чередуются более краткие песни – кондаки с более пространными – икосами. В каждый икос входят от 6 до 12 строк похвал, начинающихся обычно при обращении к Богородице или Святому, словом «радуйся».

   2. Антифоны – стихи, предназначенные для попеременного пения их двумя ликами (клиросами). Антифоны слышим на воскресной и праздничной утрени (напр. “От юности моея,” здесь они называются “степенными”), а также иногда на Литургии.

   3. Богородичны – песни в честь Богоматери. Песни, где изображается плач Богоматери при кресте Ее Сына, называются крестобогородичными: они находятся в службах среды и пятка. Богородичными заканчиваются группы тропарей, стихир, седальнов. Прославлением Божией Матери и обращением к Ее предстательству проникнуто все богослужение. Выражением надежды на ее молитвенную помощь заканчиваются как внутренние отделы богослужений, в том числе ектении, так и каждая служба в отдельности. Богородичен часто предваряется славословием Святой Троицы: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь”.

   4. Догматики – богородичны октоиха, помещенные в конце стихир на “Господи воззвах” в воскресной службе малой или великой вечерни и иногда в другие праздники. Догматиками они называются ради того, что в них, вместе с похвалой Пресвятой Богородице, содержится догматическое учение о лице Господа Иисуса Христа.

   5. Ектения – в переводе с греческого, “прилежание, усердие”. Это моление, произносимое священником или диаконом, состоящее из ряда прошений. На каждое прошение народ или лик отвечает пением “Господи, помилуй” или “Подай, Господи”.

   Ектении бывают следующих видов:

а) великая: “Миром Господу помолимся”,

б) сугубая, с троекратным или многократным “Господи, помилуй”,

в) малая, краткая, начинающаяся словами “Паки и паки миром Господу помолимся”,

г) просительная, с пением “Подай, Господи”.

   6. Задостойник – песнопение, которое поется на Литургии вместо “Достойно есть яко воистину”, после момента пресуществления Св. Даров. Задостойником служит ирмос девятой песни канона утрени данного праздника со своим припевом.

   7. Изобразительные – небольшое последование, начинающееся псалмами: 102, «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.102:1), и 145, «Хвали, душе моя, Господа» (Пс.145:1). Оно исполняется тогда, когда не положено совершать до Вечерни Литургию. От этого названия и самые указанные два псалма, поющиеся вначале Литургии, называются “изобразительными” псалмами. Иногда последованием изобразительных по какой-нибудь необходимости заменяют Божественную Литургию: в этих случаях его обыкновенно называют “обедницей”.

   8. Канон (с греческого – правило, образец) представляет песенное творение, состоящее из 9 частей, или песней. Некоторые каноны состоят из неполного числа песней: 8-ми, четырех, трех, двух. Каждая песнь составляется из ирмоса, исполняемого пением, и ряда читаемых тропарей. Каждый канон посвящен одному предмету прославления или моления: славу Пресвятой Троицы, евангельское событие, моление Пресвятой Богородице, ублажение святого. Каноны составляются по определенной схеме: образцом для каждой песни служит песнь ветхозаветного Священного Писания, имеющая прообразовательный смысл для Нового Завета.

   Ирмос первой песни вспоминает чудесный переход через Красное море (Исх.15:1–19). Ирмос второй поется только в Великом Посту. Он построен на материале обличительной песни Моисея в пустыне (Втор.32:1–44). Ирмос третьей – на благодарственной песни Анны, матери пророка Самуила, за дарование ей сына (1Цар.2:1–10). Ирмос четвертой христиански толкует видения прор. Аввакумом Господа Бога в блеске солнечного света (Авв.3:2–19). Ирмос пятой – на видении Исаией светлого пришествия Спасителя, воскрешающего мертвых (Ис.26:9–21). Ирмос шестой на истории пророка Ионы, напоминающей о нашей погруженности в бездне грехов. Ирмос седьмой и восьмой песней основан на песне трех отроков, брошенных в пещь вавилонскую, предызображении христианского мученичества. Ирмос девятой примыкает к песне Богородицы “Величит душа моя Господа” и содержит величание Ее и прославление бессеменного рождения от Нея Сына Божия.

   В начальные времена Церкви, ветхозаветные песни исполнялись целиком. Каноны были составлены позже и помещались между песнями Ветхого Завета, как и теперь на утрени первой недели Великого Поста. Постепенно каноны заменили ветхозаветные песни, сохраняя лишь их содержание в ирмосах.

   9. Катавасия – так называются ирмосы канона, которые поются в конце каждой песни канона. Уставом полагается для пения катавасии сходиться певцам обоих клиросов на середине храма. Катавасия, по-гречески, “схождение”.

   10. Кафизмы – подразделения Псалтири. Все 150 псалмов Псалтири составляют 20 кафизм. Это слово обозначает “сидение”, так как при их чтении на Утрени разрешается сидеть.

   11. Кондак и икос.

   Кондак – краткая похвала святому или празднику. Место кондака – на Утрени после 6-ой песни канона. Так как кондак выражает сущность данного воспоминания дня, то он исполняется почти на всех службах: на утрени, часах, на Литургии, на изобразительных, на повечерии. Праздничный кондак в каноне обычно после себя имеет икос.

   Икос – песнопение немного большего размера, чем кондак. Он тоже содержит похвалы, но при этом часто еще прибавляются к ним основания для чествования: или исторические, или житейские или иные. Икос является дополнением к кондаку и отдельно никогда не читается при богослужении.

   12. Лития (моление) – молитвенное последование, входящее в состав Всенощного Бдения в дни больших праздников в конце Вечерни. Она состоит из пения стихир, ектений с многократным “Господи, помилуй” и особой молитвы. Священнослужители совершают ее в притворе храма. Лития совершается и вне храма во время крестных ходов. Бывает также Лития об умерших, она представляет собой краткое заупокойное последование.

   13. Непорочны – 17 кафизма Псалтири, называется так по начальным словам: «Блажены непорочные в путь» (Пс.118:1).

   14. Параклисис – канон Богородице, поется во всякой скорби душевной, иначе “утешительный” (более общеупотребительный начинается ирмосом “Воду прошед” и тропарем “Многими содержим напастями”).

   15. Парастас (стояние) – служба об умерших, построенная по типу Утрени. 16. Паримии (притчи, иносказания) – чтения из Священного Писания, по преимуществу из Ветхого Завета, образного характера или пророческого, иногда просто назидательного.

   17. Подобен: такая надпись постоянно встречается над отдельными песнопениями в минеях, триодях и др. книгах. Она обозначает, что данное песнопение составлено, в смысле стихотворного размера, количества стихов и самого содержания, по образцу другого, основного, который тут же указывается. Мелодия исполнения следует его образцу. Песнопения, которые имеют свое независимое построение и свой особый напев, называются иногда “самогласными.” Самоподобными называются в славянских богослужебных книгах таких два-три песнопения, которые почти сходны друг с другом, имея часто одинаковое начало и конец.

   18. Полиелей – по-славянски “многомилостивое” (Как милостив Господь!) это торжественная часть Утрени, исполняющаяся при открытых царских вратах и при свете паникадил, пс. 134, «Хвалите имя Господне» (Пс.134:1), и пс. 135, «Исповедайтеся Господеви» (Пс.135:1), или же отдельных стихов из этих псалмов.

   19. Причастен – стих, который поют на Литургии после “един свят, Един Господь”, когда совершается в алтаре причащение священнослужителей.

   20. Прокимен (впереди положенный) – то или другое изречение из Священного Писания (обычно из Псалтири) в сопровождении одним или несколькими стихами. Оно произносится чтецом, а затем повторяется хором перед чтением Апостола, Евангелия, паремии. Смысл прокимена соответствует следующему за ним чтению. Церковь призывает к вниманию возгласом “Премудрость, вонмем!”

   21. Стихиры – песнопения, их обычно несколько, в честь празднуемого события, или святого. Стихирами они называются потому, что в большинстве случает распределяются между конечными стихами псалмов или имеют перед собой стихи Священного Писания. Так, при группе вечерних псалмов, «Господи, воззвах к Тебе» (Пс.29:3), они называются “стихиры на Господи воззвах”. При группе утренних псалмов, «Хвалите Господа с небес» (Пс.148:1), называются “стихирами на хвалитех».– “обращение” может быть “венок”. Так называется основное песнопение, выражающее суть праздника. Оно содержит прославление события или святого, увенчание его похвалами. Этот тропарь точнее называется “отпустительным” тропарем. В других случаях бывают целые группы тропарей-похвал. Песни канонов состоят из ирмоса и идущих за ним тропарей. В пасхальном каноне эти тропари поются, а в остальных канонах читаются».

   Главу «Богослужебно-песенная терминология» из книги протопресвитера Михаила (Помазанского) «В мире молитвы» в контексте других глав можно прочитать на сайте Азбука веры

   Материал статьи подготовила Светлана Логинова.