«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Объяснение службы Вечерни

 

Автор: протопресвитер Михаил Помазанский

   Удивительно, как преображается восприятие службы по мере постепенного постижения ее смысла, порядка! В своей книге протопресвитер Михаил (Помазанский) рассказывает о порядке совершения вечерней службы, ее содержании, настроении.

***

   «Вечерня начинается чтением Девятого часа. По древнему уставу его полагается совершать в притворе. Таким образом первым молитвенным последованием в суточном круге освящались притвор и само вхождение в храм. Притворы в наших храмах не имеют прежнего назначения и иногда отсутствуют, поэтому Девятый час читается на клиросе. Благоговейное желание пребывания в храме выражено в начальных стихах первого псалма этого часа: «Коль возлюблена селения…»   (Пс. 83:2) [1]. Девятый час связывает два суточных круга, он заканчивает службы и воспоминания минувшего дня и собственно Вечерня начинает собой воспоминания событий и святых лиц предстоящего дня.

   Порядок ежедневной Вечерни следующий: Обычное начало; 103 псалом, мирная ектения, кафизма, малая ектения, псалмы “Господи, воззвах” и др. со стихирами и богородичными, “Свете тихий”, прокимен, “Сподоби, Господи”, просительная ектения, стихиры на стиховне, “Ныне отпущаеши”, “Святый Боже – Отче наш”, тропарь с богородичным, сугубая ектения, отпуст.

   Изменения в праздничной Вечерни следующие: вместо полной кафизмы, часто стихи первой кафизмы “Блажен муж”, во время “Свете тихий” вход с кадилом в алтарь через царские врата, после прокимена часто бывает чтение паремий, сугубая ектения. Далее “Сподоби, Господи”, просительная ектения, стихиры на стиховне, “Ныне отпущаеши”, “Святый Боже – Отче наш”, тропарь, отпуст или если совершается Всенощное бдение, переход к Утрени. В большие праздники между просительной ектенией и стихирами на стиховне служится Лития и за ней благословение хлебов.

   Таков порядок вечерни. Какое же содержание, мысли, настроения, моления вкладываются в этот порядок? День окончен. При свете солнца перед нашими глазами раскрывается все благолепие творения Божия; настает ночь и звездные миры приковывают наш взор. Время для прославления дел Творца. Оно находит себе выражение в 103 псалме: «Благослови душе моя, Господа…» Душа переходит к прилежному молению мирной или великой ектении. Это первое усердное моление в суточном круге. Как молитва она не многословна: Господи, помилуй. Спаситель заповедал «молясь не говорить лишнего» (Мф 6:7) [2] . Священнослужитель только напоминает о чем будем молиться: о мире мира, о Церкви, об общем благополучии, о нуждающихся в помощи, о себе самих. Отвечаем смиренным, покаянным, как некогда хананеянка: “Господи, помилуй”. Диакон подает пример молитве, выходя возглашать перед царские врата. Он держит высоко конец ораря в руке и делает крестное знамение.

   При пении “Господи, воззвах” совершается каждение храма. Что оно означает? Ответ на это в словах: “Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою”. При каждении в нашу сторону, склоняем голову, как пожелание, чтобы и наше славословие Господу шло ввысь, подобно фимиаму, и как знак, что Церковь почитает в нас наше христианское достоинство. “Господи воззвах”, это как бы псалтирный фундамент данного последования. Их полагается четыре, но средняя часть иногда опускается и мы слышим только стихи двух конечных псалмов. В стихирах на “Господи воззвах” – воспоминание данного дня или святых этого дня. Поэтому состав стихир ежедневно меняется. Они являются подвижным элементом в богослужении. По стихирам можно определить какое событие вспоминается на данный день.

   При пении стихир храм наполнен фимиамом. В праздничный день открываются царские врата, и совершается вход с кадилом в алтарь. “Премудрость, прости!” – призыв к благоговению и вниманию. Фимиам кадила предносится к престолу, на котором завтра будет приносится бескровная Жертва и где почивают запасные дары. При этом священник молится: “Вечер и заутра и полудне хвалим…”, хор поет “Свете тихий…” Это песнопение идет от христианской древности, как отображение небесного храма, описанного тайнозрителем Иоанном Богословом: «И 24 старца» (Откр. 5:8, 11–12) [3]. Возгласом “Премудрость, вонмем!” народ призывается слушать прокимен дня, дополняющего “Господь воцарися, в лепоту облечеся” (прокимен под воскресение). В понедельник прокимен “Се ныне благословите Господа вси раби Господни”, во вторник – “Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему”, и т.д. на каждый день недели…

   Слово прокимен означает “предшествующее”, т.е. перед чтением из Свящ. Писания Ветхого или Нового Завета. Они положены на вечерни в дни больших праздников. Большинство избранных чтений имеет смысл прообразов. Пения и чтения вечерни зовут нас к славословию, а ектении есть моления в точном смысле слова. Если вечерня праздничная, Церковь призывает помолиться сугубой ектенией, молимся в ней не только о живых, но и об усопших: “о всех преждепочивших отцех и братьях наших, зде лежащих и повсюду православных”. Мы отвечаем на каждый возглас тройным “Господи помилуй”. На повечерии и утрени слышим небольшую молитву “Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам”, это одна из излюбленных молитв.

   Вслед следует ектения просительная. В ней за каждым возгласом (кроме двух первых) священнослужителя следует прошение: “подай, Господи!” Почему вместо покаянного “помилуй,” здесь более дерзновенное “подай”? Ответ найдем, вникнув в предмет прошений. Прежде мы молились о благополучии, мире, здравии внешнем. Теперь молимся о нашем преуспеянии в христианской жизни: о том, чтобы безгрешно закончить день, об ангеле хранителе, о прощении грехов, о даровании полезного душам нашим, о дальнейшей жизни в мире и покаянии, о христианской кончине и о добром ответе на Страшном Суде Христовом. Эти прошения еще выше первых по содержанию, святые прошения, и они получают достоинство прямой просьбы к Господу.

   После заключительного возгласа этой ектении, Церковь призывает нас наклонить головы: “Главы ваши Господеви преклоните”. Священник в этот момент молится о склонивших головы перед Господом, ожидающих помощи не от людей, а Божией милости, и просит охранить их от всякого врага, от диавольских искушений и от недобных мыслей, а если в чем согрешили, простить их. Преклоним же главы, чтобы эта молитва была и о нас.

   «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Близок конец вечерни. Он освящается славословием Симеона Богоприимца, произнесенным, когда он принял на свои руки Богомладенца. Вечерня началась воспоминанием творения мира, первой страницей ветхозаветной истории; кончается воспоминанием ее конца. “Ныне отпущаеши” – произносит и душа каждого верующего, близок конец молитвенного и трудового дня, может быть близок и конец жизни кого нибудь из нас, т.е. сам отход ко сну есть напоминание о вечном упокоении. Для христианина это напоминание не смущающее, а успокаивающее, ибо мы знаем о спасении, уготованном пришествием на землю Сына Божия.

   Далее славословие Пресвятой Троицы (Святый Боже), Отче наш, отпустительный тропарь. Если совершается всенощное бдение – непосредственный переход к утрени».

  Главу «Вечерня» из книги протопресвитера Михаила (Помазанского) «В мире молитвы» в контексте других глав читайте здесь: сайт «Азбука веры»

 

[1] Коль возлю́бленна селе́ния Твоя́, Го́споди Сил! {^}

[2] А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны {^}

[3] Откр. 5:8 И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых… 5:11 И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,… 5:12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.{^}

Текст статьи подготовила Светлана Логинова.