В статье приведены результаты исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения о православных россиянах в 2016 году. Тематика опросов: 1). Вера в Бога и сверхъестественные силы; 2). Христианские и не христианские народные обычаи; 3).Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска.
***
1.Вера и Бога и сверхъестественные силы в российском обществе.
28 апреля 2016 г. Источник: сайт «ВЦИОМ . ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики)
Коротко о главном:
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, считают ли россияне свою жизнь предопределенной высшими силами и полагаются ли на помощь Бога в повседневных заботах.
За 25 лет существенно больше наших сограждан стали полагаться на Бога в своей жизни, их доля выросла с 49% в 1991г. до 67% в 2016г. При чем почти вдвое увеличилось число тех, кто заявил, что всегда или часто рассчитывает на высшие силы (25% против 47%). Среди мусульман (49%) таких больше, чем среди православных христиан (34%). Совсем неверующих в Бога с 1991 г. стало меньше на 7 п.п., тех, кто никогда на Него не рассчитывает — на 9 п.п.
В том, что жизненный путь человека предопределен, сегодня уверены 48% россиян, четверть века назад так думали вдвое меньше. Даже среди наших неверующих современников с этой точкой зрения согласны 10%. Чаще, чем в среднем по выборке в судьбоносные повороты верят люди от 60 лет и старше (61%), мусульмане (68%) и православные (54%), гораздо реже молодежь от 18 до 24 лет (38%) и мужчины (39%).
Если в начале девяностых в существование ада верили 24%, в дьявола 25%, в жизнь после смерти 33%, а больше половины граждан были убеждены, что этого нет, то сейчас верующих и неверующих стало примерно поровну (40% против 43%, 40% против 45% и 46 против 40% соответственно. Больше наших современников начали верить в религиозные чудеса (32% в 1991 г. против 50% в 2016г.).
За 25 лет не изменилась доля тех, кто выступает за цензуру произведений искусства, которые содержат критику или открытые нападки на религию (58%). Четверть респондентов (25%) считают, что закон не должен запрещать такого рода книги, кинофильмы и т.п., в 1991 г. так думали только 19%. Среди людей с неполным средним и средним образованием сторонников запрета больше, чем в среднем по выборке (64% и 59% соответственно).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 23-24 апреля 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
В своей обычной, повседневной жизни надеетесь ли Вы или не надеетесь на помощь Бога, ощущаете его близость? (Закрытый вопрос, один ответ)
1991 г.* | 2016 г. | |
Я не верю в Бога | 21 | 14 |
Я никогда не надеюсь на Бога | 20 | 11 |
Я редко надеюсь на Бога | 24 | 20 |
Я часто надеюсь на Бога | 16 | 17 |
Я всегда надеюсь на Бога | 9 | 30 |
Другое | 1 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 5 |
*В 1991 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всесоюзной выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 2964 респондента
Скажите, верите Вы или нет… (закрытый вопрос, один ответ) 1. Верю, что существует
1991* г. | 2016 г. | |
Религиозные чудеса | 32 | 50 |
В реальность жизни после смерти | 33 | 46 |
Существование дьявола | 25 | 40 |
Существование ада | 24 | 40 |
- Не верю, что существует
1991* г. | 2016 г. | |
Религиозные чудеса | 49 | 37 |
В реальность жизни после смерти | 51 | 40 |
Существование дьявола | 57 | 45 |
Существование ада | 56 | 43 |
- Затрудняюсь ответить
1991* г. | 2016 г. | |
Религиозные чудеса | 19 | 13 |
В реальность жизни после смерти | 16 | 14 |
Существование дьявола | 18 | 15 |
Существование ада | 20 | 17 |
В какой степени Вы согласны или не согласны с тем, что жизненный путь человека предопределен Богом? (Закрытый вопрос, один ответ)
1991 г.* | 2016 г. | |
Согласен | 25 | 48 |
В равной степени согласен и не согласен | 18 | 18 |
Не согласен | 45 | 26 |
Затрудняюсь ответить | 12 | 8 |
Должен ли закон запрещать или разрешать книги, кинофильмы, содержащие нападки на религию? (Закрытый вопрос, один ответ)
1991 г.* | 2016 г. | |
Должен запрещать | 58 | 58 |
Должен разрешать | 19 | 25 |
Затрудняюсь ответить | 23 | 17 |
***
2. Христианские и не христианские народные обычаи в жизни российского общества.
11 марта 2016 г. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики)
Коротко о главном:
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие христианские и не христианские обычаи россияне соблюдают, а какие нет.
На масленицу самой популярной традицией у россиян остается лакомство блинами – 85% ответили, что едят их почти каждый год. С 2011 года эта цифра выросла на 5%. Православные христиане любят блины больше, чем последователи других религий и неверующие (91% против 58% и 66% соответственно). Еще чаще, чем православные, угощаются блинами на масленицу те, кто колеблется в вере (96%).
Чучело зимы никогда не сжигали 65% респондентов, их доля с годами уменьшается (с 70% в 2011 г.). За этот же период в два раза больше стало россиян, которые почти каждый год соблюдают этот обычай (16%). Незначительно выросла доля тех, кто делает это время от времени (с 9% до 12% соответственно), и уменьшилась доля тех, кто делал это всего один раз (с 13% до 7%).
Из христианских обычаев больше всего россияне любят красить яйца на Пасху. Из года в год это делают 82% опрошенных. Причем даже среди неверующих и неопределившихся с верой эту традицию соблюдает большинство (53% и 76% соответственно). Второй по популярности обычай – просить о прощении в Прощеное воскресенье — 53% респондентов делают это каждый год, никогда не пробовали 26%. Омовение на Крещение, колядки на Рождество и гадание на Святки наши сограждане практикуют реже всего. Только 8%, 4% и 5% соответственно делают это регулярно.
Великий пост в этом году планирует соблюдать каждый четвертый опрошенный. За год эта цифра выросла на 9%. При этом 18% намерены поститься нестрого, 4% только во время Страстной недели и 5% готовы следовать всем ограничениям. Строгий пост чаще соблюдают женщины (6%), чем мужчины (3%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 5-6 марта 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Скажите, что из перечисленного ниже вы лично делаете, а что нет? (закрытый вопрос, один ответ) 1. Почти каждый год
2011 г. | 2016 г. | |
Ем блины на масленицу | 80 | 85 |
Крашу яйца на Пасху | 72 | 82 |
Прошу прощения в Прощеное воскресенье | 47 | 53 |
Освещаю вербу в Вербное воскресенье | 27 | 37 |
Сжигаю чучело Масленицы | 8 | 16 |
Окунаюсь в прорубь на Крещение | 5 | 8 |
Гадаю на Святки | 4 | 4 |
Колядую на Рождество | 2 | 5 |
- Иногда, не каждый год
2011 г. | 2016 г. | |
Ем блины на масленицу | 9 | 7 |
Крашу яйца на Пасху | 10 | 5 |
Прошу прощения в Прощеное воскресенье | 20 | 17 |
Освещаю вербу в Вербное воскресенье | 16 | 14 |
Сжигаю чучело Масленицы | 9 | 12 |
Окунаюсь в прорубь на Крещение | 5 | 9 |
Гадаю на Святки | 9 | 5 |
Колядую на Рождество | 6 | 5 |
- Однажды делал, но обычно не делаю
2011 г. | 2016 г. | |
Ем блины на масленицу | 2 | 1 |
Крашу яйца на Пасху | 3 | 1 |
Прошу прощения в Прощеное воскресенье | 6 | 3 |
Освещаю вербу в Вербное воскресенье | 9 | 3 |
Сжигаю чучело Масленицы | 13 | 7 |
Окунаюсь в прорубь на Крещение | 10 | 5 |
Гадаю на Святки | 19 | 9 |
Колядую на Рождество | 15 | 8 |
- Никогда не делал
2011 г. | 2016 г. | |
Ем блины на масленицу | 9 | 7 |
Крашу яйца на Пасху | 15 | 12 |
Прошу прощения в Прощеное воскресенье | 27 | 27 |
Освещаю вербу в Вербное воскресенье | 48 | 46 |
Сжигаю чучело Масленицы | 70 | 65 |
Окунаюсь в прорубь на Крещение | 80 | 78 |
Гадаю на Святки | 68 | 82 |
Колядую на Рождество | 77 | 82 |
Наступает Великий пост, предшествующий Пасхе. Как Вы собираетесь питаться в это время? (закрытый вопрос, один ответ)
2008 г. | 2009 г.* | 2011 г. | 2012 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
Буду сохранять обычный режим питания | 83 | 70 | 83 | 75 | 77 | 71 |
Собираюсь поститься последнюю неделю | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 4 |
Буду частично соблюдать пост | 9 | 15 | 9 | 13 | 9 | 18 |
Буду полностью соблюдать пост | 3 | 6 | 2 | 4 | 3 | 5 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 4 | 2 | 3 | 5 | 2 |
***
3. Встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска.
9 марта 2016. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики)
Коротко о главном:
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне отнеслись к встрече Патриарха Кирилла и Папы Франциска, считают ли необходимым дальнейшее развитие отношений православной и католической церквей.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 20-21 февраля 2016 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 30 300 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: февраль 2016 года.
Недавно на Кубе состоялась встреча глав Римско-Католической и Православной церквей Папы Римского Франциска и Патриарха Кирилла. Вы лично слышали об этой встрече или нет? Если да, то чем она Вам запомнилась, какими событиями, решениями, обсуждениями? (открытый вопрос, любое число ответов, %)
Все опрошенные | |
Воссоединение / объединение католиков и православных / единство церквей | 4 |
Первая встреча за 1000 лет / Историческое событие | 4 |
Подписание декларации / достижение договоренности | 2 |
Стремление к сохранению мира на Земле | 2 |
Защита христиан от гонений на Востоке / во всем мире | 2 |
Борьба с терроризмом / ИГИЛ / преступностью | 1 |
Доброжелательность глав церквей / дружелюбная встреча | 1 |
Укрепление отношений / сотрудничество между католиками и православными | 1 |
Долгожданность события | 1 |
Другое | 3 |
Впервые слышу об этом | 33 |
Слышал о встрече, но затрудняюсь ответить, чем она запомнилась | 47 |
Отказ от ответа | 1 |
Как Вы считаете, нужно ли продолжать такие встречи в ближайшем будущем или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | Православные | Верующие других конфессий | Неверующие | |
Безусловно нужно | 32 | 35 | 23 | 18 |
Скорее нужно | 34 | 36 | 31 | 34 |
Скорее не нужно | 7 | 7 | 7 | 6 |
Безусловно не нужно | 5 | 4 | 8 | 9 |
Отказ | 2 | 17 | 26 | 30 |
Затрудняюсь ответить | 20 | 1 | 5 | 3 |
Как Вы считаете есть ли такие проблемы в мире, которые не решить без объединения усилий православной и католической церквей? (открытый вопрос, любое число ответов, %)
Все опрошенные | |
Терроризм / борьба с ИГИЛ / радикальными исламистами | 7 |
Проблема мира на Земле | 4 |
Военные конфликты в Сирии / Украине / на Ближнем Востоке | 3 |
Духовное развитие людей / молодежи, толерантность | 2 |
Единство христиан | 2 |
Международные / Внешнеполитические проблемы | 2 |
Защита христиан от гонений | 1 |
Взаимодействие конфессий | 1 |
Проблема секс-меньшинств / однополых браков | 1 |
Межрелигиозная борьба | 1 |
Другое | 3 |
Такие проблемы есть | 4 |
Таких проблем нет | 33 |
Затрудняюсь ответить | 41 |
Отказ от ответа | 2 |
На Ваш взгляд, как должны строиться отношения между Русской православной и Римско-католической церквями? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | Православные | Верующие других конфессий | Неверующие | |
Им не следует сотрудничать или сближаться, эти две церкви несовместимы и должны остаться такими | 8 | 8 | 5 | 9 |
Им следует сблизиться, развивать отношения, но оставаться отдельными церквями, как это происходит сейчас | 62 | 68 | 39 | 46 |
Им следует воссоединиться в единую церковь, как до раскола на православие и католичество тысячу лет назад | 10 | 9 | 13 | 10 |
Отказ от ответа | 2 | 14 | 37 | 29 |
Затрудняюсь ответить | 18 | 1 | 6 | 6 |