В статье приведены результаты исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения о православных россиянах в 2013 году. Тематика опросов:
1). Статус Православия в России; 2). Пасха-2013; 3). Великий пост-2013; 4). Масленица-2013; 5).РПЦ при Патриархе Кирилле.
***
1.Православие в России: прошлое и настоящее.

12 ноября 2013. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)
Коротко о главном:
44% россиян считают, что православие – государственная религия России
Большинство россиян признают значительную роль Православной церкви в истории России и считают, что оно выступало движущей и позитивной силой развития страны
Для россиян важен вопрос вероисповедания главы государства и, по мнению 50% опрошенных, важно, чтобы это было православие.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают роль православия в жизни России, что думают о его влиянии сегодня.
46% россиян считают, что в стране сегодня есть государственная религия, и 44% полагают, что это – православие.
По мнению большинства россиян (56%), Православная церковь сыграла в истории России значительную роль, оказывала определяющее влияние на ход страны в поворотные периоды. Вдвое меньше тех, кто считает, что церковь практически никогда не влияла на ход исторических событий в России (28%).
Большинство россиян признают влияние православия на развитие России, причем почти каждый второй отмечает, что оно чаще выступало движущей и позитивной силой (47%) и только 9% отмечают, что чаще оно тормозило ее развитие. Треть опрошенных полагают, что православия влияния на развитие государства не оказывало.
Сегодня, с точки зрения россиян, Русская православная церковь наиболее заметно влияет на духовно-нравственное состояние общества: в той или иной степени его замечают 64% опрошенных, но при этом чаще считают степень влияния скорее не существенной (46%). На втором месте – жизнь людей: 17% полагают, что Церковь существенно влияет на нее, 39% — влияет, но не существенно (для сравнения, год назад об этом говорили 14 и 35% соответственно). Почти в той же степени заметно влияние на межнациональные отношения (15% полагают, что Церковь влияет на эту сферу значительно, 37% — незначительно).
В меньшей степени, с точки зрения респондентов, Русская православная церковь влияет на внутреннюю (11% указывают на сильное влияние, 35% — на несущественное), внешнюю политику (10 и 32% соответственно) и образование (9 и 31% соответственно).
При этом, по мнению большинства опрошенных, Церковь должна влиять на моральную жизнь всего общества, не вмешиваясь в политику и государственные дела, причем с каждым годом эта точка зрения находит все больше сторонников (с 43% в 2009 году до 50% в текущем году). Треть отводит Церкви роль решения проблем исключительно в религиозной сфере (30%). 15% россиян, напротив, считают, что Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства.
Для большинства россиян важен вопрос вероисповедания главы государства (64%). Причем 50% считают недопустимым, чтобы президентом России был человек, исповедующий какую-либо отличную от православия религию.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведены 26-27 октября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Есть ли, по-вашему, в России сегодня официальная, государственная религия или нет? Если есть, то какая? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные | |
Да, православие | 44 |
Да, ислам | 1 |
Да, католицизм | 1 |
Нет государственной религии | 46 |
Другое | 1 |
Затрудняюсь ответить | 8 |
Как Вы считаете, какую роль сыграла Православная церковь в истории России? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные | |
Скорее значительную, Церковь оказывала определяющее влияние на ход истории страны во многие поворотные периоды | 56 |
Скорее незначительную, Церковь практически никогда не влияла на ход исторических событий в России | 28 |
Затрудняюсь ответить | 16 |
Какая из точек зрения Вам ближе? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные | |
Православие чаще являлось движущей и позитивной силой развития России | 47 |
Православие чаще тормозило развитие России | 9 |
Православие никак не влияло на развитие России | 30 |
Затрудняюсь ответить | 14 |
Как бы Вы оценили сегодня влияние русской православной церкви на различные сферы жизни общества: (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции) 1.Духовно-нравственное состояние общества
2012 г. | 2013 г. | |
Сильное, оказывает существенное влияние | 15 | 18 |
Влияет, но несущественно | 48 | 46 |
Практически не влияет | 32 | 31 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 4 |
- Ваша жизнь
2012 г. | 2013 г. | |
Сильное, оказывает существенное влияние | 14 | 17 |
Влияет, но несущественно | 35 | 39 |
Практически не влияет | 49 | 41 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 3 |
- Межнациональные отношения
2013 г. | |
Сильное, оказывает существенное влияние | 15 |
Влияет, но несущественно | 37 |
Практически не влияет | 40 |
Затрудняюсь ответить | 8 |
- Внутренняя политика
2012 г. | 2013 г. | |
Сильное, оказывает существенное влияние | 12 | 11 |
Влияет, но несущественно | 38 | 35 |
Практически не влияет | 41 | 44 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 10 |
- Международная политика
2012 г. | 2013 г. | |
Сильное, оказывает существенное влияние | 10 | 10 |
Влияет, но несущественно | 33 | 32 |
Практически не влияет | 45 | 46 |
Затрудняюсь ответить | 12 | 12 |
- Образование
2013 г. | |
Сильное, оказывает существенное влияние | 9 |
Влияет, но несущественно | 31 |
Практически не влияет | 53 |
Затрудняюсь ответить | 7 |
Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между церковью и обществом, государством? (закрытый вопрос, один ответ)
2009 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
Церкви следует заниматься проблемами веры и религии, не вмешиваясь в жизнь общества и государства | 27 | 31 | 30 |
Церковь должна влиять на моральную духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела | 43 | 44 | 50 |
Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства | 16 | 17 | 15 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 7 | 5 |
По Вашему мнению, допустимо или нет, чтобы президентом России был человек, исповедующий отличную от православия религию? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные | |
Да, допустимо | 14 |
Нет, не допустимо | 50 |
Вероисповедание не имеет значения | 29 |
Затрудняюсь ответить | 8 |
***

30 апреля 2013. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)
Коротко о главном:
Пост в той или иной степени соблюдают 16%, и еще 6% намерены поститься в Страстную неделю
Пасху отмечает большинство россиян, и прежде всего – приготовлением специальных праздничных блюд.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сколько россиян соблюдают Великий пост, который подходит к концу, и как планируют отмечать Пасху.
Великий пост в той или иной степени соблюдают 16% (полностью или частично), и еще 6% — планируют поститься (постятся) последнюю неделю. При этом в начале поста респондентов, планирующих придерживаться ограничений полностью или частично, было больше — 23%. 76% сохраняют обычный режим питания (в начале поста так планировали поступать 68%).
Полностью или частично соблюдают пост 18% православных, и еще 7% из них намерены придерживаться ограничений последнюю неделю. При этом, и среди неверующих 7% сообщили, что в той или иной мере соблюдают пост.
Пасху планируют отмечать большинство россиян, и прежде всего — приготовлением специальных праздничных блюд (64%, год назад — 68%). Еще 30% планируют освящать куличи, яйца, 8% — пойти ко всенощной. 41% собираются принимать гостей или ходить в гости, 10% — дарить подарки. 24% планируют поехать на кладбище (год назад таких было 20%). 11% сообщили, что праздновать Пасху не будут.
Среди православных 72% планируют готовить пасхальные блюда, еще 36% собираются освящать их в церкви. При этом, они также чаще остальные собираются поехать на кладбище в этот день (27%). 24% неверующих респондентов сообщили, что праздновать Пасху не будут. При этом 42% атеистов собираются готовить куличи, красить яйца и т.д.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 апреля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Завершается Великий пост, предшествующий Пасхе. Соблюдаете ли вы его, и в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ)
2002 г. | 2008 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
Сохраняю обычный режим питания | 76 | 83 | 83 | 75 | 76 |
Собираюсь поститься последнюю неделю | 4 | 4 | 4 | 5 | 6 |
Частично соблюдаю пост | 15 | 9 | 9 | 13 | 12 |
Полностью соблюдаю пост | 3 | 3 | 2 | 4 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 |
Соблюдаете ли вы его, и в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ)
Начало поста, 2013 г.* | Конец поста, 2013 г. | |
Сохраняю обычный режим питания | 68 | 76 |
Собираюсь поститься последнюю неделю | 5 | 6 |
Частично соблюдаю пост | 19 | 12 |
Полностью соблюдаю пост | 4 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 2 |
*вопрос звучал так: Как Вы собираетесь питаться во время Поста? (закрытый вопрос, один ответ)
Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать? (закрытый вопрос, любое число ответов)
2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи) | 46 | 60 | 64 | 71 | 67 | 68 | 64 |
Буду принимать гостей, сам пойду в гости | 23 | 30 | 38 | 42 | 39 | 38 | 41 |
Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви | 14 | 21 | 27 | 34 | 29 | 32 | 30 |
Поеду на кладбище | 11 | 16 | 29 | 30 | 25 | 20 | 24 |
Пойду ко всенощной | 3 | 4 | 8 | 8 | 9 | 8 | 8 |
Буду делать подарки близким | 1 | 4 | 7 | 12 | 6 | 11 | 10 |
Не буду праздновать Пасху | 12 | 6 | 12 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Другое | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 7 | 4 | 5 | 3 | 2 | 3 |
Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать? (закрытый вопрос, любое число ответов)
Все опрошенные | Православные | Последователи других религий | Неверующие | |
Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи) | 64 | 72 | 29 | 42 |
Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви | 30 | 36 | 8 | 7 |
Пойду ко всенощной | 8 | 10 | 2 | 1 |
Буду принимать гостей, сам пойду в гости | 41 | 45 | 15 | 43 |
Поеду на кладбище | 24 | 27 | 9 | 13 |
Буду делать подарки близким | 10 | 12 | 3 | 11 |
Не буду праздновать Пасху | 11 | 4 | 48 | 24 |
Другое | 3 | 2 | 9 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 2 | 5 | 3 |
***

27 марта 2013. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)
Коротко о главном:
Для россиян Великий пост – это прежде всего ограничения в питании, а не в поведении
Пост воспринимается скорее как самоограничение в рамках религиозных убеждений, нежели как культурно-историческая традиция или повод почистить организм
Поститься намерены 28% россиян, но в большинстве случаев – частично, а не полностью.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что для россиян означает Великий пост и какие ограничения, по мнению респондентов, он предполагает, и сколько опрошенных намерены поститься.
Для большинства россиян Великий пост предполагает, прежде всего, ограничения в питании (63%). Значительно реже респонденты указывают на ограничения в поведении (19%), сокращении времени на мирские занятия (10%). И лишь немногие связывают это время с воздержанием от алкоголя, секса (2%), шумных праздников и увеселительных мероприятий (5%).
В той или иной степени соблюдать Великий пост планируют 28% россиян (среди православных — 33%): полностью придерживаться ограничений намерены 4%, частично — 19%, поститься последнюю неделю — 5%. Пожилые респонденты более склонны сообщать о намерении соблюдать пост, нежели молодежь (40% против 18% соответственно). Среди православных россиян придерживаться Великого поста намерены 33%. Но и среди неверующих соблюдать ограничения намерены 9%. Не планируют поститься 68% россиян — прежде всего молодежь (79%) и неверующие (90%).
Чаще всего россияне воспринимают пост как самоограничение в рамках религиозных убеждений (35%, в 2010 году — 30%), реже — как культурно-историческую традицию (22%), и в меньшей степени считают его поводом почистить организм (16%). 23% опрошенных сообщили, что для них пост никакого значения не имеет — в основном это приверженцы отличных от православия религий и неверующие (41-43%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 марта 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
2010 г. | 2013 г. | |
Ограничение в еде | 61 | 63 |
Ограничение в поведении: не ругаться матом, не делать зла, не обманывать | 23 | 19 |
Сокращение времени на мирские занятия: больше молиться, чаще ходить в церковь | 6 | 10 |
Воздержание от алкоголя | 8 | 6 |
Воздержание от шумных праздников, увеселительных мероприятий | 4 | 5 |
Воздержание от секса | 4 | 2 |
Другое | 2 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 27 | 22 |
Как Вы собираетесь питаться во время Поста? (закрытый вопрос, один ответ)
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2010 г. | 2013 г. | |
сохранять обычный режим питания | 79 | 80 | 83 | 62 | 68 |
собираюсь поститься последнюю неделю | 5 | 2 | 4 | 6 | 5 |
частично соблюдать пост | 11 | 14 | 10 | 22 | 19 |
полностью соблюдать пост | 4 | 3 | 2 | 4 | 4 |
затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 1 | 7 | 4 |
Что для Вас означает пост? (закрытый вопрос, один ответ)
2009 г. | 2013 г. | |
Это самоограничение человека в рамках религиозных убеждений | 30 | 35 |
Это скорее культурно-историческая традиция | 24 | 22 |
Это повод очистить организм | 19 | 16 |
Для меня пост не имеет никого значения | 22 | 23 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 4 |
***
13 марта 2013. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)
Коротко о главном:
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что, по мнению россиян празднуют на Масленицу и какие традиции масленичной недели они соблюдают.
Для большинства россиян Масленица — это проводы зимы и встреча весны: именно так воспринимают этот праздник 73% россиян, причем в равной степени и православные (76%), и неверующие (75%).
Масленица связана для респондентов с традиционными обрядами этого праздника: в первую очередь — с приготовлением блинов (8%), сжиганием чучела (2%), народными гуляниями (2%). При этом, языческим праздником называют Масленицу 1% опрошенных. Но для части опрошенных это время связано с православными традициями: для 5% — это начало Великого поста, для 1% — Прощеное воскресенье, и еще 1% в целом считают Масленицу православным праздником.
Традиции масленичной недели популярны среди россиян: те или иные обычаи соблюдают 88% опрошенных. Их придерживаются 94% православных, 82% неверующих, а среди представителей других религий — только 61%.
Есть блины на Масленицу — самая популярная традиция (78% россиян планируют делать это в течение масленичной недели). Обычай угощать блинами близких, друзей, коллег менее популярен: его планируют соблюсти 20% опрошенных. Не много и тех, кто пойдет в гости к теще на блины (12%).
Ходить в гости или принимать гостей на масленичной неделе собираются 42% опрошенных, 22% планируют принять участие в народных гуляниях, 14% — сжигать чучело масленицы. Что касается обычая просить прощения у близких и знакомых в прощеное воскресенье, то его намерены соблюсти более трети россиян (35%).
Обычай есть блины на Масленицу особенно популярен среди православных россиян (89%), реже — среди тех, кто имеет другое вероисповедание (49%). Эту традицию соблюдают 82% русских и 55% представителей других национальностей, живущих в России.
Традиции просить прощения в Прощеное воскресенье придерживаются, главным образом, сами православные (35%), однако и среди последователей других религий и неверующих оказались те, кто соблюдает этот обычай (16 и 22% соответственно).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 9-10 марта 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Как Вы считаете, что празднуют на Масленицу? (открытый вопрос, любое число ответов)
Все опрошенные | Православные | Последователи других религий | Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием | |
Проводы зимы, встреча весны | 73 | 76 | 56 | 75 |
Время, когда принято печь блины | 8 | 8 | 10 | 6 |
Начало поста | 5 | 6 | 2 | 2 |
Сжигание чучела | 2 | 2 | 0 | 1 |
Народные гуляния | 2 | 2 | 1 | 2 |
Православный праздник | 1 | 1 | 2 | 1 |
Прощеное воскресенье | 1 | 2 | 1 | 0 |
Традиция | 1 | 1 | 0 | 1 |
Языческий праздник | 1 | 1 | 1 | 1 |
Просто праздник | 2 | 2 | 2 | 1 |
Встреча солнца, надежда на хороший урожай | 1 | 1 | 0 | 1 |
Не праздную | 1 | 0 | 3 | 0 |
Другое | 1 | 0 | 1 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 10 | 6 | 24 | 14 |
Планируете ли Вы делать что-либо из перечисленного в течение масленичной недели?(закрытый вопрос, любое число ответов)
Все опрошенные | Православные | Последователи других религий | Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием | |
Приносить блины в качестве угощения в гости, на работу, учебу | 20 | 21 | 12 | 12 |
Ходить к теще на блины | 12 | 12 | 9 | 10 |
Участвовать в сожжении чучела Масленицы | 14 | 14 | 11 | 10 |
Принимать участие в народных масленичных гуляниях на городских/сельских площадях | 22 | 24 | 18 | 15 |
Есть блины | 78 | 84 | 49 | 72 |
Ходить в гости/принимать гостей по случаю Масленицы | 42 | 48 | 22 | 26 |
Просить прощения у близких и знакомых | 35 | 40 | 16 | 22 |
Ничего из перечисленного делать не планирую | 11 | 5 | 39 | 17 |
Другое | 2 | 1 | 2 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 0 | 1 |
Планируете ли Вы делать что-либо из перечисленного в течение масленичной недели? (закрытый вопрос, любое число ответов)
Все опрошенные | Русские | Представители других национальностей | |
Есть блины | 78 | 82 | 55 |
Ходить в гости/принимать гостей по случаю Масленицы | 42 | 45 | 27 |
Просить прощения у близких и знакомых | 35 | 37 | 18 |
Принимать участие в народных масленичных гуляниях на городских/сельских площадях | 22 | 23 | 20 |
Приносить блины в качестве угощения в гости, на работу, учебу | 20 | 20 | 16 |
Участвовать в сожжении чучела Масленицы | 14 | 14 | 11 |
Ходить к теще на блины | 12 | 12 | 7 |
Ничего из перечисленного делать не планирую | 11 | 7 | 35 |
Другое | 2 | 2 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 1 |
***
5.РПЦ при Патриархе Кирилле: векторы перемен.

12 февраля 2013. Источники: сайт «ВЦИОМ. ру» ; сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)
Коротко о главном:
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие изменения в деятельности Русской православной церкви заметили россияне с момента интронизации патриарха Кирилла и как оценивают его церковную политику.
Для относительного большинства опрошенных Патриарх Русской православной церкви остается в первую очередь духовным лидером нации (48%). Так его склонны воспринимать жители крупных и малых городов (54 и 57% соответственно), пожилые респонденты (55%), а также сами православные (56%). Треть респондентов видят в патриархе только руководителя одной из религиозных конфессий (34%). Такое представление свойственно столичным жителям (46%) и атеистам (50%). В меньшинстве — те, кто воспринимает патриарха прежде всего как государственного деятеля (10%). Больше всего таких респондентов в числе жителей городов-миллионников (16%) и средних городов (15%).
Патриарх известен большинству россиян: три четверти опрошенных смогли без подсказки правильно назвать имя главы Русской православной церкви (73%). Среди православных доля знающих составляет 79%. Наиболее информированы москвичи и петербуржцы (85%), россияне старше 45 лет (80-82%). Четверть опрошенных не знают имени патриарха (25%). Как правило, это селяне (31%), молодежь (47%), неверующие и последователи отличных от православия религий (по 42%). И еще 1% неверно указывает имя патриарха.
Спустя четыре года после избрания Кирилла патриархом уровень одобрения этого решения среди тех, кому известен глава РПЦ, остается высоким (78%). Однако в 2009 году таких респондентов было больше (88%). Поддерживают выбор Кирилла в первую очередь жители крупных городов (84%) и селяне (85%), а также сами православные (84%). Негативно оценивают это решение 7% россиян, которым известна личность патриарха (в 2009 году — 2%). Это, как правило, неверующие (21%) и жители столиц (14%).
У тех, кому известен патриарх, он вызывает преимущественно чувство уважения (45%). Меньше стало тех, кто связывает с ним надежды (с 27% в 2012 году до 21% в текущем году). Примерно столько же относятся к Кириллу с доверием (21%) и симпатией (20%). Негативные эмоции в отношении патриарха мало распространены: недоверие он вызывает у 4%, разочарование — у 3%, скепсис — у 2%, с антипатией и осуждением к нему относятся по 1% опрошенных. У 13% респондентов патриарх не вызывает особых эмоций. Наиболее позитивно главу РПЦ воспринимают сами православные: с уважением к нему в этой группе относятся 50%. Но и среди тех, кто исповедует другие религии или является атеистом, таких немало (32 и 27% соответственно).
С каждым годом изменения в деятельности Русской православной церкви, произошедшие с момента интронизации патриарха Кирилла, все более очевидны россиянам: если раньше никаких перемен в ее деятельности не видели 78-83% опрошенных, то сегодня таких уже 70%.
Самыми очевидными изменениями в деятельности Церкви стали сближение ее с народом (10%, три года назад — 4%) и строительство новых храмов и восстановление старых (с 3 до 7%), расширение влияния церкви (3%), ее более тесное взаимодействие с государством, увеличение присутствия в СМИ (по 2%). Вместе с тем указывают и на рост коррумпированности РПЦ (2%).
По мнению большинства опрошенных, церковная политика, проводимая Кириллом, отвечает интересам нашего общества, причем это мнение укрепляется (с 64 до 71% за три года). Этой точки зрения чаще придерживаются респонденты старше 45 лет (74-77%) и православные (82%). Не разделяют эту позицию 12% опрошенных, прежде всего россияне, исповедующие отличные от православия религии (26%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 января 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Для вас Патриарх Русской православной церкви — это прежде всего… (закрытый вопрос, один ответ)
Январь 2009 г. | Январь 2011 г. | Июнь 2012 г. | Январь 2013 г. | |
Руководитель одной из религиозных конфессий (церквей), действующих в России | 30 | 28 | 37 | 34 |
Духовный лидер, моральный наставник русской нации | 48 | 50 | 45 | 48 |
Видный государственный деятель, член высшего руководства страны | 8 | 9 | 9 | 10 |
Другое | 0 | 0 | 2 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 15 | 12 | 8 | 6 |
Знаете ли Вы, кто сегодня является Патриархом Русской православной церкви? Назовите, пожалуйста, его имя (открытый вопрос, один ответ)
Январь 2009 г. | Январь 2010 г. | Январь 2011 г. | Июнь 2012 г. | Январь 2013 г. | |
Назвали верно (Кирилл) | 68 | 71 | 70 | 62 | 73 |
Не знаю | 26 | 26 | 27 | 35 | 25 |
Назвали неверно (Алексий и др.) | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Нынешний патриарх был избран на Поместном Соборе четыре года назад. Как Вы сегодня оцениваете решение участников Собора, избравших нового патриарха? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кому известен патриарх)
2009 г. | 2013 г. | |
Безусловно одобряю | 51 | 31 |
Скорее одобряю | 37 | 47 |
Скорее не одобряю | 1 | 5 |
Безусловно не одобряю | 1 | 2 |
затрудняюсь ответить | 11 | 14 |
Какие чувства, прежде всего, у Вас вызывает личность Патриарха Русской православной церкви Кирилла? (закрытый вопрос, не более двух ответов, % от тех, кому известен патриарх)
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
Уважение | 44 | 48 | 53 | 46 | 45 |
Надежду | 27 | 22 | 23 | 27 | 21 |
Доверие | 22 | 21 | 25 | 19 | 21 |
Симпатию | 22 | 24 | 24 | 17 | 20 |
Восхищение | 6 | 10 | 11 | 4 | 6 |
Любовь | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 |
Безразличие | 6 | 7 | 7 | 13 | 13 |
Недоверие | 0 | 2 | 1 | 4 | 4 |
Разочарование | 0 | 1 | 0 | 2 | 3 |
Скепсис | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 |
Антипатию | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Осуждение | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Ненависть | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 7 | 5 | 6 | 4 |
Заметили ли Вы какие-либо перемены в деятельности Русской православной церкви после восхождения четыре года назад на патриарший престол Кирилла? Если да, то какие именно? (открытый вопрос, любое число ответов)
Январь 2010 г. | Январь 2011 г. | Июнь 2012 г. | Январь 2013 г. | |
Церковь стала более открытой, ближе к народу | 4 | 6 | 4 | 10 |
Все больше восстанавливаются старые и строятся новые церкви | — | 3 | 3 | 7 |
Церковь стала теснее взаимодействовать с государством | 1 | 2 | 2 | 2 |
Влияние церкви расширилось | 3 | 2 | 2 | 3 |
Патриарх стал больше ездить по стране, привлекать новых верующих | 3 | 2 | 1 | 1 |
Церковь стала больше внимания уделять нравственному воспитанию населения | 1 | 2 | 1 | 1 |
РПЦЗ и РПЦ объединились | 3 | 1 | 1 | 1 |
РПЦ чаще стала фигурировать в СМИ | — | — | 1 | 2 |
Патриарх способствует установлению мира | 1 | 1 | 0 | 1 |
Проблемы церкви чаще обсуждаются в обществе | 2 | — | 0 | — |
Повысилась коррумпированность РПЦ | — | — | 3 | 2 |
Никаких изменений нет | 78 | 83 | 78 | 70 |
Другое | — | 1 | 1 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 0 | 4 | 3 |
Насколько, по Вашему мнению, церковная политика, проводимая Кириллом, отвечает потребностям нашего общества? (закрытый вопрос, один ответ)
2010 г. | 2011 г. | 2013 г. | |
Полностью отвечает | 21 | 23 | 20 |
Скорее отвечает | 43 | 45 | 51 |
Скорее не отвечает | 5 | 3 | 8 |
Совершенно не отвечает | 1 | 1 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 30 | 28 | 18 |