«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Результаты исследований  ВЦИОМ о православных россиянах в 2013 году

    В статье приведены результаты исследований  Всероссийского центра изучения общественного мнения о православных россиянах в 2013 году. Тематика опросов:

1). Статус Православия в России; 2). Пасха-2013; 3). Великий пост-2013; 4). Масленица-2013; 5).РПЦ при Патриархе Кирилле.

 

***

  1.Православие в России: прошлое и настоящее.

Вид на Успенский собор Московского кремля

    12 ноября 2013. Источник:   сайт «ВЦИОМ. ру»

    (В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)

 

    Коротко о главном:

    44% россиян считают, что православие – государственная религия России

     Большинство россиян признают значительную роль Православной церкви в истории России и считают, что оно выступало движущей и позитивной силой развития страны

     Для россиян важен вопрос вероисповедания главы государства и, по мнению 50% опрошенных, важно, чтобы это было православие.

 

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне оценивают роль православия в жизни России, что думают о его влиянии сегодня.

    46% россиян считают, что в стране сегодня есть государственная религия, и 44% полагают, что это – православие.

    По мнению большинства россиян (56%),  Православная церковь сыграла в истории России значительную роль, оказывала определяющее влияние на ход страны в поворотные периоды. Вдвое меньше тех, кто считает, что церковь практически никогда не влияла на ход исторических событий в России (28%).

    Большинство россиян признают влияние православия на развитие России, причем почти каждый второй отмечает, что оно чаще выступало движущей и позитивной силой (47%) и только 9% отмечают, что чаще оно тормозило ее развитие. Треть опрошенных полагают, что православия влияния на развитие государства не оказывало.

    Сегодня, с точки зрения россиян, Русская православная церковь наиболее заметно влияет на духовно-нравственное состояние общества: в той или иной степени его замечают 64% опрошенных, но при этом чаще считают степень влияния скорее не существенной (46%). На втором месте – жизнь людей: 17% полагают, что Церковь существенно влияет на нее, 39% — влияет, но не существенно (для сравнения, год назад об этом говорили 14 и 35% соответственно).  Почти в той же степени заметно влияние на межнациональные отношения (15% полагают, что Церковь влияет на эту сферу значительно, 37% — незначительно).

    В меньшей степени, с точки зрения респондентов, Русская православная церковь влияет  на внутреннюю (11% указывают на сильное влияние, 35% — на несущественное), внешнюю  политику (10 и 32% соответственно) и  образование (9 и 31% соответственно).

    При этом, по мнению большинства опрошенных, Церковь должна влиять на моральную жизнь всего общества, не вмешиваясь в политику и государственные дела, причем с каждым годом эта точка зрения находит все больше сторонников (с 43% в 2009 году до 50% в текущем году). Треть отводит Церкви роль решения проблем исключительно в религиозной сфере (30%). 15% россиян,  напротив,  считают, что Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства.

    Для большинства россиян важен вопрос вероисповедания главы государства (64%). Причем 50% считают недопустимым, чтобы президентом России был человек, исповедующий какую-либо отличную от православия религию.

    Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведены  26-27 октября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

Есть ли, по-вашему, в России сегодня официальная, государственная религия или нет? Если есть, то какая? (закрытый вопрос, один ответ)

Все опрошенные
Да, православие 44
Да, ислам 1
Да, католицизм 1
Нет государственной религии 46
Другое 1
Затрудняюсь ответить 8

Как Вы считаете, какую роль сыграла Православная церковь в истории России? (закрытый вопрос, один ответ)

Все опрошенные
Скорее значительную, Церковь оказывала определяющее влияние на ход истории страны во многие поворотные периоды 56
Скорее незначительную, Церковь практически никогда не влияла на ход исторических событий в России 28
Затрудняюсь ответить 16

Какая из точек зрения Вам ближе? (закрытый вопрос, один ответ)

Все опрошенные
Православие чаще являлось движущей и позитивной силой развития России 47
Православие чаще тормозило развитие России 9
Православие никак не влияло на развитие России 30
Затрудняюсь ответить 14

Как бы Вы оценили сегодня влияние русской православной церкви на различные сферы жизни общества: (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции) 1.Духовно-нравственное состояние общества

2012 г. 2013 г.
Сильное, оказывает существенное влияние 15 18
Влияет, но несущественно 48 46
Практически не влияет 32 31
Затрудняюсь ответить 5 4
  1. Ваша жизнь
2012 г. 2013 г.
Сильное, оказывает существенное влияние 14 17
Влияет, но несущественно 35 39
Практически не влияет 49 41
Затрудняюсь ответить 2 3
  1. Межнациональные отношения
2013 г.
Сильное, оказывает существенное влияние 15
Влияет, но несущественно 37
Практически не влияет 40
Затрудняюсь ответить 8
  1. Внутренняя политика
2012 г. 2013 г.
Сильное, оказывает существенное влияние 12 11
Влияет, но несущественно 38 35
Практически не влияет 41 44
Затрудняюсь ответить 9 10
  1. Международная политика
2012 г. 2013 г.
Сильное, оказывает существенное влияние 10 10
Влияет, но несущественно 33 32
Практически не влияет 45 46
Затрудняюсь ответить 12 12
  1. Образование
2013 г.
Сильное, оказывает существенное влияние 9
Влияет, но несущественно 31
Практически не влияет 53
Затрудняюсь ответить 7

Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между церковью и обществом, государством? (закрытый вопрос, один ответ)

2009 г. 2012 г. 2013 г.
Церкви следует заниматься проблемами веры и религии, не вмешиваясь в жизнь общества и государства 27 31 30
Церковь должна влиять на моральную духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела 43 44 50
Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства 16 17 15
Затрудняюсь ответить 14 7 5

По Вашему мнению, допустимо или нет, чтобы президентом России был человек, исповедующий отличную от православия религию? (закрытый вопрос, один ответ)

Все опрошенные
Да, допустимо 14
Нет, не допустимо 50
Вероисповедание не имеет значения 29
Затрудняюсь ответить                                                 8

 

***

    2.Пасха.

Н.К. Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии»

    30 апреля 2013. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»

    (В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)

 

    Коротко о главном:

    Пост в той или иной степени соблюдают 16%, и еще 6% намерены поститься в Страстную неделю

     Пасху отмечает большинство россиян, и прежде всего – приготовлением специальных праздничных блюд.

 

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сколько россиян соблюдают Великий пост, который подходит к концу, и как планируют отмечать Пасху.

    Великий пост в той или иной степени соблюдают 16% (полностью или частично), и еще 6% — планируют поститься (постятся) последнюю неделю. При этом в начале поста респондентов, планирующих придерживаться ограничений полностью или частично, было больше — 23%.   76% сохраняют обычный режим питания (в начале поста так планировали поступать 68%).

    Полностью или частично соблюдают пост 18% православных, и еще 7% из них намерены придерживаться ограничений последнюю неделю.  При этом, и среди неверующих 7% сообщили, что  в той или иной мере соблюдают пост.

    Пасху планируют отмечать большинство россиян, и прежде всего — приготовлением специальных праздничных блюд (64%, год назад — 68%). Еще 30% планируют освящать куличи, яйца, 8% — пойти ко всенощной. 41% собираются принимать гостей или ходить в гости, 10% — дарить подарки. 24% планируют поехать на кладбище (год назад таких было 20%).   11% сообщили, что праздновать Пасху не будут.

    Среди православных 72% планируют готовить пасхальные блюда, еще 36% собираются     освящать их в церкви. При этом, они также чаще остальные собираются поехать на кладбище в этот день  (27%).  24% неверующих респондентов сообщили, что праздновать Пасху не будут. При этом 42% атеистов собираются готовить куличи, красить яйца и т.д.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27-28 апреля 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

Завершается Великий пост, предшествующий Пасхе. Соблюдаете ли вы его, и в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ)

2002 г. 2008 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Сохраняю обычный режим питания 76 83 83 75 76
Собираюсь поститься последнюю неделю 4 4 4 5 6
Частично соблюдаю пост 15 9 9 13 12
Полностью соблюдаю пост 3 3 2 4 4
Затрудняюсь ответить 2 1 3 3 2

Соблюдаете ли вы его, и в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ)

Начало поста, 2013 г.* Конец поста, 2013 г.
Сохраняю обычный режим питания 68 76
Собираюсь поститься последнюю неделю 5 6
Частично соблюдаю пост 19 12
Полностью соблюдаю пост 4 4
Затрудняюсь ответить 4 2

*вопрос звучал так: Как Вы собираетесь питаться во время Поста? (закрытый вопрос, один ответ)

Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать? (закрытый вопрос, любое число ответов)

2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи) 46 60 64 71 67 68 64
Буду принимать гостей, сам пойду в гости 23 30 38 42 39 38 41
Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви 14 21 27 34 29 32 30
Поеду на кладбище 11 16 29 30 25 20 24
Пойду ко всенощной 3 4 8 8 9 8 8
Буду делать подарки близким 1 4 7 12 6 11 10
Не буду праздновать Пасху 12 6 12 8 9 10 11
Другое 3 3 2 1 2 1 3
Затрудняюсь ответить 3 7 4 5 3 2 3

Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать? (закрытый вопрос, любое число ответов)

Все опрошенные Православные Последователи других религий Неверующие
Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи) 64 72 29 42
Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви 30 36 8 7
Пойду ко всенощной 8 10 2 1
Буду принимать гостей, сам пойду в гости 41 45 15 43
Поеду на кладбище 24 27 9 13
Буду делать подарки близким 10 12 3 11
Не буду праздновать Пасху 11 4 48 24
Другое 3 2 9 3
Затрудняюсь ответить 3 2 5 3

 

***

   3.Великий пост.

Икона преподобной Марии Египетской

    27 марта 2013. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»

    (В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)

 

    Коротко о главном:

    Для россиян Великий пост – это прежде всего ограничения в питании, а не в поведении

    Пост воспринимается скорее как самоограничение в рамках религиозных убеждений, нежели как культурно-историческая традиция или повод почистить организм

    Поститься намерены 28% россиян, но в большинстве случаев – частично, а не полностью.

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что для россиян означает Великий пост и какие ограничения, по мнению респондентов, он предполагает, и сколько опрошенных намерены поститься.

    Для большинства россиян Великий пост предполагает, прежде всего, ограничения в питании (63%). Значительно реже респонденты указывают на ограничения в поведении (19%), сокращении времени на мирские занятия (10%). И лишь немногие связывают это время с воздержанием от алкоголя, секса (2%), шумных праздников и увеселительных мероприятий (5%).

    В той или иной степени соблюдать Великий пост планируют   28% россиян (среди православных — 33%): полностью придерживаться ограничений намерены 4%, частично — 19%, поститься последнюю неделю — 5%.  Пожилые респонденты более склонны сообщать о намерении соблюдать пост, нежели молодежь (40% против 18% соответственно). Среди православных россиян придерживаться Великого поста намерены 33%.  Но и среди неверующих соблюдать ограничения намерены 9%. Не планируют поститься 68% россиян — прежде всего молодежь (79%) и неверующие (90%).

    Чаще всего россияне воспринимают пост как самоограничение в рамках религиозных убеждений (35%, в 2010 году — 30%), реже — как культурно-историческую традицию (22%), и в меньшей степени считают его поводом почистить организм (16%). 23% опрошенных сообщили, что для них пост никакого значения не имеет — в основном это приверженцы отличных от православия религий и неверующие (41-43%).

    Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 марта 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

2010 г. 2013 г.
Ограничение в еде 61 63
Ограничение в поведении: не ругаться матом, не делать зла, не обманывать 23 19
Сокращение времени на мирские занятия: больше молиться, чаще ходить в церковь 6 10
Воздержание от алкоголя 8 6
Воздержание от шумных праздников, увеселительных мероприятий 4 5
Воздержание от секса 4 2
Другое 2 1
Затрудняюсь ответить 27 22

Как Вы собираетесь питаться во время Поста? (закрытый вопрос, один ответ)

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2010 г. 2013 г.
сохранять обычный режим питания 79 80 83 62 68
собираюсь поститься последнюю неделю 5 2 4 6 5
частично соблюдать пост 11 14 10 22 19
полностью соблюдать пост 4 3 2 4 4
затрудняюсь ответить 1 1 1 7 4

Что для Вас означает пост? (закрытый вопрос, один ответ)

2009 г. 2013 г.
Это самоограничение человека в рамках религиозных убеждений 30 35
Это скорее культурно-историческая традиция 24 22
Это повод очистить организм 19 16
Для меня пост не имеет никого значения 22 23
Затрудняюсь ответить 6 4

 

***

  4.Масленица.

    13 марта 2013. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»

    (В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)

 

Коротко о главном:

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что, по мнению россиян празднуют на Масленицу и какие традиции масленичной недели они соблюдают.

    Для большинства россиян Масленица — это проводы зимы и встреча весны: именно так воспринимают этот праздник 73% россиян, причем в равной степени и православные (76%), и неверующие (75%).

    Масленица связана  для респондентов с традиционными обрядами этого праздника: в первую очередь — с приготовлением блинов (8%),  сжиганием чучела (2%), народными гуляниями (2%). При этом, языческим праздником называют Масленицу 1% опрошенных. Но для части опрошенных это время связано с православными традициями: для 5% — это начало Великого поста, для 1% — Прощеное воскресенье, и еще 1% в целом считают Масленицу православным праздником.

    Традиции масленичной недели популярны среди россиян: те или иные обычаи соблюдают 88% опрошенных. Их придерживаются 94% православных, 82% неверующих, а среди представителей других религий — только 61%.

    Есть блины на Масленицу — самая популярная традиция (78% россиян планируют делать это в течение масленичной недели). Обычай угощать блинами близких, друзей, коллег менее популярен: его планируют соблюсти 20% опрошенных. Не много и тех, кто пойдет в гости к теще на блины (12%).  

    Ходить в гости или принимать гостей на масленичной неделе собираются 42% опрошенных, 22% планируют принять участие в народных гуляниях, 14% — сжигать чучело масленицы.  Что касается обычая просить прощения у близких и знакомых в прощеное воскресенье, то его намерены соблюсти более трети россиян (35%).

    Обычай есть блины на Масленицу особенно популярен среди православных россиян (89%), реже — среди тех, кто имеет другое вероисповедание (49%). Эту традицию соблюдают 82% русских и 55% представителей других национальностей, живущих в России.

    Традиции просить прощения в Прощеное воскресенье придерживаются, главным образом, сами православные (35%), однако и среди последователей других религий и неверующих оказались те, кто соблюдает этот обычай (16 и 22% соответственно).

    Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 9-10 марта 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

 

Как Вы считаете, что празднуют на Масленицу? (открытый вопрос, любое число ответов)

Все опрошенные Православные Последователи других религий Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием
Проводы зимы, встреча весны 73 76 56 75
Время, когда принято печь блины 8 8 10 6
Начало поста 5 6 2 2
Сжигание чучела 2 2 0 1
Народные гуляния 2 2 1 2
Православный праздник 1 1 2 1
Прощеное воскресенье 1 2 1 0
Традиция 1 1 0 1
Языческий праздник 1 1 1 1
Просто праздник 2 2 2 1
Встреча солнца, надежда на хороший урожай 1 1 0 1
Не праздную 1 0 3 0
Другое 1 0 1 1
Затрудняюсь ответить 10 6 24 14

Планируете ли Вы делать что-либо из перечисленного в течение масленичной недели?(закрытый вопрос, любое число ответов)

Все опрошенные Православные Последователи других религий Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием
Приносить блины в качестве угощения в гости, на работу, учебу 20 21 12 12
Ходить к теще на блины 12 12 9 10
Участвовать в сожжении чучела Масленицы 14 14 11 10
Принимать участие в народных масленичных гуляниях на городских/сельских площадях 22 24 18 15
Есть блины 78 84 49 72
Ходить в гости/принимать гостей по случаю Масленицы 42 48 22 26
Просить прощения у близких и знакомых 35 40 16 22
Ничего из перечисленного делать не планирую 11 5 39 17
Другое 2 1 2 6
Затрудняюсь ответить 1 1 0 1

Планируете ли Вы делать что-либо из перечисленного в течение масленичной недели? (закрытый вопрос, любое число ответов)

Все опрошенные Русские Представители других национальностей
Есть блины 78 82 55
Ходить в гости/принимать гостей по случаю Масленицы 42 45 27
Просить прощения у близких и знакомых 35 37 18
Принимать участие в народных масленичных гуляниях на городских/сельских площадях 22 23 20
Приносить блины в качестве угощения в гости, на работу, учебу 20 20 16
Участвовать в сожжении чучела Масленицы 14 14 11
Ходить к теще на блины 12 12 7
Ничего из перечисленного делать не планирую 11 7 35
Другое 2 2 1
Затрудняюсь ответить 1 1 1

 

***

  5.РПЦ при Патриархе Кирилле: векторы перемен.

Святейший патриарх Кирилл

    12 февраля 2013. Источники: сайт «ВЦИОМ. ру» ; сайт «ВЦИОМ. ру»

    (В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. Ред. Рубрики)

 

    Коротко о главном:

    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, какие изменения в деятельности Русской православной церкви заметили россияне с момента интронизации патриарха Кирилла и как оценивают его церковную политику.

    Для относительного большинства опрошенных Патриарх Русской православной церкви остается в первую очередь духовным лидером нации (48%). Так его склонны воспринимать жители крупных и малых городов (54 и 57% соответственно), пожилые респонденты (55%), а также сами православные (56%). Треть респондентов видят в патриархе только руководителя одной из религиозных конфессий (34%). Такое представление свойственно столичным жителям (46%) и атеистам (50%). В меньшинстве — те, кто воспринимает патриарха прежде всего как государственного деятеля (10%). Больше всего таких респондентов в числе жителей городов-миллионников (16%) и средних городов (15%).

    Патриарх известен большинству россиян: три четверти опрошенных смогли без подсказки правильно назвать имя главы Русской православной церкви (73%). Среди православных доля знающих составляет 79%. Наиболее информированы москвичи и петербуржцы (85%), россияне старше 45 лет (80-82%). Четверть опрошенных не знают имени патриарха (25%). Как правило, это селяне (31%), молодежь (47%), неверующие и последователи отличных от православия религий (по 42%). И еще 1% неверно указывает имя патриарха.

    Спустя четыре года после избрания Кирилла патриархом уровень одобрения этого решения среди тех, кому известен глава РПЦ, остается высоким (78%). Однако в 2009 году таких респондентов было больше (88%). Поддерживают выбор Кирилла в первую очередь жители крупных городов (84%) и селяне (85%), а также сами православные (84%). Негативно оценивают это решение 7% россиян, которым известна личность патриарха (в 2009 году — 2%). Это, как правило, неверующие (21%) и жители столиц (14%).

    У тех, кому известен патриарх, он вызывает преимущественно чувство уважения (45%). Меньше стало тех, кто связывает с ним надежды (с 27% в 2012 году до 21% в текущем году). Примерно столько же относятся к Кириллу с доверием (21%) и симпатией (20%). Негативные эмоции в отношении патриарха мало распространены: недоверие он вызывает у 4%, разочарование — у 3%, скепсис — у 2%, с антипатией и осуждением к нему относятся по 1% опрошенных. У 13% респондентов патриарх не вызывает особых эмоций. Наиболее позитивно главу РПЦ воспринимают сами православные: с уважением к нему в этой группе относятся 50%. Но и среди тех, кто исповедует другие религии или является атеистом, таких немало (32 и 27% соответственно).

    С каждым годом изменения в деятельности Русской православной церкви, произошедшие с момента интронизации патриарха Кирилла, все более очевидны россиянам: если раньше никаких перемен в ее деятельности не видели 78-83% опрошенных, то сегодня таких уже 70%.

    Самыми очевидными изменениями в деятельности Церкви стали сближение ее с народом (10%, три года назад — 4%) и строительство новых храмов и восстановление старых (с 3 до 7%), расширение влияния церкви (3%), ее более тесное взаимодействие с государством, увеличение присутствия в СМИ (по 2%). Вместе с тем указывают и на рост коррумпированности РПЦ (2%).

    По мнению большинства опрошенных, церковная политика, проводимая Кириллом, отвечает интересам нашего общества, причем это мнение укрепляется (с 64 до 71% за три года). Этой точки зрения чаще придерживаются респонденты старше 45 лет (74-77%) и православные (82%). Не разделяют эту позицию 12% опрошенных, прежде всего россияне, исповедующие отличные от православия религии (26%).

    Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 26-27 января 2013 г. Опрошено 1600 человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

Для вас Патриарх Русской православной церкви — это прежде всего… (закрытый вопрос, один ответ)

Январь 2009 г. Январь 2011 г. Июнь 2012 г. Январь 2013 г.
Руководитель одной из религиозных конфессий (церквей), действующих в России 30 28 37 34
Духовный лидер, моральный наставник русской нации 48 50 45 48
Видный государственный деятель, член высшего руководства страны 8 9 9 10
Другое 0 0 2 1
Затрудняюсь ответить 15 12 8 6

Знаете ли Вы, кто сегодня является Патриархом Русской православной церкви? Назовите, пожалуйста, его имя (открытый вопрос, один ответ)

Январь 2009 г. Январь 2010 г. Январь 2011 г. Июнь 2012 г. Январь 2013 г.
Назвали верно (Кирилл) 68 71 70 62 73
Не знаю 26 26 27 35 25
Назвали неверно (Алексий и др.) 1 1 1 2 1
Затрудняюсь ответить 5 2 2 1 1

Нынешний патриарх был избран на Поместном Соборе четыре года назад. Как Вы сегодня оцениваете решение участников Собора, избравших нового патриарха? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кому известен патриарх)

2009 г. 2013 г.
Безусловно одобряю 51 31
Скорее одобряю 37 47
Скорее не одобряю 1 5
Безусловно не одобряю 1 2
затрудняюсь ответить 11 14

Какие чувства, прежде всего, у Вас вызывает личность Патриарха Русской православной церкви Кирилла? (закрытый вопрос, не более двух ответов, % от тех, кому известен патриарх)

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Уважение 44 48 53 46 45
Надежду 27 22 23 27 21
Доверие 22 21 25 19 21
Симпатию 22 24 24 17 20
Восхищение 6 10 11 4 6
Любовь 1 3 1 1 1
Безразличие 6 7 7 13 13
Недоверие 0 2 1 4 4
Разочарование 0 1 0 2 3
Скепсис 1 1 0 1 2
Антипатию 0 0 1 1 1
Осуждение 0 0 0 1 1
Ненависть 0 0 0 0 0
Затрудняюсь ответить 11 7 5 6 4

 

 

Заметили ли Вы какие-либо перемены в деятельности Русской православной церкви после восхождения четыре года назад на патриарший престол Кирилла? Если да, то какие именно? (открытый вопрос, любое число ответов)

Январь 2010 г. Январь 2011 г. Июнь 2012 г. Январь 2013 г.
Церковь стала более открытой, ближе к народу 4 6 4 10
Все больше восстанавливаются старые и строятся новые церкви 3 3 7
Церковь стала теснее взаимодействовать с государством 1 2 2 2
Влияние церкви расширилось 3 2 2 3
Патриарх стал больше ездить по стране, привлекать новых верующих 3 2 1 1
Церковь стала больше внимания уделять нравственному воспитанию населения 1 2 1 1
РПЦЗ и РПЦ объединились 3 1 1 1
РПЦ чаще стала фигурировать в СМИ 1 2
Патриарх способствует установлению мира 1 1 0 1
Проблемы церкви чаще обсуждаются в обществе 2 0
Повысилась коррумпированность РПЦ 3 2
Никаких изменений нет 78 83 78 70
Другое 1 1 1
Затрудняюсь ответить 5 0 4 3

Насколько, по Вашему мнению, церковная политика, проводимая Кириллом, отвечает потребностям нашего общества? (закрытый вопрос, один ответ)

2010 г. 2011 г. 2013 г.
Полностью отвечает 21 23 20
Скорее отвечает 43 45 51
Скорее не отвечает 5 3 8
Совершенно не отвечает 1 1 4
Затрудняюсь ответить 30 28 18