«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Любовь есть сила, Богом даруемая. Часть 1

      Автор: Владимир Немыченков.

Статья религиоведа Владимира Немыченкова раскрывает показывает несовместимость языческих свадебных обрядов и православного венчания в храме. Автор рассказывает о нынешнем отношении молодожёнов к созданию семьи, о примерах настоящей любви в семье, о подвиге, о доблести и верности Богу и Родине.

      Да, где-то здесь под Смоленском Маргарита Тучкова впервые за шесть лет супружества рассталась с любимым мужем, чтобы вновь встретиться с ним через 40 лет уже в вечных обителях. Верность и любовь к Богу, к супругу, родной земле – вот идеалы русской души на протяжении многовековой истории России…

       Теперь брак стал регистрацией, а венчание – красивым обычаем, накладывающим на человека не больше ответственности и обязательств, чем замок на перила моста: весит себе и висит, ничего ни от кого не требует. Никогда до конца не умиравшая в нас вера наших языческих предков в первобытную магию воздействия на человека символических действий по подобию и переносу значения питает старые и творит новые обычаи, не давая утвердиться в сердце истинной вере в Творца неба и земли и принять на себя добровольную обязанность жить по Его заповедям, запрещающим разлучать то, что сочетал Он Сам руками и устами своего служителя…

***

       «С годами ты все больше становишься занудой и брюзгой, – говорю я себе, фотографируя пришедшую на мост очередную свадьбу. – Порадуйся за них. Они так молоды и счастливы… Сейчас им верится, что вся их жизнь будет так же наполнена нежностью, легкостью и радостью, как играет воздушными пузырьками шампанское в их пластмассовых стаканчиках. Им верится, что “горько” бывает только на словах, это лишь пожелание веселых друзей, чтобы дольше и слаще был поцелуй…»

 

«Замки счастья» на «мосту молодоженов» в Лопатинском саду

      Маленький мальчик в аккуратном костюме и белой рубашке, скучающий среди пьющей, целующейся и кричащей компании взрослых, хватается за перила руками и, перегнувшись, с интересом разглядывает зеленую воду пруда.

      Через шумную веселую толпу на мосту пробираются две старушки и, выбравшись на гребень моста, начинают спускаться по его мокрой горбатой спине, держась руками за перила и осторожно переставляя свои дряхлеющие ноги.

      – Отродясь такого обычая не видала, – говорит одна.

      – Да уж, это всё потому, что все из деревень в город подались, – отвечает ей другая.

      – Замков-то, замков-то сколь навесили, это ж страсть. Хоть в магазин не ходи…

      – Ключей только нет, – в тон ей добавляю я, когда они поравнялись со мной. – А без них не снять, ни взять. Пропадает добро-то…

      Старушка лучезарно улыбается в ответ, признав во мне своего союзника.

      – Если только отмычки подобрать, – скрыто иронизирую я.

      – И то верно, отмычки… – кивает она.

      Дались же нам эти замки. Старость не в радость, а в зависть. Завидует, завидует молодым – их брызжущему здоровью, радости, будущему, которого старость уже лишена. Да-а, «Всё в прошлом» – великая картина кисти негромкого мастера – Василия Макарова: заколоченный досками полуразвалившийся барский дом, сухие деревья, сидящая в кресле у крыльца избенки престарелая барыня в белом чепце, да еще крепкая верная ей служанка с вязаньем в руках. Такова жизнь. Молодость проходит. Старость неизбежна. Остается память – о прошлом, о добром, о славном… И об ошибках, грехах и упущенных возможностях, к сожалению, тоже.

      Что ж это я опять за свое… Да пусть себе молодые веселятся, вешают свои замки… Мешают они что ли кому? Лишь бы жили дружно и мирно, рожали да растили здоровых детишек (вон бегают на перегонки по аллее, готовятся к завтрашнему забегу в честь «Дня города»). Лишь бы в конце жизни могли сказать о них, что «жили они долго и счастливо и умерли в один день» как писали в старинных романах.

      Чем люди живы

      Небо оставалось серым, воздух сырым и холодным.

      «А невесты-то в тонких свадебных платьях, да еще с декольте! Мерзнут, наверное, бедненькие», – подумал я с жалостью, глядя на их открытые плечи.

      Прохожие кутались в плащи и куртки, закрывались от ветра и дождя зонтами. Одни только новобрачные, казалось, не замечали непогоды. Они шли – красивые, бесстрашные – и словно невидимая сила переполнявшего их счастья, чудесно несла их над холодными лужами и не одна темная капля не касалась их белоснежных одежд.

Молодожены на мосту

      Нет, не оскудела, не обесплодила еще русская земля, если играют на ней свадьбы. Не обмелела, не обессилила еще душа русская, если эти хрупкие невесомые девчушки не боятся идти в холод и морось, наперекор ветру и дождю к своему счастью рядом со своими молодцеватыми избранниками. Есть, есть еще сила в русском характере, и русская женщина, как и прежде, может и хочет быть любимой и любить самой, быть верной супругой и добродетельной матерью. А эти крепкие парни? Разве они дадут в обиду своих любимых? Разве не могут они трудиться, а когда надо и биться с врагом, как их деды и прадеды? Разве не полегла 6-я рота Псковской дивизии ВДВ под чеченским Аргуном, выполнив завет героя 1812 года генерала А.И. Остермана-Толстого: врага не пускать, «стоять и умирать»!

      Разве нет сейчас примеров настоящей любви?..

      Я вспомнил одну поразившую меня историю времен афганской войны. Как молоденькая медсестра военного госпиталя полюбила своего пациента – юного симпатичного солдата, парализованного вследствие ранения, забрала к себе домой, вышла за него замуж, выходила, родила сына… И все это одна, в стесненных жилищных условиях и материальных обстоятельствах! И ничего ни у кого не просила и не требовала, хотя муж имел право на законные льготы. Только любила. И ее любовь и забота совершили чудо. Когда об этом рассказали газеты, откликнулись и люди – город дал им квартиру, власти помогли с лечением…

      Да я и сам знаком с супружеской парой, которая ссорилась и чуть не развелась пока, казалось, все было хорошо: муж вкалывал, пропадая целыми днями на работе – зарабатывал на семью с двумя малыми детьми. Но когда стало действительно плохо – он внезапно заболел и друзья на руках сносили его по лестнице пятиэтажки, не имеющей лифта, чтобы тогда еще в первый раз отвезти в больницу, жена взяла всё на себя и несмотря на тяготы (болезнь растянулась на годы) была сама любовь, нежность, забота, терпение и через некоторое время в их дом вернулось счастье – болезнь отступила.

      А мужчины?

      Разве они не умеют любить и хранить верность? Мне запал в память случай, рассказанный военным корреспондентом. Во время очередной командировки в Чечню, чтобы согреться, ему дали одеть бушлат погибшего офицера. В кармане он нашел неотправленное письмо к другу, в котором тот признавался, что очень тоскует и скучает по жене и вот уже двадцать лет любит только ее одну… С этим чувством он и перешел за грань этой жизни.

      А мой одноклассник – балагур и шалопай, от которого никто не ждал ничего серьезного, вдруг, когда тяжело и надолго заболела жена, оказался заботливым мужем и нежным любящим отцом для дочери…

      Да сколько еще явных и неявленных нам подвигов любви есть и сейчас в русском народе! Нет, не умерла в нем жажда любви и сама любовь. Вот и эти молодые смоляне стремятся к ней сердцем своим и будут учиться ей в радости и горе. Однако любви действительно нужно учить – воспитывать чувства, показывать достойные примеры, чтобы вдохновляемые ими новые и новые сердца приобщались к радости и подвигу любви.

      Беда наша в том, что нынешняя масскультура навязывает обратное. Заученно – как заклинание, как злую мантру, как колдовской приговор и гипнотическую установку – она повторяет и внушает старым и юным: секс, деньги, шопинг – услаждение, потребление, развлечение – оторваться, надраться, забыться… И ничего другого! Однако следование этим внушениям приводит человека к душевной опустошенности, которую он заполняет пивом, водкой, наркотиками и прочей отравой… В печальном итоге – бесславная и ранняя смерть. Ради чего? За что? Для того ли приходит в мир человек.

      Нет, не сексом единым жив человек, как нам пытаются теперь внушить зарубежные зазывалы и всяческие «просветители» местечкового разлива. Любовь и верность русских вдов и солдаток тому доказательство. А материнская любовь? А любовь к Отечеству, к родной земле? Любовь к Богу, наконец! В чем природа этой любви? Есть ли у нее вещественная или материальная основа? Нет, в высшем своем проявлении любовь есть чувство совершенно неотмирное и необъяснимое, и никак иначе кроме как на собственном опыте непознаваемое. В непостижимости своей любовь подобна Богу. И это неудивительно, ибо по апостольскому слову «любовь от Бога», и Сам «Бог есть любовь» и познается только через нее, потому что «если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин. 4:7,8,12). Думаю, именно об этом думал император Александр, когда решал судьбу четы Тучковых.

      В нашем падшем мире, который «лежит во зле» (1Ин 5:19 ), чувство любви в человеке искажается грехом, умаляется или даже совсем исчезает и потому каждый судит о ней по своему опыту. Но когда любовь явлена в полноте, она изумляет своей неизъяснимой жизненной силой, как поражала окружающих любовь Маргариты и Александра Тучковых. Что ее соединяло с мужем? Четыре томительных года ожидания согласия родителей на брак, шесть лет совместной супружеской жизни в походной неустроенности и опасностях войны, сорок лет вдовьей верности и любовь, которая «никогда не перестает» (1Кор. 13:8). Это ли не явление силы и мужества!?

      Да, не сексом и не хлебом единым жив человек. Даже у неразумных животных («скотов бессловесных») секс служит не для беспорядочного блуда и гедонизма, которые предлагаются нам в качестве нормы нынешней массовой культурой, а для продолжения рода, и потому строго регламентирован инстинктом, то есть законом природы. Оттого нынешние попытки шоу-бизнеса, кинематографа, телевидения, желтой прессы и даже литературы низвести человека – высшее разумное творение живой природы – до нижескотского состояния, спекулируя на его богоданной свободе, вдвойне преступны и даже богохульны, ибо представляют собой хулу на замысел Божий о человеке, по которому человек есть венец творения, посредник между миром видимым (вещественным) и невидимым (ангельским). Обладающий двусоставной природой – видимой плотью и невидимой душой – человек есть своего рода мост между этими двумя естествами и по творческому замыслу Бога – это «мост любви». Человек сотворен не для пищи и пития, и не для физиологических отправлений, а для богообщения, ибо для Себя создал нас Бог (Блаж. Августин) – для взаимной любви Бога и твари. Человек создан для любви к себе подобным (нашим ближним и дальним), к тем, кто ниже нас (живой и неживой природе), к тем, кто выше нас (ангелам) и к Тому, Кто неизмеримо превосходит все тварное – и видимое и невидимое – к Самому Творцу. Для этого Бог даровал нам вечную жизнь, поскольку в такой любви можно и нужно возрастать и совершенствоваться бесконечно, ибо бесконечен и Сам Господь. И любовь эта должна объединить весь мир – подлунный и надлунный. Так задумано было Творцом «в начале», т.е. при сотворении мiра. Так и будет в конце, когда «времени уже не будет» (Откр. 10:6).

      Пока же с нами остаются наши немощи, грехи, ошибки, заблуждения, искажающие Божий замысел о нас и о мире. Но всюду, где мы видим подлинную любовь, там сквозь мрак, кривду и злобу мира сего проступает Божий лик и лик этот есть лик Христа, Его жертвенной любви ко всем – к ученикам и врагам, к верным и неверным. Там, где мы видим истинную любовь, там побеждается чин падшего естества и совершается правда и воля Божия о нас. И потому последняя, главная заповедь Христа, которую Он дает ученикам в ночь ареста – о любви: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). И потому самые проникновенные слова возлюбленного ученика Христова – апостола Иоанна – о любви. И самые вдохновенные строки посланий «апостола язычников» – Павла – о любви. О любви Бога к человеку и человека к Богу и людям. И высшее проявление такой любви – жертва, ибо главное в любви – отвержение, забвение себя ради любимых. И потому Христос сказал ученикам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Не только сказал, но и исполнил самим делом на Голгофе. Вслед за Ним заповедь жертвенной любви исполнили Его ученики – апостолы, святые мученики… Вдохновленные этими словами издревле шли на битву русские воины – не убивать, а умирать – за землю русскую, за церкви Божии, за веру православную…

      В нашем падшем мире самоотдача любви всегда связана со страданием, поэтому жертва – всегда трагедия. Но так будет не всегда, ибо вечно только Царство Божие. И мы чаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда и потому тот, кто научится на грешной земле жертвовать собой ради любви, тот в Царстве Божием – царстве любви – познает ее как вечное блаженство взаимной самоотдачи человека Богу и Бога человеку, каждого всем и всех каждому. Как это будет мы, грешные, не знаем, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9 ). Но еще в этой жизни Господь открывает Свои тайны избранным Своим – пророкам, апостолам, святым. Доверимся их духовному знанию и, быть может, их молитвами милостивый Господь дарует и нам познать на собственном опыте Его любовь.

      «Славою и честью…»

      «А все же хорошо, – подумал я, в очередной раз открывая зонт, чтобы укрыться от вновь начавшегося дождя. – Хорошо, что эти русские девушки в такую непогоду – промозглый ветреный день – в своих модельных невесомых туфельках и белоснежных платьях с зябко обнаженными плечами, тонко перетянутые в талии, хрупкие и нежные, как белые лилии кем-то неосторожно принесенные на мокрый асфальт, идут именно сюда под руку со своими молодыми мужьями. Пусть по обычаю («так принято»), пусть с магическими «замками счастья», но они идут сюда: и возлагают цветы к вечному огню нашей благодарной памяти павшим за Родину, к монументу-скале с символическими орлами, защищающими родное гнездо от хищного галла и надписью «Благодарная Россия героям 1812 г.».

      Они проходят этой Аллеей русской славы, где с одной стороны на них смотрят полководцы той войны – Неверовский, Раевский, Дохтуров, Багратион, Барклай, а с другой – перед бюстом Кутузова – на памятной плите читаются отлитые в бронзе слова его благодарности героизму их предков-смолян…

       Памятник Героям 1812 года («Памятник с орлами»). Смоленск (фото автора)
                      Надпись на «Памятнике с орлами». Смоленск (фото автора)

      Здесь все напоминает о подвиге, о доблести, о славе, которые стяжали их деды и прадеды за свою любовь к Отечеству, за свою верность Богу и Родине. Ведь любовь и верность по сути своей всегда тождественны сами себе – относятся ли они к одному единственному и самому близкому человеку – супругу, к родной земле или к Творцу. Как сказал древний святой Иоанн Лествичник «любовь по качеству своему есть уподобление Богу», потому что Он и есть Сама Любовь. И эту Свою надмирную сверхчеловеческую любовь Бог явил людям в Сыне, распятом и убитом ими за их же грехи. Поэтому и апостол Павел писал, что «если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). Ибо только «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13:8). Будущее свое мы по своей человеческой немощи прозреваем лишь гадательно. Что же касается настоящего, то для нас «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:13). И по слову апостола её надо достигать. Ей надо учиться, в ней надо возрастать. Настоящая любовь всегда предполагает готовность человека к добровольной отдаче себя тем, кого он любит: своим близким, Родине, Богу. И только такая любовь наполняет жизнь неиждиваемым смыслом, ибо человеку дана возможность совершенствоваться в любви бесконечно. И только ради такой любви стоит жить и стоит умирать, потому что лишь она дает подлинное бессмертие – жизнь вечную во Христе Иисусе, которая есть дар Божий (Рим. 6:23).

 

«Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» (молитва священника о женихе и невесте в Таинстве венчания)

      «Достигайте любви» (1Кор. 14:1), – мысленно повторяю я апостольский завет идущим по «Аллее славы» счастливым молодоженам. Теперь пришел ваш черед любить, соблюдать верность, рожать и растить детей, защищать от врагов свой дом, свой город, свою землю, как это делали ваши предки. Пришло ваше время познавать Бога, великого и непостижимого в Своей любви и жертве, и подражать Ему в том. И за это за всё милостивый и любящий Господь венчает вас славою и честью здесь и в Царствии Своем. Аминь.

      4 июля 2022 г.

      Источник: Личная страница на Яндекс — дзен В. Немыченкова