«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Рецидив иконоборчества. История Европы дохристианской и христианской

Мозаика собора Святой Софии в Константинополе

    Автор: протоиерей Владислав Цыпин. 

    Фрагмент из книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Автор рассказывает о периоде правления императора Льва V, о противостоянии иконоборческим гонениям святителя Никифора, патриарха Константинопольского и преподобного Феодора Студита.

***

 

    Император Лев V (813–820) вошел в историю как правитель, возобновивший гонения на иконы. Не столько его собственные богословские взгляды, сколько соображения политического характера подтолкнули его к радикальному пересмотру религиозной политики. Как и соименный ему основатель Исаврийской династии, он был выходцем из азиатского востока империи, где массовая приверженность иконоборчеству не угасла сразу после VII Вселенского Собора. В среде армянской и сирийской военной аристократии, к которой он принадлежал, как, впрочем, и в самой армии, в основном комплектовавшейся в азиатских провинциях, хранилась благоговейная память о выдающихся полководцах-иконоборцах Льве Исавре и его сыне Константине; опорой иконопочитания были по преимуществу жители Эллады, Архипелага, Константинополя и его окрестностей, а также сохранившихся еще владений империи на Западе, но присутствие выходцев из этих регионов в войсках было незначительным.

    Был ли Лев Армянин тайным иконоборцем до восшествия на престол или поменял свои религиозные убеждения уже на престоле, доподлинно неизвестно. По версии «Продолжателя Феофана», Льва склонил к борьбе с почитанием икон один из насельников монастыря в Филомилии. Лев направил в этот монастырь своего посланца с подарками в благодарность прозорливому старцу за сбывшееся предсказание ему царской власти во время мятежа Вардана. Но оказалось, что к тому времени этот старец преставился, а в его доме «под видом благочестия водворился некий мерзкий и завистливый демон»[1] по имени Симватий. И тот «выбранил царского вестника, осыпал поношениями царя… и к тому же просил, ничего не тая, передать, что-де недолго» ему «царствовать в идолопочитании… и в уповании на образы, коим поклоняются эта тигрица и вакханка (святая Феодора. – прот. В.Ц.), а также Таракс (так в связи с божественными иконами именовал распущенным своим языком царственную Ирину и святого Тарасия»[2].

                     Император Лев V

    На Льва V эти переданные ему слова произвели впечатление, и он захотел встретиться с этим «мерзким и завистливым демоном», который угрожал ему лишением власти и гибелью, если он не упразднит почитание икон.

    Задумав возвращение к официальному иконоборчеству, Лев весной 814 года приблизил к себе ученого клирика Иоанна Грамматика, имевшего скромный сан анагноста – чтеца. Его обширные познания создали ему в народе репутацию мага. Император поставил его во главе комиссии, которой он поручил дать богословское обоснование иконоборчества, опираясь на библейские и патристические аргументы. Иоанн охотно принялся за дело. Не лишенный полемической пристрастности, но в целом справедливый отзыв о деятельности пресловутой комиссии дал неизвестный по имени автор из стана почитателей икон:

    «Иоанн в сообществе с некоторыми грубыми невеждами уполномочен был царем пересмотреть старые книги, скрывающиеся в монастырях и церквах. Собрав множество книг, они… не нашли ничего из того, чего злостно добивались, пока не напали на синодик Константина Исавра. Найдя в нем для себя точку опоры, начали искать и в других книгах для себя нужные места, отмечая знаками те, которые, по их мнению, могли убедить неразумную толпу, что в древних книгах можно находить запрещение поклоняться святым иконам… И они… в июле привлекли на свою сторону Антония, епископа Силейского, и до декабря держали дело в тайне»[3].

Святитель Никифор Исповедник

  В декабре 814 года император предложил патриарху Никифору обсудить с Иоанном Грамматиком результаты работы его комиссии, выводы которой стали известны патриарху. Никифор Исповедник отказался вступать в обсуждение вопроса, который получил безукоризненное решение в оросе VII Вселенского Собора, так что, как он считал, не было уже нужды возвращаться к этой теме.

    Разногласия между императором и патриархом получили огласку. В Константинополе возобновились публичные споры о почитании икон. Приверженцы иконоборчества, ранее затаившиеся, присутствовали и даже преобладали в столичном гарнизоне. Вспыхнули беспорядки, «произошла манифестация перед воротами Халки, причем противники иконопочитания бросали камнями в чудотворный образ Спасителя»[4]. Патриарх Никифор созвал «синод эндимуса» – «из приключившихся в Константинополе епископов» – расширенного состава с участием приглашенных игуменов столичных монастырей. Синод поддержал патриарха и выразил неукоснительную приверженность оросу VII Вселенского Собора.

    Святитель Никифор возглавил молебное пение в храме Святой Софии о мире в Церкви и об умягчении сердца царя, который после этого пригласил патриарха и участников совещания «синода эндимуса» во дворец для собеседования на тему почитания икон. Архиереи и игумены настаивали на неприкосновенности догмата об иконах.

    Особую ревность обнаружил при этом игумен Студийского монастыря преподобный Феодор. В лицо императору он заявил:

    «Дела Церкви принадлежат ведению пастырей и учителей, царю же принадлежит управление внешними делами, ибо и апостол сказал, что Бог поставил одних в Церкви апостолами, других пророками, третьих учителями, и нигде не упомянул о царях. Цари обязаны подчиняться и исполнять заповеди апостольские и учительские, законодательствовать же в Церкви и утверждать ее постановления – это отнюдь не царское дело»[5].

    Справедливости ради можно заметить, что сложившееся при святом Юстиниане учение о симфонии священства и царства более нюансированно определяет соотношение полномочий духовных и светских властей в церковных и мирских делах, и заявленная преподобным Феодором позиция совпадала с тем видением вопроса о взаимоотношениях между церковной и императорской властью, которое уже в ту пору складывалось в Риме, – недаром преподобный Феодор в своем исповедническом стоянии за почитание икон так часто обращался к папе и получал всецелую поддержку от него, но в споре с императором-иконоборцем правда была на его стороне. Ответом на выступление Феодора Студита со стороны Льва было предостережение:

    «Смелый монах заслуживал бы казни за дерзкие слова, но этой чести пока не будет ему предоставлено»[6].

    До поры до времени император действовал осторожно. В праздник Рождества Христова в храме Святой Софии он даже приложился к иконе праздника. Тем временем при поддержке власти шла мобилизация сторонников – ранее тайных иконоборцев – в епископате и духовенстве с привлечением на их сторону колеблющихся и безразличных. И в результате в марте 815 года удалось созвать собор, на котором Никифор Исповедник был низложен с патриаршего престола и отправлен в ссылку в монастырь Агафа, расположенный на берегу Босфора.

    Поставленный по указанию Льва новый патриарх Феодот Каситера из знатного рода Мелиссинов, тетка которого была женой императора Константина Копронима, в тайне и раньше придерживался иконоборческих убеждений.

    Под председательством Феодота в апреле состоялся новый собор, на который приглашены были и иконопочитатели из числа епископов и игуменов. Его «деяния» не сохранились. Неизвестны и имена всех его участников, но преподобный Феодор Студит отверг приглашение, не признавая его председателя Феодота законным патриархом, а самый этот собор считая еретическим ввиду не скрываемого намерения его организаторов ревизовать решения VII Вселенского Собора. Созванный по воле Льва собор отменил орос о почитании икон и возвратился к богословию еретического собора 754 года с одной малозначащей разницей: в его определении иконы не клеймятся как идолы и, соответственно, почитатели икон не ставятся в один ряд с идолопоклонниками, ибо «одно зло отличается от другого»[7]. Собор «осудил несогласное с преданием или, еще вернее, бесполезное производство икон и поклонение им, предпочитая этому служение в духе и истине»[8], запретив «не имеющее за собой никакого основания производство лжеименных икон»[9], возжигание перед ними свечей и каждение их. Рецидив иконоборчества состоялся. В ссылку вслед за святителем Никифором отправлены были ревнители иконопочитания, и среди них автор знаменитой хроники Феофан Исповедник.

    Но иконокласты поторопились торжествовать победу. Сопротивление ереси продолжалось. После ссылки патриарха Никифора его возглавил игумен Студийского монастыря Феодор. Император приказал сослать его в Малую Азию, а его монастырь, в котором подвизалось более 1000 монахов, закрыть. Насельники обители, верные последователи своего игумена, разъехались по разным городам и монастырям империи. Многие из них перебрались на юг Италии и в Рим, где папа Пасхалий I предоставил беженцам для поселения монастырь святой Пракседы. А сам Феодор посланиями, которые он рассылал с помощью своих самоотверженных помощников, призывал православных христиан к исповедническому стоянию за истину, предостерегая их от вступления в евхаристическое общение с еретиками-иконоборцами.

    Не страшась угроз, он писал своему последователю Навкратию:

    «Если император вздумает совершенно лишить меня языка, и тогда я найду способы взывать, окрыляемый Духом. Я буду писать всем находящимся в изгнании отцам, это приносит пользу как пишущему, так и получающему, – я готов взывать даже до последних пределов вселенной»[10].

Преподобный Феодор Студит

    Чрез своих последователей и друзей, оказавшихся в Риме, Феодор Студит не без успеха взывал к папе о поддержке. Одним из посредников в его эпистолярных контактах с Римской курией был монах Мефодий, впоследствии взошедший на патриарший престол в Константинополе. В 819 году по приказу Льва V бесстрашный исповедник был подвергнут бичеванию и переведен в город Смирну под начало местного митрополита-иконоборца, который велел заключить его в темницу.

    Между тем приблизилось время низложения и гибели императора-еретика. Согласно одному из источников, Лев V высказался однажды так:

    «Все государи, которые признавали иконы и поклонялись им, умерли или в изгнании, или на войне. Только не почитавшие иконы (государи) умерли своей смертью на престоле и, будучи с почетом перенесены в императорские усыпальницы, были погребены в храме апостолов. Я также хочу им подражать и уничтожить иконы, чтобы после долгой жизни моей и моего сына царство наше удержалось до четвертого и пятого поколения»[11].

    Но надежды императора-иконоборца на долгое правление его самого и его потомков не оправдались. Процарствовав семь лет, Лев V был свергнут с престола и убит – знаменательным образом 25 декабря 820 года, в праздник Рождества Христова: он пал жертвой заговора, который учинил его прежний сподвижник и друг, крестный отец его сына-первенца Михаил Травл. Труп императора вытащили на ипподром, чтобы жители столицы смогли убедиться в его смерти. Из дворца изгнали его супругу и четырех сыновей, отправив их в изгнание на остров Прот, где все они были оскоплены, одному из них, Феодосию, операция стоила жизни.

    По характеристике византолога Георгия Острогорского, иконоклазм IX века далеко не достигал энергии и размаха иконоборчества предшествующего столетия, нес на себе черты эпигонства и поэтому продержался недолго[12].

 

Источник: сайт «Православие. ру» 

 

Прочитать продолжение статьи можно на нашем сайте:

2 часть

 

СНОСКИ:

[1] Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей. СПб., 1992. С. 22.

[2] Там же.

[3] Scriptor incertus. Vita Leonis Armeni // Ap. Migne. T. 108. Col. 1024. Цит. по: Успенский Ф.И. История Византийской империи. VI–IX вв. М., 1996. С. 736.

[4] Успенский Ф.И. История Византийской империи. VI–IX вв. С. 736.

[5] Цит. по: Там же. С. 737.

[6] Цит. по: Там же.

[7] Цит. по: Васильев А.А. История Византийской империи. 324–1453: В 2-х т. СПб., 1998. С. 380.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Цит. по: Успенский Ф.И. История Византийской империи. VI–IX вв. С. 739.

[11] Scriptor incertus de Leone Bardae filio. Цит. по: Васильев А.А. История Византийской империи. 324–1453. С. 378.

[12] См.: Острогорский Георгий. История Византийского государства. М., 2011. С. 268.