«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

От историзма храма Христа Спасителя до стимпанка храма Российских Вооруженных Сил

Екатерина Дмитриевна Шеко

    Автор: Екатерина Дмитриевна Шеко

    О воссоздании в прежних габаритах и архитектурных проектах Храма Христа Спасителя  и современных архитектурных решениях при строительстве Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации рассказывает иконописец Екатерина Дмитриевна Шеко.

    Об авторе: в 1984 г. закончила Московский Архитектурный Институт, в 1997 г. – Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ). С 1984 г. по 2001 г. работала научным сотрудником в Научно-исследовательском институте теории архитектуры и градостроительства; с 1998 г. – преподаватель ПСТБИ. С 2005 г. по настоящее время – заведующая кафедрой иконописи Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

***

    Прошло уже четверть века с тех пор, как храм Христа Спасителя был построен вторично, т.е. восстановлен в прежних габаритах на прежнем месте. Современная молодежь не видела бассейна на том месте, где прежде был Храм. Это помнят только представители старшего поколения. В свою очередь, в начале ХХ века, для наших предков у Храма Христа Спасителя было любимое место для прогулок. Москвичи, которые в большинстве были православными людьми до революции, ходили в этот Храм молиться, послушать прекрасный бас знаменитого протодьякона, и хор, который там был очень хорош. Было все очень традиционно и солидно.

    В 1990-е гг.; т.е. как только началась перестройка, заговорили о том, что было бы неплохо восстановить Храм Христа Спасителя в том же виде, в тех же габаритах и внешнем облике, каким он был до разрушения. И с 1990-го по 1992-й год шли общественные слушания, об этом рассуждали в газетах, в архитектурном сообществе. Было много сторонников как «за», так и «против» строительства храма.

    И мне самой казалось, кстати говоря, что это не так уж нужно. Первоначального храма уже нет, строительство дорогостоящее, время тяжелое… Но когда он был построен, стало совершенно очевидно, что это было просто необходимо для Москвы. Потому что масштаб огромного, прекрасного собора в самом центре, рядом с Кремлем – сам облик этого храма свидетельствовал о мощи, о Церкви в современных условиях. Город вырос, вокруг центра огромные здания, и, главное, тот серый «Дом на набережной», который, когда храма не было, подавлял своей массой Московский Кремль. И храм сразу это здание поставил на место, он как бы посмотрел на него свысока. И серый «Дом на набережной» сразу как-то «сжался» визуально, потерял свою довлеющую массивную солидность. Поэтому, безусловно, восстановлеение храма было необходимо.

    Обратите внимание на даты. Первоначальный Храм Христа Спасителя на этом месте строился в течение трех царствований. Это николаевское время – проект был перенесен с Воробьевых гор, где первоначально планировалось его строить, в 1839 году. Это было поручено Константину Тону. Затем царствование Александра II, а освящение произошло только при Александре III. Т.е. это было очень долговременное и стилистически постепенно меняющееся архитектурное решение, хотя внешний облик целиком был задуман и осуществлен Константином Тоном.

    Храм Христа Спасителя, как пишет Википедия – «условная внешняя копия своего исторического предшественника». Почему условная копия? Потому что, новая версия храма строилась совершенно по другим технологиям, современным, строился не так долго: 2 или 3 года вместе с проектированием. Это современные бетонные конструкции, монтажные краны, огромный стилобат со своими функциональными субструкциями. А внешне мы видим прекрасную облицовку камнем, в том же виде, как это было в XIX в., поскольку все проектные чертежи Тона сохранились,  и воспроизведены (за исключением мраморных барельефов, которые Церетели не «потянул», к сожалению).

    В интерьере храма главные плоскости стен занимают живописные картины на темы Евангельских сюжетов, разработанные и придуманные прекрасными художниками того времени. Участвовали все ведущие мастера конца XIX в. Здесь привлекают внимание четыре  Праздника на парусах – Преображение и Вознесение по сторонам алтаря, с обратной стороны – Воскресение Христово и Сошествие Святого Духа. И в барабане купола – Деисус, т.е. Спаситель, Которому предстоят, как это полагается, все чины обычного деисусного ряда. И Кувуклия, эта башня-киворий – это именно то, что написано у Павла Силенциария, то, что было первоначально задумано императором Юстинианом еще в VI в. – высокая башня над Престолом. Т.е. Константин Тон серьезно изучал происхождение древних архитектурных форм; он частично взял какие-то украшения интерьера из Сан-Марко, что-то из византийских памятников, известных в то время. Он серьезно изучал традицию и постарался ее воплотить в том виде, который нам сохранила история. Хотя в момент украшения интерьера живописью, написания этих Праздников, Константина Тона уже не было в живых, но, тем не менее, это был его проект.

    Мы видим, что храм украшен евангельскими сюжетами – это важно в дальнейшем контексте. А все, что касается войны 1812 г. – имена всех героев, описания сражений – все это написано словами, буквами на белых мраморных плитах, которые расположены в галерее по периметру храма. Орденов тут нет, единственный орден – Георгиевский, на георгиевской ленте – располагается как капители на пилястрах. Как мы видим, это орден «За службу и храбрость». Главный орден, как «За заслуги перед Отечеством» для воина.

Свод храма Христа Спасителя

    Хотя храм Константина Тона — это православный «неорусский стиль», тем не менее, все его строительство пришлось на так называемую викторианскую эпоху, период правления королевы Британской империи Виктории, которое продолжалось очень долго, с 1837-го по 1901 год. Т.е. ровно в то время, когда храм был задуман, спроектирован, построен и расписан. И хотя это продолжалось долго, но таким же долгим было и правление королевы Виктории, которая была «бабушкой всех королевских домов Европы». И ее внук, Георг V, был кузеном нашего императора Николая II, и, соответственно, племянником Александра III, жена которого была родной сестрой матери Георга V. Итак, Николай II и Георг V были кузенами и были изумительно похожи внешне. Кроме того, обратите внимание, на фото они в мундирах одинакового покроя – это был покрой викторианской эпохи — английский.

Николай II и Георг V

    Все российское высшее общество, несмотря на то, что оно было безусловно патриотичным и старалось быть таким, особенно в эпоху Александра III или Николая I, все-таки было полностью вовлечено в культуру европейского высшего света. Вся стилистика одежды, декора интерьеров, архитектуры, – все это было на уровне высших классов российского и европейского общества настолько взаимосвязано, что естественно говорить о том, что Храм Христа Спасителя – это храм викторианской эпохи. Да, в русском стиле, но храм именно викторианской эпохи.

    А сейчас (и это важно в дальнейшем контексте) мы с вами живем во время постмодерна. Что такое постмодерн? Это одно из главных понятий современной социальной теории, которая рассматривает современность как время динамичного роста разнообразия и плюрализма в обществе и культуре, когда наличие истины поставлено вне поля дискуссий, т.е. истина у каждого своя. Мы изучаем то, и другое, и третье, и в общем-то получается так, что смешение философских дискурсов порождает нечто совершенно размытое. Мы публично не можем выйти и сказать, что православие – это истина в последней инстанции. К сожалению, хотя это так, и мы внутренне это чувствуем, но, тем не менее, официально заявить об этом нельзя.

    Вдруг, внезапно, через 25 лет после восстановления Храма Христа Спасителя, мы получили еще один значимый объект, знаковый для страны в целом, потому что это – Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации. И обратите внимание, какой он все-таки удивительный. Казалось бы, сходство между тем и другим огромным храмом только в том, что это пятиглавие, увенчанное крестами.

    Все остальное в храме Вооруженных Сил – очень самобытное, я бы сказала, неожиданное. Из каких стилистически разных мотивов взято, из истории архитектуры или не из истории или эти формы  придуманы архитектором сегодня? Его архитектура в целом, выглядит странно. А странно почему? Потому что от историзма восстановленного из небытия храма Христа Спасителя 1990-х гг., когда сам факт связи с историей России был очень важен, потому что в 1990-е мы пытались протянуть ниточку связи от дореволюционной эпохи и эпохи викторианской культуры конца XIX в. — к концу XX в. Между этими эпохами была пропасть коммунистического хаоса, ужаса. Сейчас мы перешли в эпоху постмодерна, когда историзм сам по себе объявлен сомнительным стилем, потому что это не ново, не современно, а мы живем уже в XXI веке. Уже сто лет прошло, творцам хочется делать что-то новое, необычное. И уже появился признанный, готовый стиль, о котором, к сожалению, мало говорят наши искусствоведы. Тем не менее, этот стиль существует  с 1970-х гг., и он называется Стимпанк.

    Я попытаюсь объяснить, почему храм Вооруженных Сил построен в стиле самого настоящего стимпанка.

    Стимпанк, согласно Википедии, – это стиль искусства, культурное движение и массовая субкультура, получившая широкое распространение на Западе и проникающее в Россию в виде фильмов и компьютерных игр. Он подразумевает  альтернативный вариант развития человечества, минуя ХХ век. В совершенстве освоена  механика и технологии эпохи паровых машин, т.е. той самой викторианской эпохи, о которой говорилось выше. Тогда механизмы были угловатыми, тяжеловесными, на заклепках, на энергии пара, скрежещущее металлом.

Пример стиля стимпанк

    Стимпанк появился в 1970-х гг. в литературе, сначала как фэнтези-романы. Эти романы в свою очередь восходят к романам Герберта Уэллса, Жюля Верна, романам о футуристических приключениях XIX в., связанных с нашествием инопланетян или погружением в подводные глубины (капитан Немо или нашествие марсиан). Люди одевались вычурно, одежда была многослойной, со множеством заклепок; они использовали разные оптические механизмы и оружие сложных форм. В интерьере стимпанка обязательно наличие оружия: громоздких револьверов, автоматов, пулеметов, ретро-электроники (ретро условно), а также сложных, не типовых ламп, пружинок, шестеренок и прочих мелких металлических деталюшек. Все они – из меди, латуни, бронзы. Сталь, как материал, здесь не фигурирует. Возможны потемневшее дерево и кирпич, кожаная одежда. Все должно быть в тональности сепии и сажи, потому что это пар, дым и смог.

    Стимпанк – это взгляд в фантастическое будущее как бы из прошлого — второй половины XIX в. Поэтому можно говорить о том, что связь с Храмом Христа Спасителя все-таки есть – через викторианскую эпоху. И последняя «точка», которая важна в разговоре про Храм Вооруженных Сил – то, что в стимпанке сюжет разворачивается вокруг противоборства альтернативных религиозно-мистических дискурсов. Это очень важно, потому что стимпанк провозглашает борьбу с помощью магии за технический прогресс против традиционных религиозных форм и дискурса. Т.е. прогресс по мнению идеологов стимпанка, традиционные религии стремятся остановить самим фактом своего ретро-происхождения.

Интерьер Музея естественной истории в Лондоне

    Пример интерьера образцовой для стимпанка архитектуры – это музей естественной истории в Лондоне, как раз викторианской эпохи, 1873 – 1880 гг. постройки. Обратите внимание на стеклянный потолок цилиндрической формы на металлических фермах; это важно в дальнейшем контексте. В ретро-футуристических мультфильмах – это огромный пласт современной культуры (в этом жанре делаются и фильмы, и книги, и конечно, компьютерные игры). Самое важное для современной        молодежи — игры. И стеклянный потолок цилиндрической формы – это образ «Наутилуса» капитана Немо, и круглые окна – это  илюминаторы погружающегося «Наутилуса», а разнообразные стеклянные лампы — не наши штампованные, обычные лампочки, которые продаются в каждом магазине, а именно фигурные, очень красивые,    разнообразно мерцающие, сложной формы лампады.

    И все это мы наблюдаем в интерьере Храма Вооруженных Сил. Когда еще только был  заявлен первый проект, я поразилась: зачем этот стеклянный свод в храме, почему он стеклянный? Причем, в первом проекте еще не было орденов на стекле сводов. Они появились в процессе проектирования потом. В храме при огромной высоте стеклянного свода сумрачно, поэтому его освещают разнообразные лампады, они все электрические. Т.е. это лампочки сложных, типичных для стимпанка форм.

Интерьер Главного храма Вооруженных сил РФ на территории парка «Патриот» в Одинцовском городском округе Московской области (Источник: википедия)

    И еще один важный компонент — одежда. Обратите внимание: единственный, кто пронес через XX век форму одежды XIX века – это духовенство и армия (в своих парадных мундирах). Вот наши прекрасные генералы – приятно посмотреть на такие замечательные, умные лица. Но посмотрите – мундир гениралитета в точности соответствует мундиру императора Александра III с известного портрета кисти И.Крамского. За исключением того, что у императора Александра – только один орден — белый Георгиевский крест, тот самый, изображение которого размещено на пилястрах галереи Храма Христа Спасителя; а у генералов орденов много. Ордена – для имперских, державных военных — важны, они заслужены. Вероятно, поэтому их разместили в витражах свода храма Вооруженных Сил. Но что удивительно: все старые ордена императорского времени вынесены на северный и на южный своды, а в алтаре – оказались звезды советского времени. И духовенство, стоя в алтаре, молясь, осеняется свыше орденом Красного знамени, где  написано: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» …

Красные  звезды на витражах вокруг образа Спаса в куполе

Советские ордена на витражах алтаря

    Если посмотреть на бронзовые столбы в Храме Вооруженных Сил, очевидно, что их преизобильный декор сделан по типу мундирного шитья, объемного  – где-то орнаментальная лента, где-то пуговки, где-то дробные маленькие декоративные штучки, не имеющие прямых аналогов с традиционной  архитектурной пластикой. И все из бронзы — почему же не из стали, например? Если решено использовать тему памяти войны 1941-45 гг. — это сталинская эпоха: как пример станция метро «Маяковская» – там упругие, блестящие стальные арки. Они светлые, духоподъемные. Но в данном случае используется именно бронза и на арках, и повсюду в интерьере и на фасаде — бронза. При чем она здесь? Однако все логично: потому что это стимпанк! В стимпанке нет стали.

Бронзовые столбы

    Евангельских сюжетов в интерьере этого храма тоже практически нет, особенно в сравнении с площадью живописных изображений в храме Христа Спасителя. Есть только два маленьких мозаичных сегмента над дверями южного и северного входа, где изображено Рождество Христово и Вход в Иерусалим. Выбраны только эти два сюжета, они маленькие, почти не заметные в масштабе интерьера. Остальные изображения – это иконы святых на столбах, композиции, посвященные свт. Николаю, св. Георгию и чудесным явлениям Богоматери на фоне стрельбы и руин.

Богородица «в руинах града»

Помощь иконы Пресвятой Богородицы Умиление во время Крымской войны (Источник: Храмы России, фото — Квасников Ю.С.)

    По всему периметру нижнего регистра мозаик в самом храме, а не в галерее – изображены вооруженные люди. Здесь Стимпанк во всей красе – с оружием, с патронташами, с биноклями и прочей амуницией. Изображено огромное количество оружия – сложного, в руках воинов и внизу на колесах, воины увешаны пулеметными лентами. Но связи между ними и ангелом или святым, венчающим композицию, вообще нет никакой.

Мозаичное панно, посвященной воинам-интернационалистам

Мозаичный образ Архангела Гавриила. Подписи под панно: «Битва за Днепр. Освобождение Украины. Освобождение Белоруссии и Прибалтики» (Источник: Храмы России, фото — Квасников Ю.С.)

    Вооруженные люди существуют здесь сами по себе, параллельно «горнему миру». Изображенные на мозаиках воины стоят свободно, глядя на зрителя, но с ангелом над собой они никак не взаимодействуют. Они стоят не в молитвенном предстоянии и не в героическом движении духа, как это было, кстати, на изображениях живописных панно сталинского времени. Например, на станции метро «Новокузнецкая» есть флорентийская мозаика – здесь героические люди, в обобщенных «иконных» образах, здесь пушки направлены в сторону — все осмысленно. Тут не только герои войны, но и герои тыла (инженеры с чертежами). Вся эта иконография в советское время была многократно проработана.

     А в Храме Вооруженных Сил изображенные люди – сами по себе, а ангельские силы  – сами по себе. Визуального контакта между ними нет.
Интерьер Главного храма Вооруженных сил РФ

        Над западным выходом (или входом) тоже располагается мозаика. Первое впечатление, что это – Родина-мать. У нее такой жест руки энергичный… По описанию на сайте храма выясняется, что в западной конхе изображена Богоматерь Августовская — явление Пресвятой Богородицы русским войскам  в 1914 г. на северо-западном фронте Первой мировой войны. Это название связано не с месяцем август, а с городом Августовым Сувалкской губернии на территории Восточной Польши. На иконах того времени (дореволюционных), Богоматерь изображается в небе над войском, Указывая  направление выхода из окружения — на запад (таким образом войска спаслись). По представлениям того времени, воины молились Божией Матери. Тут была явная взаимосвязь – Ее явления и обращения к Ней со стороны вооруженных сил, солдат. Т.е. изображена молитва и отклик на молитву военных. Божия Матерь спасла их, потому что они Ей молились. Такая мозаика в храме тоже есть и на ней солдаты действительно молятся Богородице.

Явление Пресвятой Богородицы Августовской во время Первой мировой войны. (Источник: Храмы России, фото — Квасников Ю.С.)

    Но в западной конхе мы видим, что Богоматерь, стоя на западе, показывает жестом на запад — получается, что на выход. И показывает очень строго!   

Богоматерь, мозаика в Соборе Воскресения Христова. Художник В. Нестеренко (Источник: Храмы России, фото — Квасников Ю.С.)

Следующая тема, связанная со стимпанком: в Сети много негативных высказываний о храме, но не со стороны православных, а со стороны совершенно внешних людей. Тех, кто играет в компьютерные игры. Они прекрасно видят сходство стимпанк-интерьера храма с атмосферой стимпанк-игр (там интерьеры разработаны многочисленными художниками, вовлеченными в игровую индустрию). Это игровая атмосфера Стимпанка и Киберпанка (два сапога, которые пара). Отличие Киберпанка – в том, что это футуристическое  будущее, современное по духу. Со Стимпанком они абсолютно созвучны по содержанию.

  Когда проектировщику первоначально заказали бронзу, как основу архитектурной концепции храма, он логично подумал, что бронза – это только украшения. Вероятно, ему навязали эту стимпанковскую тему, что видно по трансформации проектных визуализаций, которые можно легко найти в Сети. Храм в первоначальном проекте был легкий, весь стеклянный с бронзовым декором.

    Но в итоге получилось то, что получилось: построенный храм темно-зеленый, бронза на всех стенах и медь на кровле. Все стены снаружи украшены шрифтовыми композициями, плотными, трудночитаемыми.

    Оказалось, что изваял эти замечательные надписи в таком нечитаемом виде юноша, которому всего 27 лет, чрезвычайно довольный собой, для него это большая удача — участие в этом проекте. Главному архитектору храма 33 года, а юноше – 27, он младшее поколение, относится к архитектору с большим почтением, он очень старался. Он откровенно пишет в Контакте: «Я временно отдыхаю от работы – заслуженно». А как он отдыхает? Он увлеченно играет в игры: прошел «The Last of Us», в конце разрыдался – очень трудно было проходить. Параллельно он проходит «Киберпанк 2077» – «Очень хочу поиграть из-за дизайна». Очевидно, что вся концепция благоукрашения военного храма была спроектирована людьми, которые играют в компьютерные игры (военные, безусловно, тоже играют в игры, и для них это важно с точки зрения разработки стратегии и понимания логики войны). Юный дизайнер свои идеи черпает вовсе не из истории церковной архитектуры, может быть, он к Церкви даже никакого отношения не имеет, но он точно играет в эти игры, в том числе ради дизайна.

    Игра «The Last of Us» — «Последний из нас» — компьютерная игра в жанре экшн с элементами ужаса (в России переводится «Одни из нас»). Игра разработана в 2013 г. Действие происходит на территории США спустя 20 лет после глобальной пандемии, вызванной опасным мутировавшим грибком. Получается, что декоративное убранство военного храма оказалось связано с темой пандемии буквально. Совпадение ли это?

    Игра «Киберпанк», в которую также играет проектировщик – это сюжет об использовании технологий душегуб. Т.е. в игру вовлечены не только мозги, не только руки, игра нацелена напрямую – на душу того, кто играет. Цель игры: записать цифровую копию разума в живой человеческий мозг, используя эту технологию — «душегуб»! В любом случае, все «добро», которое борется в этих играх против «зла», оно борется кулаками: чтобы победить зло, нужно всех уничтожить вокруг. Молодежь в это погружена, и военные, конечно, тоже.

    Последняя точка, которую я хочу поставить в этом рассказе. Стимпанк в своих стилистических вариантах часто выглядит не только мрачным, циничным, пессимистичным, но, благодаря комическим возможностям ретро-стилистики и фантазиям альтернативной истории в нем присутствуют юмористические и пародийные мотивы. Т.е. мало того, что использование стилистики стимпанка — это простор для фантазий, но над нами могут просто смеяться, когда мы не понимаем, что происходит.

    Архитектор-проектировщик храма не был вовлечен в тему стимпанка первоначально, это видно по визуализациям проекта — интерьер был белым. Он работал с митрополитом Тихоном в Сретенском монастыре, и владыка ему какие-то базовые точки обозначил, объяснил канонические основы. И, хотя в военном храме стеклянный потолок, но сам интерьер светлый: белая резьба, светлая живопись. Потом ему сказали – нет, все будет зеленое и в бронзе. Он сделал визуализацию зеленой, но с большой белой фигурой Спасителя в алтарной апсиде, так же, как это было в Сретенском храме. Потом ему сказали – нет, фигура Спасителя будет скульптурой. Он сделал еще один проект, со Спасителем, как скульптурой.

    Но в итоге получилось нечто иное, совершенно неожиданное, ранее не бывалое. Никакой связи, никаких аллюзий хотя бы с католической, но все же христианской традицией – ее нет. Это постмодерн в кристально чистом виде. Притом голова золотой фигуры сделана так, что глаз не видно, там блик и подсветка. Эта блестящая статуя больше похожа на какое-то насекомое.

Скульптура Христа в алтарной апсиде. (Источник: Храмы России, фото — Квасников Ю.С.)

Скульптура Иисуса Христа в алтарной апсиде (фрагмент)

    Автор – Даши Намдаков – известный, знаменитый в современном мире скульптор. Ему же принадлежит авторство скульптур на западных вратах снаружи — князья Борис и Глеб… По меркам современной скульптуры, они выполнены даже интересно. Тут ничего особо кощунственного нет, пластичные фигуры и красивые лики… Но зато с внутренней стороны портала Даши поставил свою подпись: это стилизованный «смайлик». В проекте это часть композиции Сошествия Святого Духа, это как бы «Космос», но на самом деле, что получилось, то получилось.

    Даши о себе пишет в Википедии, что он вырос в юрте шамана, и когда в 7 лет его отдали в школу-интернат, ему было так плохо, что он там все время болел. И только когда он после школы вернулся к шаманам, он опять почувствовал себя человеком [1] . В нашем случае он был ангажирован как модный скульптор, потому что стимпанк любит мистику, шаманство, оккультизм, спиритизм. Все это дает стимпанку простор для фантазий.

    На восточной стене храма снаружи за алтарем Даши Намдаковым сделана фигура Христа как бы в композиции Сошествия во ад, но она всегда закрыта тяжелыми створками-складнем. 

Композиция «Сошествие во ад» на наружной стене алтарной апсиды. (Источник: Храмы России, фото — Лескова Г.Н.)

Есть кадры из фильма об освящении храма, где Даши и министр обороны ее рассматривают, для них специально открыли.

Композиция «Воскресение и Сошествие в ад» . 

    Внутри складня действительно какой-то адский ад, красно-оранжевое пламя, Христос как бы в мандорле, но мандорла выглядит, как глубокое черное корыто. Непонятно, кто там изображен кроме Адама и Евы.  Слева фигура в короне, похожая на царя или князя, справа, очевидно Иоанн Предтеча или древний пророк (фигуры не имеют надписания ипостаси). На внутренних сторонах створок изображены попарно: на левой — Илья пророк и апостол Андрей Первозванный, на правой — вмц. Варвара и св.блгв. князь Александр Невский. 

Икона-складень «Воскресение и Сошествие в ад» на восточном фасаде. (Источник: Храмы России, фото — Лескова Г.Н.)

Архангелы Михаил и Гавриил и мистические животные на закрытых створках иконы-складня «Воскресение и Сошествие в ад» (скульптор Даши Намдаков) на восточном фасаде. 

Большую часть времени створки складня закрыты, т.е. Христос запечатан. И снаружи изображены лев и змей, соединенные кольцом – ну просто «кольцо всевластия» какое-то. Такие ассоциации возникают от того, что кольцо не дает открыть эти запечатанные врата ада.

Створки складня. Кольцо проходит через ноздри «зверей» и не дает открыть створки.

    Работ скульптора Даши Намдакова много в Интернете. Это очень стильно, пластично, высокохудожественно, но это совершенно иной дух — мистический и оккультный. Нигде не обозначена его позиция по отношению к Христианству, но зато есть свидетельства о приверженности буддизму (ламаизму) и шаманизму. [2]

    И наконец еще одна грань культуры Стимпанка. Это фестиваль «Burning Man», который проходит уже 30 лет — огромная субкультура, там участвуют более 70000 человек ежегодно. Действие происходит в пустыне в штате Невада на песке древнего высохшего озера, где днем до +60 градусов, а ночью температура опускается до нуля. Билет на фестиваль стоит 500 долларов, на неделю нужно с собой привезти еды, воды, одежды и всего остального. И люди приезжают, вкладывают силы и средства, они жаждут этого.

    Там целый экшн – инсталляции, движущиеся стимпанк-механизмы, масса странных-странных вещей, и конечно секс и наркотики в комплекте непременно. Люди ездят на велосипедах от объекта к объекту, потому что это огромнейшая площадка, фотографируются; разные приключения с ними происходят. Этот фестиваль официально начался в 1986 году, именно в тот год, когда у нас, в России вышел фильм «Кин-дза-дза», который точно в жанре стимпанка. Тогда он был совершенно непонятным, а сейчас — актуален чрезвычайно.

    И конечно, все креативные стимпанкеры жаждут отметиться на фоне религиозной темы. Казалось бы — уехали в пустыню – и делайте там, что хотите. Ну что вам Церковь? Что она вам сделала плохого? Нет, они про нее помнят, они ее держат в голове, что она где-то есть, что она с них спросит, это очевидно. И они над ней по-всякому глумятся…

Фестиваль «Горящий человек»

    Почему этот фестиваль называется «Горящий человек»? Потому что там, в центре огромного многокилометрового лагеря, расположенного полукругом, ставится огромная фигура человека из горючих материалов, и рядом как бы храм. Что за храм? Оказывается, это не тот храм, над которым смеются. Это серьезный храм! Но это храм не религиозный. Все участники — 70000 человек, каждый может привезти фотографию дорогого для них умершего человека, близкого, родственника или друга, и оплакать в этом храме, повесив его фотографию. И в конце фестиваля на 7-й день сжигается фигура человека, если он стоит отдельно; а когда все закончено, сжигается и этот храм. Т.е. уничтожается и человек, и память о нем.

    И главная задумка организаторов этого действа в том, чтобы после этого пожара не осталось ничего, никакого следа. Пустыня должна стать чистой, участники должны все за собой убрать. Т.е. мало того, что человека сжигают, и память о нем тоже, но он не должен оставить за собой никакого физического следа. Это предельная онтология постмодерна. Человек, как творение Божие должен быть изменен, оторван от онтологии Бога, тогда с ним можно сделать все, что угодно.

Примечания редакции

[1] На сайте «Храмы России» говорится: «Намдаков Даши (Даши́нима) БальжановичГлавный скульптор Главного храма Вооруженных сил России в Парке Патриот. Буддист. В последние годы живет в Лондоне» ( Ред.)

О тяжелой болезни и исцелении Даши: «Когда надежда на медицину истаяла, родители обратились за помощью к шаманке. Это решение далось им нелегко: мама и папа всю жизнь исповедовали буддизм, философия которого отрицает тенгерианство (шаманизм). Но сын почти умирал… Обряд был долгим, сложным. На следующий день Даши впервые за долгие годы проспал до обеда. Когда он проснулся, солнечный свет заливал комнату. И у него ничего не болело! Это событие оставило след на всю его жизнь. Нет, он не перестал быть буддистом, но слова шаманки о том, что болезнь – плата за разрыв связей с природой – легли на благодатную почву. С тех пор Даши много размышлял о язычестве, его корнях, о силах природы. Все, что не убивает, делает нас сильнее. Не будь этой болезни, чудесного излечения – наверное, мы знали бы совсем другого Даши Намдакова. Тот, полученный от шаманки, импульс звучит во многих его работах, его мир населен странными существами, прекрасными образами, вышедшими из глубин пра-памяти. Все работы Даши родом из мира древних мифов и легенд» (Овечкина И. Вселенная Даши Намдакова // Экономическая газета. Курсив наш. — Ред.).

На самом деле буряты исповедают не классический буддизм, а ламаизм, в котором очень сильны пережитки шаманизма. «Ламаизм сложился в VII—XIV вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы другой религии тибетцев бонпо (разновидность шаманства). Является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. С конца XVI в. ламаизм распространился среди монголов, а с XVII в. проник на территорию России, где нашел последователей среди бурят, тувинцев и калмыков» (Древо) — Ред. 

[2] «Даши родился в бурятском селе Укурик, в Забайкалье, и был шестым ребенком в многодетной семье. Отец художника вырезал из дерева буддийские символы, фигурки лам и божеств. Буддизм нашёл глубокое отражение в творчестве Даши. На вопрос о том, какую роль играет буддизм в его работах, он ответил, что ему как буддисту даже странно слышать такой вопрос. На стене дацана в Санкт-Петербурге находится мраморная доска-барельеф в память первого настоятеля храма, выполненная художником. Традиционные образы его работ видны сразу — это кочевники, воины и всадники, сакральные фигуры, волшебные женщины, родовые покровители бурят: тотемные животные и мифологические существа. Перед зрителем предстают деформированные, изогнутые, вытянутые персонажи с непропорциональными частями тела, например, вытянутыми шеями и удлинёнными конечностями. Почти все из них обладают азиатскими чертами лица», — пишет А. Цой (Курсив наш. — Ред.).

26 февраля 2010 г. в Эрмитаже состоялось торжественное открытие персональной выставки Даши Намдакова «Ностальгия по истокам».

«Не пытаюсь даже интерпретировать смысл, заключенный в изображениях царь-птиц и гаруд, шаманов и легендарных воинов, — пишет А.Цой, — а стараюсь просто почувствовать то настроение и внутренний дух, которые хотел передать художник. Например, для понимания того, что означает исполинская сюрреалистическая голова с тремя парами глаз, достаточно прочесть ее название – «Ясновидение». Но есть здесь нечто более глубокое. Огромная, выпуклая голова с пустыми глазницами, в которых, кажется, скрываются прячущиеся глаза, мнится по-настоящему живой и вызывает жутковатое ощущение: словно она прожигает взглядом и мое тело и душу».

««Творчество Даши – это особый мир, пространство пересечения мифа и искусства», – объяснила мне хранитель Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Эрмитажа Елена Королькова… «Посмотрите, с одной стороны, здесь большое количество произведений, органично связанных с мифологией, религией или попросту бытом египетской, иранской, ассирийской, китайской, бурятской и монгольской цивилизаций. Однако это не буквальные реплики, не заимствования. Это авторское преломление истории и мифа.» (Цой А. Даши Намдаков покорил Государственный Эрмитаж  // Новая Бурятия. — 2010. — 1 марта. Курсив наш. — Ред.).

    Источник: сайт «Радонеж. ру»