«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

О неосуждении ближнего. О прощении обид

Рембрандт ван Рейн     «Возвращение блудного сына»

     Автор: преподобный Серафим Саровский

    В статье подобраны поучения преподобного Серафима Саровского из книги «Духовные наставления инокам и мирянам». Почему нельзя осуждать даже самого закостеневшего в грехах человека? Почему нельзя мстить обидчику? Почему люди осуждают своих ближних?

   ***

    1. О неосуждении ближнего

    Не должно судить никого, хотя бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите, да не судими будете», и паки: «Ты кто еси судяй чужде́му рабу? Своему Господеви стоит или падает. Станет же, си́лен бо есть Бог поставити его».

    Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии апостольские слова: «Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет».

    Ибо не известно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели, как опытом сие дознавший Пророк говорит: «Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век… Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен».

    2. О прощении обид                      

    За обиду, какая бы ни нанесена была, не токмо не должно отмщать, но, напротив того, должно еще прощать от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: «Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш (Небесный) отпустит вам согрешений ваших» , и паки: «Молитеся за творящих вам напасть».

    Не должно питать в сердце злобы или ненависти к враждующему ближнему, но должно стараться любить его и, сколько можно, добро ему творить, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: «Любите враги ваша… добро творите ненавидящым вас».

    Итак, если мы будем сколько есть сил стараться все сие исполнять, тогда можем надеяться, что в сердцах наших воссияет свет Божественный, озаряющий там путь к горнему Иерусалиму. Поревнуем возлюбленным Божиим, поревнуем кротости Давида, о котором Преблагий и Любоблагий Господь сказал: «Нашел Я мужа по сердцу Моему… который исполнит все хотения Мои». Так он говорит о Давиде, незлопамятном и добром к врагам своим. И мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преподобный Антиох, не было остановки во время молитвы. Закон велит заботиться об осле врага «если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним». Об Иове свидетельствовал Бог как о человеке незлобивом; Иосиф не мстил братьям, которые умыслили на него зло; Авель в простоте и без подозрения пошел с братом своим Каином. По свидетельству слова Божия, святые все жили в незлобии. Иеремия, беседуя с Богом, говорит о гнавшем его Израиле: «Еда воздаются злая за благая?.. Помяни стоявшаго мя пред Тобою, еже глаголати за них благая».

    Бог заповедал нам вражду только против змия, то есть против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из рая – против человекоубийцы диавола. Повелено нам враждовать и против мадианитян, то есть против нечистых духов блуда и студодеяния, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы.

    Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом.

    Отчего мы осуждаем братии своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя – и перестанешь осуждать других.

    Осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.

    Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется: другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это – хорошо. Притом двери покаяния всем отверзты, и неизвестно, кто прежде войдет в нее – ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою.

    Если осуждаешь ближнего, учит преподобный Антиох, то вместе с ним и ты осуждаешься в том же, в чем его осуждаешь. Судить или осуждать не нам надлежит, но единому Богу и Великому Судье, ведающему сердца наши и сокровенные страсти естества.

    Итак, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: «Сынове человечестии, зубы их оружия и оружия и стрелы, и язык их меч остр».

    Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, как мельничный жернов зерно пшеничное.

 

Текст статьи подготовила Дарья Бабровская.