«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Теоцентризм

Теоцентризм (Богоцентризм) (греч. Θεός — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.

Теоцентризм связан с теизмом и его принципами. Теоцентризму противопоставляются космоцентризм и антропоцентризм.

Основные положения теоцентрической концепции таковы:

  1. Бог является единственной причиной всего существующего. Всё сущее, имеет быть по причине того, что этого желает или допускает Бог.
  2. Бог является конечной целью и смыслом всего. Всё сущее, существует для Бога. Именно Он определяет смысл и предназначение всего.

В более широком понимании теоцентризм – это принцип религиозного мировоззрения, предполагающий рассмотрение Бога в качестве основы мира, его сущности. Где Бог — это Творец мира и конечная цель его существования.

Кратко об этом написал апостол Павел в своем послании к римским христианам: «Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». Или на церковно-славянском языке: «Яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая. Тому слава во веки. Аминь.». (Рим. 11:36).

Святитель Иоанн Златоуст разъясняет это место так: Бог «Сам создал, Сам сотворил, Сам поддерживает, потому что богат и не имеет нужды брать у другого, потому что премудр и не нуждается в совете. И что я говорю – в совете? Никто не в состоянии даже знать, что принадлежит Ему, Он один богат и премудр» («Беседа 19 на Послание к римлянам»).

Блаженный Феофилакт Болгарский толкует: Бог «Сам есть источник всего: это значит: “из Него”. Он и поддержка всего: это значит: “Им”. Всё имеет начало от Него, и Им сотворено, и всё стоит и держится, опираясь на Нем, как на основании каком».

Бог «неисследимыми для человека путями ведет все к предназначенной Им от века цели. Всё от Бога, через Бога и к Богу – вот основная мысль этого славословия» (Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина).