«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Почему посылаются скорби?

    Автор: иерей Валерий Духанин.

    Статья священника Валерия (Духанина) о скорбях и искушениях. Зачем они посылаются человеку? Как на него воздействует? Почему некоторые люди претерпевают многие страдания, а другие проживают, казалось бы, долгую, беззаботную жизнь?

***

 

    Рассказывают, что преподобный Антоний Великий однажды пришел в недоумение по поводу Божественного Промысла в мире, молился и говорил: «Господи! Отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» Долго был он занят таким размышлением, и пришел к нему голос: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это – душевредно».

    Наверное, каждый человек рано или поздно задается вопросом: почему приходится терпеть столько скорбей? Ответ, данный святому Антонию, показывает, что не всегда нам полезно искать рационального объяснения. И тем не менее подсказка есть в словах святителя Игнатия Брянчанинова: «Искушения и скорби ниспосылаются человеку для его пользы: образованная ими душа делается сильною, честною пред Господом своим. Если она претерпит все до конца в уповании на Бога, то невозможно ей лишиться благ, обещанных Святым Духом, и совершенного освобождения от страстей».

    Именно скорбь часто помогает человеку понять свое собственное духовное состояние, прийти к искреннему покаянию. Как это совершается? Дело в том, что всякая скорбь обнаруживает в сердце скрытые страсти, приводя их в движение. До скорби человек представлялся себе спокойным и мирным, но пришла скорбь, и открылись невиданные доселе страсти: гнев, печаль, уныние, гордость, неверие. Увидев страсти, человек самой жизнью познает свою немощь, понимает нужду в Спасителе, начинает каяться.

    Скорбь действует противоположно наслаждению. Обратите внимание. Разве может человек, пребывая в наслаждении, долго помнить о Боге и вечной жизни? Нет, он беспечен. Скорбь снимает с души усыпляющее покрывало нечувствия, она способствует его молитве к Богу. Поэтому, как писал святитель Игнатий, «от действия их (скорбей) подвижник по необходимости должен возлагать надежду на Бога. От усиления надежды на Бога слабее самонадеянность; с уменьшением самонадеянности уменьшается самомнение. С ослаблением этих недугов начинает зарождаться в душе истинное смирение».

    Как-то спросили одного великого старца: «Если кто во грехах состарится и по старости уже не сможет ни поститься, ни бдеть, ни трудиться для спасения души, ни раздать милостыни, так как у него ничего нет, как может такой спастись?» Старец ответил: «Таким же образом, как спасся мытарь, как и Давид сказал: смирихся, и спасе мя Господь (Пс. 114:5), то есть покаянием и смирением. Сим путем может спастись бедный и больной, и престарелый, грубый и невежда». Понять это нам помогают именно скорби. Благодаря скорбям душа учится правильному, чистому покаянию.

    Господь никогда не бывает так близок сердцу христианина, как во время молитвы его в скорби, когда помощь Божия взыскивается всеми силами души. Как писал святитель Игнатий, «человек до вступления в искушения молится Богу как чужой ему, а подвергшись ради Его искушениям, молится Ему как свой». Преодолевая скорби, христианин укрепляется в молитве, в предании себя воле Божией. Вслед за скорбями Господь всегда посылает утешение, и это рождает живую веру в Бога, Который неусыпно печется о спасении каждого человека.

 

    Источник: сайт «Азбука веры. ру»