«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

О законе Божием и заповедях

    Предлагаем вниманию читателей главы из книги «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова).   В части третьей «О Любви» святитель отвечает на вопросы о том, как отличать добрые дела от злых, каким образом и зачем дан людям закон Божий и почему заповеди разделены на две скрижали.

***

 

    481. Как добрые дела отличить от злых дел?

    Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний – свидетельство совести, и закон Божий внешний – заповеди Божии.

    482. Что в священном писании говорится о внутреннем законе Божием?

    В Священном Писании о внутреннем законе говорится:

    «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15).

    483. Зачем дан внешний закон, если в людях есть внутренний?

    Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан «по причине преступлений» (Гал. 3:19).

    484. Каким образом дан людям внешний закон Божий?

    Когда происшедший от Авраама еврейский народ был чудесно освобожден от египетского рабства, тогда на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил Свое присутствие в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян пророка Моисея.

    485. Каковы главные и всеобщие заповеди закона Божьего?

    Главные и всеобщие заповеди закона Божьего – следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях (каменных досках):

     1. Я – Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

    3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

    4. Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой, покоя – Господу, Богу твоему.

    5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

    6. Не убивай.

    7. Не прелюбодействуй.

    8. Не кради.

    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:1–17).

    486. Следует ли нам поступать по этим заповедям, если даны они другому народу?

    Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же закон, который, по словам апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, чтобы все поступали по нему.

    487. Учил ли Иисус Христос поступать по десяти заповедям?

Господь Иисус Христос наставлял для приобретения вечной жизни хранить заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали (см. Мф. 19:17 и гл. 5). 

 

О разделении заповедей на две скрижали

488. Что означает разделение заповедей на две скрижали?

    Разделение заповедей на две скрижали означает то, что в них заключаются два вида любви, т. е. любовь к Богу и любовь к ближнему и поэтому предписываются два рода обязанностей.

  489. На вопрос: какая наибольшая заповедь в законе?

    – Господом Иисусом Христом дан ответ:

    «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:36–40).

    490. Кто является нашими ближними?

    Все люди являются нашими ближними. Потому что все – создания единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере особенно близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Господа Иисуса Христа.

    491. Почему нет заповеди о любви к себе самому?

    Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29).

    492. Какой должен быть порядок в любви к Богу, к ближнему и к самому себе?

    Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно больше всего и для Него Самого. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу.

    «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

    «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, – говорит Иисус Христос,– не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).

493. Если весь закон заключается в двух заповедях, то зачем разделение его на десять?

    Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему.

    494. В каких заповедях изложены наши обязанности по отношению к Богу?

    Обязанности по отношению к Богу изложены в первых четырех заповедях.

  495. В чем заключаются наши обязанности по отношению к Богу?

    В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога. Во второй – избегать ложного богопочитания. В третьей – не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой – соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.

496. В каких заповедях изложены наши обязанности по отношению к ближним?

    Обязанности к ближним изложены в последних шести заповедях.

    497. В чём заключаются наши обязанности по отношению к ближним?

    В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди – не вредить жизни ближних. В седьмой – не вредить чистоте их нравов. В восьмой – не вредить их собственности. В девятой – не вредить им словом. В десятой – даже не желать вредить им.

    498. В чём заключаются наши обязанности по отношению к самим себе?

    Что касается обязанностей к самим себе, то они заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.

 

    Источник: сайт «Азбука.ру»