«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Современное иконоборчество

Автор: П.О. Кондратьев

ректор ПРГ «Со-действие»,

сопредседатель

Межвузовского иконописного совета

Казалось совсем недавно, в начале поста, мы праздновали «Торжество Православия». Как мы помним, этот праздник связан с победой Вселенской Православной Церкви над иконоборчеством. Отцы Седьмого Вселенского собора так заповедали нам чтить икону: «Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, поклоняющийся иконе, поклоняется ипостаси изображенного». И действительно, целуя икону, мы прикладываемся к доске с красками, но воздаем поклонение не ей, а тому, кого она являет.

В этом смысле икона есть проводник или посредник между видимым и невидимым миром. С одной стороны, доска – чувственно осязаемая реальность, а с другой — невидимая, умозримая реальность. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Для обладающих [духовным] зрением весь умопостигаемый (духовный) мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов…».

Но иконоборчество есть и в современном мире. Его можно разделить на два направления. Первое – представляет модернизацию иконы, второе – модернизацию обучения иконописанию.

Для того чтобы было понятно, приведем самый простой и вопиющий пример модернизации иконы. Это могло бы даже показаться смешным, если б не было так грустно. На Украине появилась «футбольная икона». Мы не рискуем предложить здесь это кощунственное изображение. На этой псевдоиконе изображена Божия Матерь, указывающая на футбольное поле с надписью УЕФА 2012, и Богомладенец, держащий в руках футбольный мяч. Благословить икону прибыл епископ Украинской Греко-Католической Церкви Николай (Симкайло) и священник Украинской Православной Церкви (Киевского Патриархата).

В интервью журналистам Преосвященный Николай отметил, что данная икона носит знаковый характер и показывает видение конкретного человека на событие проведения Евро-2012 через призму своего христианского сознания. «Отмечаю, что ереси в данной иконе не нахожу и поэтому пришел благословить замысел двух инициативных людей… Конечно, для нас это есть нечто новое и вызывает внимание, но в целом замысел этого проекта хороший», – сказал епископ.

Обнадеживает в этой истории одно – это не НАШ епископ и не НАШ священник, т.е. не из Русской Православной Церкви. НО рано радоваться! На Успенском подворье в поселке Сосновый Бор под Санкт-Петербургом настоятель решил расписать монастырский храм так, чтобы, по его словам, здесь было «весело и позитивно». Любой здравомыслящий человек про такую роспись скажет: что это напоминает детские рисунки или мультипликацию.

Другого мнения придерживает игумен Ростислав и художник. «Что здесь не так? Мы где-то не соблюли канон!? Ну да, это отличается от средневековых фресок, но ведь не всю же жизнь копии штамповать!?», – отвечает на недоуменные вопросы игумен. Спросили художника: «Вы раньше занимались иконописью?» Он ответил: «Нет, но базовые познания я, разумеется, имею».

Таким образом, медленно и «верно» мы движемся к изображению на иконе таких образов, какими сначала нас поражали в живописи кубисты, супрематисты, сюрреалисты и проч. Сегодня проблемы, связанные с иконой, напрямую связаны с нашей культурной идентичностью, нашим языком, в том числе богослужебным. Эти проблемы оказались глубоко пересекающиеся. Там, где идет борьба с языком, русским языком, церковнославянским языком, там идет и борьба с церковным искусством.

А последние события в храме Христа Спасителя еще и показывают, куда ведет эта борьба [имеется ввиду панк-молебен. – Ред.]. Скоро искусством будут объявлять любую хулиганскую выходку. Это такое прикрытие. Напакостил где-нибудь, и заявляешь: «Это инсталляция, вы ничего не понимаете в современном искусстве…» Это уже не просто диалог художественных взглядов, а борьба со всей нашей культурой.

Второе направление иконоборчества связано с обучением. В том, что оно подвержено модернизации виноваты и мы с вами. Современный человек хочет все получить побыстрее. Пройти краткосрочные курсы, ускоренно освоить секреты ремесла и т.д. В результате повсеместно появляются коммерциализованные иконописные школы. В угоду запросу «православного потребителя» в них обещают за два-три месяца научить тому, чему на Святой Руси учились годами с благоговением и трепетом, а главное – с послушанием. Потребительское отношение автоматически сказывается на качестве. А потом мы переживаем за дурновкусие на церковных прилавках.…

Еще одна беда прокралась в обучение – сектантство. Есть один очень известный принцип, по которому определяются оккультные и сектантские образовательные программы. Это если вас предлагают учить, воспитывать, образовывать и лечить одновременно! Предлагает ли система нечто, без чего поумнеть нельзя? Предлагает система улучшить память, воображение и внимание одновременно? Если вам говорят: пишите икону, медитируйте над ней и прочее – бегите оттуда без оглядки, даже если эти «учителя» сидят при каком-нибудь храме.

Ученье – свет. Поэтому учитесь. Пишите иконы или другие картины. Но относитесь к этому вдумчиво, с духовным трезвением и Пасхальной радостью о Воскресшем и преобразившемся Господе!

Источник: Православный гуманитарный институт «Со-действие»