«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями

Авторы:

Священник Алексий Кнутов,

В.И. Немыченков

Современное иконоборчество заключается в профанации священных изображений, т.е. в  использовании их вне литургического пространства храма, на обыденных предметах, предназначенных для профанного (бытового) использования.

Предисловие.

О профанации священного в современном российском обществе

В VIII веке одной из причин возникновения иконоборчества стала реакция на распространившееся среди христиан избыточное и профанное использование священных образов, отягченное суевериями и пережитками до конца неизжитого язычества.

В конце XX – начале XXI веков после снятия жестких запретов государственного атеизма на Церковь и ее участие в жизни российского общества, иконы и священные изображения как атрибуты православной веры покинули литургическое пространство храмов и заполнили публичное пространство, к сожалению, не всегда оправданно. Икона, святой образ из предмета сакрального и церковного искусства, из принадлежности храма по преимуществу, из большой редкости и ценности стала быстро превращаться из святыни в обычный артефакт, в нечто обыденное и потому профанное, что противоречит ее назначению.

Сегодня проблема профанирования священных образов существенно обострилась вследствие ничем и никем нерегулируемого массового их тиражирования с помощью современных технологий. Эта ситуация усугубляется утратой значительной частью общества культуры обращения с религиозными святынями, а также с отсутствием уважения к религиозным чувствам своих сограждан.

Священные изображения на обыденных изделиях и товарах для православных верующих используются не по своему прямому назначению, т.е. для религиозного поклонения и воздаяния им должной чести, а как элементы «фирменного стиля», декоративного оформления товара или его упаковки. К сожалению, на первое место здесь выходит не почитание священного образа, а употребление его как элемента торгового знака, бренда, призванного привлечь внимание православно-ориентированных покупателей, паломников, туристов и т. п. Набор свечей или плитка шоколада с изображением на упаковке иконы или храма – это то внешнее оформление товара, которое сообщает ему уникальную добавленную стоимость, а несведущие покупатели готовы за это платить.

Широкое распространение и востребованность указанной продукции свидетельствуют об утрате значительной частью народа чувства священного и благоговения перед ним. Наметилась опасная тенденция к стиранию границы между священным и мирским – важным аспектом любой религии. Сложившаяся ситуация начинает восприниматься многими верующими и обществом в целом как одобрение подобной практики священноначалием, церковными обычаями и канонами.

Однако еще в 2006 г. Святейший Патриарх Алексий II говорил о проблеме неблагочестивого отношения к священным изображениям: «…Сегодня появилась нездоровая тенденция использовать церковную символику для “украшения” самых обыденных вещей. Кресты, изображения святых и православных храмов сплошь и рядом можно видеть на вещах бытового назначения: на пакетах, бутылках, конфетных и шоколадных обертках и т. п. <…> Мода на неуместное использование церковной символики приводит к тому, что часто можно видеть в мусорных контейнерах и на помойках предметы, несущие святые изображения. Это надругательство над священными изображениями совершается руками самих же верующих, с подачи горе-производителей такой продукции. Необходимо разъяснять прихожанам недопустимость подобного отношения к христианской символике»[1].

По выражению прп. Феодора Студита: «В настоящее время, когда Христос преследуется через Его икону, не только тот, кто имеет преимущество по званию и сведениям, должен подвизаться, беседуя и наставляя в православном учении, но и занимающий место ученика обязан, смело говорить истину и свободно отверзать уста. Эти слова – не меня грешного, но Божественного Златоуста, затем и других Отцов»[2].

Поэтому, раскрывая содержание догмата иконопочитания Седьмого Вселенского собора в отношении благоговейного почитания святых икон и следуя словам Святейшего Патриарха Алексия II, авторы предлагают свои рекомендации по благочестивому использованию священных изображений.

Цель рекомендаций – сформулировать норму иконопочитания в современном обществе, на основании Священного Предания, канонов Православной Церкви и святоотеческого наследия.

Актуализация и формулирование самих церковных канонов (правил), относящихся к современному иконопочитанию и обязательных для исполнения всеми членами Церкви, есть прерогатива её священноначалия и уполномоченных им органов и учреждений, на что разработчики данного документа никоим образом не претендуют и не посягают.

Поэтому конкретное содержание приводимых ниже рекомендаций, может обсуждаться. Однако важно, чтобы они были не голословны, но укоренены в подлинном церковном предании, а не в ставших привычными ложных обычаях. При составлении рекомендаций авторы исходили из того, что о наболевших проблемах необходимо не только говорить, донося до общества знания о благоговейном отношении к священным изображениям, но и предлагать способы их решения.

Под нормой иконопочитания в данном документе понимается использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмата иконопочитания, принятого Седьмым Вселенским собором, а именно, для достижения таких целей как:

– молитва, обращение ума от образа к первообразу;

– явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;

– почитание священных изображений, т.е. воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;

– освящение профанного пространства жизни человека;

– благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его.

При условии:

– использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);

– изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;

– размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться попранию и поруганию, вольному или невольному.

Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку определить соответствует ли такая практика догмату иконопочитания и преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные действия со священными изображениями, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.

Данный документ адресован в первую очередь православным христианам: производителям товаров и услуг, их продавцам, покупателям – к тем, кто в своей жизни и деятельности соприкасается со священными изображениями: иконами, крестами, изображениями храмов. Однако рекомендации адресованы также и тем, кто, хотя и не является православным христианином, готов с благоговением отнестись к тому, что священно для Православия.

Далее под священными изображениями подразумеваются изображения священного: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.

Сноски

[1] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 51. Также см.: Патриархия.ру [электронный ресурс], 22 декабря 2006 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/173887.

[2] Феодор Студит. К монашествующим // Преподобный Феодор Студит. Послания. Книга 1. – М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2003. С. 198. Также см.: Творения святаго отца нашего  преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 6–7.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Авторы составили 23 рекомендации с подробными комментариями, которые обильно проиллюстрированы визуальными примерами. В связи с этим данный раздел представлен в виде вложенного pdf-файла (объем — 78 стр.,  формат — страницы  А4).

Кнутов А.,Немыченков В._РЕКОМЕНДАЦИИ

Необходимые меры по противодействию профанации священного

В отличие от ситуации VIII–IX вв. современное иконоборчество приняло другие формы: оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство обогащения для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по неведению. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, за что и отвечать будем перед Богом как за сознательное кощунство.

1. «Рыночные» меры борьбы с профанацией священного

С рынком можно бороться рыночными же мерами. В свое время угроза бойкота со стороны православных верующих продукции компании «Вимм-билль-данн» из-за ее связей с мормонами (действительной или мнимой теперь не важно) заставило компанию выступить с опровержениями, а ради восстановления своей деловой репутации срочно установить сотрудничество с Троице-Сергиевой лаврой.

Думается, что это пример и для нас. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и изображениями храмов), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику.

Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить мирный ненасильственный бойкот любой продукции, которая противоречит норме и условиям иконопочитания и благочестивого использования священных изображений. Для этого следует буквально исполнять приведенные выше рекомендации: отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового профанного использования, а не для молитвы.

2. Поиск альтернативных торговле источников финансирования жизнедеятельности Церкви

В церковной жизни сегодня есть насущная необходимость поиска иных способы материального обеспечения православных приходов.

Не секрет, что отсутствие достаточных финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности прихода (оплата коммунальных услуг – электричество, водоснабжение, отопление и др., материальное обеспечение духовенства и причта, расходы на благотворительную деятельность и т.д.) понуждают многих настоятелей искать источник финансирования в торговле разнообразными товарами, не только далекими от собственно духовных целей (например, продуктами питания[1]), но и совсем уж сомнительными и даже душевредными («православные» сувениры с уклонением в обереги и т.п.). Примеры такой продукции приводились выше. Одним из негативных последствий такой слишком обширной торговли в Церкви являются, выражаясь современным языком, репутационные потери и получение поводов к нередким упрекам в том, что «Церковь – это бизнес».

Альтернативой такому способу финансирования церковной организации может стать возвращение к церковной десятине в том или ином виде.

3. Разработка и принятие общецерковных регламентирующих документов

Наконец, свое веское и авторитетное слово должно сказать наше священноначалие.

В комментариях к публикациям авторов в православных СМИ по данной тематике многие читатели справедливо отмечали настоятельную необходимость решения рассматриваемых проблем на высшем церковном уровне, для чего предлагалось принять соответствующие общецерковные документы Священным Синодом Русской Православной Церкви или Архиерейским собором.

Необходимо сказать, что работа над проектом такого документа уже давно ведется. 28 января 2015 года президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви были одобрены темы к рассмотрению его комиссиями на период 2015–2018 гг.[2] Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства, среди прочих тем, предписывалось подготовить проект общецерковного документа на тему «Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства».

В процессе работы Комиссии тема была переформулирована следующим образом: «Священные изображения и современная практика иконопочитания». Данная формулировка наиболее близка к теме данных рекомендаций. К сожалению, в указанный срок документ не был подготовлен и работа над ним перенесена на следующий период.

Остается ждать, когда работа над проектом этого документа будет закончена и он будет представлен на общецерковное обсуждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перечисленные выше и ставшие для многих привычными и потому незаметными недостатки и упущения в нашей церковной жизни, в православном обиходе и бытовом благочестии, некоторые могут посчитать уже устоявшимся церковным обычаем, не подлежащим исправлению или изменению. Однако это неверно.

О неправильных обычаях в Церкви священномученик Киприан Карфагенский († 258) говорил: «Незаметно утвердившийся обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины. Ибо обычай без истины есть только старое заблуждение, да последуем истине… На сию-то истину указывая, Христос говорит в Своем Евангелии: Я есмь путь и истина (Ин. 14:6). Посему если мы во Христе и Христос в нас, если пребываем в истине и истина в нас пребывает, то будем держаться только того, что истинно и справедливо»[3].

Для того, чтобы оставить заблуждение и открыть истину, продолжает сщмч. Киприан, следует обратиться к «источнику и началу Божественного Предания». «Если в ком-нибудь истина начнет колебаться и ослабевать, то мы тотчас же должны обращаться к ее Господнему началу, евангельскому и апостольскому преданию, и побуждение нашей деятельности должно возникать оттуда же, откуда возник самый порядок и начало»[4].

Таким образом, для исправления неправильного обычая необходимо обратиться к Священному Писанию и Преданию, к догматам, канонам и правилам, утвержденным Вселенскими и Поместными соборами, к мудрости святых отцов нашей Церкви, Типикону и другим документам, что и постарались в меру своих скромных сил сделать авторы.

Неблагоговейное отношение к священным изображениям – не мелочь и не пустяк. Как честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, так и неблагоговейное, неблагочестивое отношение к священным изображениям, в конечном счете, есть неблагоговейное и неблагочестивое отношение к самим первообразам, их профанация и даже поругание. Массовое распространение сегодня этого печального явления уже называют «новым иконоборчеством».

Прп. Федор Студит (†826) об иконоборчестве своей эпохи говорил: «Эта ересь… мне непросвещенному кажется ничем иным, как отречением от Христа. Ибо, если в образе выражается первообраз, как говорит премудрый Дионисий [Ареопагит]; и если чествование образа относится к первообразу, как говорит Великий Василий; а ныне икона Христова унижена, отвергнута, попрана христоборцами; то в иконе и чрез икону Христос отвергается, безславится, унижается по-иудейски; иначе рассуждать об этом нельзя»[5].

Помоги нам всем, Господи, быть внимательными, вдумчивыми Твоими почитателями и не попусти нам самим быть неоиконоборцами.

Обращаемся ко всем с просьбой ознакомить с данными рекомендациями своих знакомых и близких, священнослужителей и мирян. Всем нам необходимо приложить большие усилия для того, чтобы быть благоговейными, благочестивыми почитателями икон, остальных священных изображений и Слова Божия!

Будем же все духовно трудиться и молиться, чтобы благочестивое отношение к священным изображениям повсеместно утвердилось в нашем народе.

Сноски

[1] Московцева Л. Подворье Оптиной Пустыни превращено в пирожковую? / Лариса Московцева [Электронный ресурс] // Русская народная линия. 24.10. 2016. URL: https://ruskline.ru/special_opinion/2016/oktyabr/podvore_optinoj_pustyni_prevraweno_v_pirozhkovuyu/

[2] Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия в 2015-2018 гг. (от 28.01.15) [Электронный ресурс] // Патриархия.ру. 5 февраля 2015. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3983877.html

[3] Киприан Карфагенский, сщмч. 61. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков // Его же. Творения. Ч. 1. Киев, 1879. – (Библиотека Творений св. отцев и учителей Церкви западных. Книга 1. Творения св. Священномученика Киприана Епископа Карфагенскаго. Часть 1). С. 308.

[4] Там же. С. 309.

[5] Феодор Студит. Письмо 49. К отцам гонимым // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867.С. 150–155. С. 152. Курсив наш – Авт.