«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

«Священные изображения на монетах Византии и России: традиция, историческая память и их профанация»

ХХIХ Международные Рождественские образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Секция: «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: историческая память и преемственность традиций»

17 мая 2020 г. с 10:00–14:00. Красный зал Храма Христа Спасителя

Немыченков В.И.

гл. редактор сайта «Православная традиция»

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА и ВИДЕОЗАПИСЬ*

«Священные изображения на монетах Византии и России: традиция, историческая память и их профанация»

Чекана священных изображений на монетах имеет давнюю историю, уходящую в языческую древность. Первоначально на древнегреческих и римских монетах изображались языческие божества и мифические персонажи.

Впервые христианский символ на монетах Римской империи появился в IV веке. Это был крест: «…с тех пор монеты христианской империи были немыслимы без этого универсального знака Спасения, – пишет М.Н. Бутырский. – Он имел не только религиозный, но и государственный смысл»[1]. Другим христианским символом стала хризма (или христограмма – монограмма Иисуса Христа), которая появилась на монете Константина Великого, где она венчала императорский штандарт лабарум.

Можно предположить, что христианская Церковь одобряла замену на монетах языческой символики на христианскую, также как она поддерживала императорские указы, вначале ограничивавшие, а потом и запрещавшие отправление языческих культов в империи. Однако «до конца VII в. христианская символика на монетах была всего лишь атрибутом, добавляемым к традиционному “образу власти” – имени и изображению императора»[2].

Первое изображение Христа на монетах появилось в правление Юстиниана II (685–695; 705–711). При императорах иконоборцах (730–780, 813–842 гг.) на монетах изображался единственно допустимый ими христианский символ – крест. В постиконоборческий период со второй половины IX в. на монетах кроме изображения Христа уже появляются образы Богоматери и святых. Образ Божией Матери (в иконографии Оранты, с эпитетом MARIA) на монетах впервые появился в правление Льва IV Мудрого (886–912).

С начала династии Комнинов (в Константинополе 1057–1059 и 1081–1185; в Трапезунде 1204–1461) на монетах появляются образы святых Георгия, Феодора, св. императора Константина, св. Трифона и свт. Николая (Никея и Фессалоники), св. Евгения (Трапезунд), св.вмч. Димитрий Солунского (Фессалоники).

Изображения Сил Небесных – херувимов и серафимов; Этимасии – «престола уготованного» для Христа Судии и др. появляются на монетах в поздний период империи. Все эти образы являлись «выражением идеи “Царства милостью Божией”, своим земным существованием обязанным исключительно Богу». Именно таким царством считала себя Византия[3].

М.Н. Бутырский писал: «Византийские монеты, оставаясь средством удовлетворения посюсторонних потребностей общества, вместе с тем отразили феноменологическую природу власти в христианской империи, ее сакральный характер и сверхбытийственный источник»[4].

На Руси сакральные христианские образы не имели широкого распространения в нумизматике. Они присутствовали на иностранных монетах из христианских стран (Византии и Западной Европы, кон. VIII – нач. IX вв.). Недолгое время христианские символы изображались на первых монетах собственной русской чеканки после Крещения Руси (с кон. X в.) в домонгольский период в подражание византийским монетам (св. князь Владимир I и его потомки). Так златник князя Владимира с образом князя и Христа Вседержителя чеканился по подобию солида Василия II (958–1025).

В XII–нач. XIV вв. на Руси установился безмонетный период (в качестве денег использовались слитки серебра – гривны). В XIV в. в русских княжествах возобновилась чеканка собственной монеты, но предпочтение отдавалось мифическим (Кентавр, Сирин и др.), военным (всадник, воин) и бытовым (охота и т.п.) сюжетам.

С воцарением династии Романовых строгости в сюжетах стало больше, но христианские символы остались крайне редкими: св.апостол Андрей Первозванный на «косом» кресте (на золотых монетах при Петре I и Елизавете Петровне), крестообразная монограмма, составленная из четырех букв «П» (Петр I, Павел I).

В советский период можно отметить наличие на некоторых банкнотах (100 и 3 руб.) храмов Московского кремля с крестами на куполах.

В современной Российской Федерации на банкнотах (500 и 1000 руб.) и на недрагоценных юбилейных монетах также часто изображаются православные храмы. Иконные образы Христа, Богородицы и святых встречаются на юбилейных и памятных монетах из драгоценных металлов. Как правило они оформляются как дань исторической и культурной памяти (для чего применяется соответствующий антураж на монетном поле), а не в традиции византийской сакральной нумизматики. В частности, все монеты Госбанка РФ, посвященные св. блгв.князю Александру Невскому, св.равноап. князю Владимиру оформлены в подчеркнуто светском стиле в виде копий существующих памятников, изображающих их как государственных деятелей или полководцев (святые не имеют нимбов, даже если есть надписание по кругу монетного поля о святости изображенного лица).

Частные российские фирмы практикуют переделку недрагоценных монет Госбанка РФ (цветные пластиковые термонаклейки или цветная гравировка) под различные памятные серии в виде коллекционных сувениров, в том числе и с сакральными христианскими образами («Русские святые», «Святые апостолы» и т.п.). Тут не обходится без курьезов, граничащих с кощунством (например, монета «Св. апостол Иуда Искариот»). Встречаются и собственные монетовидные поделки типа «медных грошиков» с образами святых.

В целом можно констатировать следующее:

– в отличие от Византии в России с момента Крещения в X в. и по настоящее время традиция сакральной христианской нумизматики не сложилась;

– в современной России Госбанк РФ при чеканке памятных и юбилейных монет из драгоценных металлов уделяет внимание сакральным христианским образам внимания не больше чем любым иным темам (наука, спорт, мультипликация, биология, астрология и т.п.);

– частные предприниматели, создающие различные коллекции монет путем переделки монет Госбанка, из конъюнктурных соображений обращаются к сакральной христианской тематике: а) наряду с любой другой (серии: полководцы, правители, военная техника, языческая мифология и т.д.); б) на невысоком художественном и техническом уровне; в) с допущением кощунственных ошибок в легендах монет и образах на них.

В отличие от Госбанка РФ, выпускающих монеты на высоком художественном уровне с хорошей культурно-исторической подготовкой и раскрытием темы (пусть и в светском ключе), нумизматическая практика частного бизнеса ведет к профанации священных изображений, что недопустимо. Здесь требуется введение мер регулирования обращения священных изображений.

*) СМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ КОНФЕРЕНЦИИ

(при просмотре следует выставить максимальный уровень громкости на устройстве пользователя)
На видеозаписи доклад В.И. Немыченкова — с 1 ч.42 мин. по 2 ч. 16 мин. Показаны все слайды презентации доклада.

Сноски

[1] Бутырский М. Н. Крест на византийской монете // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2004. – № 9 (20). – С. 141–143. С. 141.

[2] Бутырский М.Н. Сакральная иконография византийских монет // Нумизматический альманах. – 2001. – №1. – С. 5–10.

[3] Бутырский М.Н. Сакральная иконография византийских монет. Указ. соч.

[4] Бутырский М.Н. Сакральная иконография византийских монет. Указ. соч. С. 5.