«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

«Повинной головы ни секут, ни рубят»

    В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября. Предлагаем читателям отрывки из книги «Амвросий и Антоний Оптинские. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления», часть 5 — о смирении.

***

    Елико отстоят востоцы от запад, толико дело от слова

    Блаженный Екдикт пишет: «Дом души – терпение; пища души – смирение. Когда пищи в доме недостает, тогда душа выходит вон, то есть из терпения…» На словах об этом рассуждать легко, а на деле исполнить не всегда легко и не для всех. Козельский гражданин имел обычай при случае говорить: «Елико отстоят востоцы от запад (Пс. 102, 12), толико дело от слова».

    Хоть сзади, но в том же стаде

    Никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправимому подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей (Лк. 18, 9–14). Правда, не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место, а уж позади стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади, но в том же стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: не бойся, малое стадо, яко [так как] благоизволи Отец ваш Небесный дати вам Царство (Лк. 12, 32).

    Бела овца, сера овца – один дух овечий

    Благожелательно приветствую всех гусенят беловатых и сероватых. Есть простая пословица: бела овца, сера овца – один дух овечий. Плохо бывает, когда овца избалуется, то бывает по проказам не хуже козы, а козлищам назначение шуия, от чего да избавит нас Всеблагий Господь.

    О смирении

    «Батюшка о. Амвросий поучительно объяснял слова Спасителя: когда ударят тебя в десную ланиту, подставь другую, Ведь обыкновенным порядком, когда ударяют в лицо, ударяют правою рукой в левую щеку, а не в десную (правою). Но Господь хотел представить десную ланитою оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виновата. Подставить же левую – значит: в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и чрез это сознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должно».

    Не заплативши долга, нельзя затевать подарки

    Ты пишешь: «Господь для меня все сделал, а я для Него ничего. Легко ли это?» Если кто кому должен, то, не заплативши долга, нельзя затевать подарки. Так и мы, прежде всего должны заботиться об уплате греховного долга посредством смиренного покаяния, которое совершается до самого гроба.

    Людям, много согрешившим, не об угождении Господу надо думать, а сперва о покаянии и получении прощения и помилования.

    Искушения ходят не по лесу, а по людям

    Давно старинные люди решили, что искушения ходят не по лесу, а по людям. Впрочем, унывать и малодушествовать паче [больше] меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело, как исправил царя – пророка Давида, когда восстал на него естественный сын его. Будем подражать св. Давиду смирении не только во внутреннем, но и во внешнем. Он не отверг несправедливых обвинений и укоризн от Семея, до проклятия, и за то возвратил ему Господь и милость Свою и царство.

    Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеваешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает.

    Келия высит, люди искушают

    …Относительно других выражаешься так: «Редко-редко слышится речь о Боге, все какое-то пустое и намеренное хитросплетение или лесть…»

    На то скажу тебе, что между такими людьми жить полезнее, нежели в одиночестве и удалении, считая это безопасным. Лот, когда жил в Содоме, был праведен, а когда удалился в Сигар, считая это место безопасным, то тяжко согрешил. Не напрасно написано в Отечнике: келия высит, а люди искушают. Чрез претерпение же искушений человек делается искусным.

    Повинной головы ни секут, ни рубят

    Св. Лествичник пишет, что, если кто преткнулся о камень неверия в своих духовных отцах, тот, без сомнения, пал. Тем горестнее это падение, что ты не только подверглась сама душевредному неверию, но и в этой слепоте отравляла души юных и неопытных неуместными толками и зловредными рассказами.

    …Понудься смириться и сознай пред Богом и пред матерями свою вину, и не постыдись это сделать, зная, что повинной головы ни секут, ни рубят и что, смирившись и покаявшись, мытарь предвосхитил праведность фарисея. В покаянии и смирении ошибки не будет, а без них ̶ сомнительно наше спасение.

    Осуждать не нужно потому уже, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй, и себя исправляй, а не других.

    На одном месте и камень обрастет

    …Весной собираешься уехать куда-то из обители. …Вернее и лучше терпеть на одном месте. Есть русская пословица: на одном месте и камень обрастает. А в старчестве сказано: сиди в келии своей, и келия тя всему научит.

    Чтобы умиротвориться, незачем в дальний путь пускаться, а лучше смириться дома ̶ это будет прочнее. Одни царственные особы, ради умиротворения, уезжают в дальнюю сторону.

    Одна внешность без внутреннего содержания что тело без души

    «У Старца Амвросия был и граф Л. Н. Толстой. Пришел он в Оптину, кажется, в конце семидесятых годов, пешком, в крестьянской одежде, в лаптях и с котомкой за плечами. Вскоре, впрочем, открылось его графское достоинство. Пришел он купить что-то в монастырскую лавку и начал при всех раскрывать свой туго набитый деньгами портмоне, и потому все вскоре узнали, кто он таков.

    Как по виду крестьянин, он приютился в простонародной гостинице. Одного бедного дьячка спросил Старец Амвросий, где он остановился. «Да там, ̶ отвечает тот, ̶ с графом, в простонародной».

    Этот, представлявший из себя какого-то особенного человека, лично был у Старца и сказал ему, указав на свою одежду, как он живет. «Да что ж из этого?» ̶ воскликнул Старец, с улыбкой поглядывая на него. Неизвестен подлинный ответ Старца графу, но смысл его таков: одна внешность без внутреннего содержания что тело без души. Все труды и подвиги телесные, и даже самоумерщвления, если они не направлены к исполнению заповедей Евангельских, к приобретению добродетелей, и в особенности смирения, не только не приносят пользы душе человека, но, наоборот, приносят ей величайший вред ̶ совершенно ее погубляют».

    Со своим уставом в чужой монастырь не входят

    Со своим уставам в чужой монастырь не входят; со своим уставом и в монастырь не приходят. Главное для тебя: слушаться, разумно по Бозе, монастырского начальства и прилаживаться к общим порядкам; келейно же совершать в простоте, что можешь, и Господь примет и малое правильце, со смирением исполняемое. Не в том важность, какие правила исполняем, а как их исполняем.

    Ты все скорбишь в недоумении, что, может быть, не так делаешь. Св. Лествичник говорит, что    сомневаться и долго пребывать в недоумении в чем-либо ̶ есть признак гордой и славолюбивой души.

    Жить просто – значит не осуждать, не зазирать никого.

    Сядь пониже, а то угоришь

    Пишешь, что тебе поручено в монастыре письмоводство и что вследствие этого ты отстала от молитвы, а тебе хотелось бы быть всегда в молитве или в богомыслии.

Высоко берешь, очень высоко! Есть пословица: сядь пониже, а то угоришь. Я уже писал тебе, что когда будешь занята делом, то меньше будет мысленной путаницы…

    Уши выше лба не бывают

    Всеблагий Господь да помилует всех нас, и да вразумит, и да наставит на душеполезное и спасительное. Есть старинная пословица: уши выше лба не бывают. Поговорка эта пригодна везде, кольми паче [тем более] в новоустрояющейся обители. Значение этих слов такое: кто должен слушаться, тот не должен забегать вперед со своим мнением и предложением.

    Учить ̶ это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять ̶ большие камни на колокольню таскать.

    Воду толочь ̶ вода и будет

    …Толкусь от утра до вечера, как ты сама видела, а что будет, Бог весть.

    Думаю, что ты и сама слыхала пословицу: воду толочь ̶ вода и будет.

    Вот о камнях другое написал св. Лествичник. Говорит, что остроугольные камни, друг с другом соударяясь, округляются и лишаются своей угловатости и остроты.

    Как ты замечаешь в этом отношении около себя? Стерли хоть уголка два у тебя, которые ты думала сама стирать во мнимом безмолвии? Да у самой ведь руки не наляжут.

    Себя-то как жаль! Ведь от себялюбия и самолюбия вся беда. Они не любят, когда и другие нас затрагивают, и так расшевелятся, что от помыслов и не оберешься. От них плодятся противные помыслы, словно саранча, поедающая не только плоды духовные, но листья и саму кору. Сделай наблюдение, и сама согласишься с этим.

 

      Прочитать продолжение отрывка из книги можно на нашем сайте:

       1 часть   2 часть   3 часть   4 часть    6 часть    7 часть    8 часть 

 

      Источник: сайт «Азбука веры.ру»