«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

«Своя воля царя боле»

В.М. Васнецов  «Царь Иван Васильевич Грозный»

    В истории нашей страны, как и в мировой истории, есть святые, являющиеся как бы «верстовыми столбами» на пути к Всевышнему. Одним из таких праведников был преподобный Амвросий Оптинский, память которого отмечается 23 октября. Предлагаем читателям отрывки из книги «Амвросий и Антоний Оптинские. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления», часть 2 — о своеволии.

***

 

    Своя воля и учит и мучит

    Слово опытных: «своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь научит». Ты прежде не хотела покоряться и как должно относиться к дельной и благословенной наставнице, а теперь нужда научила и возбудила в тебе желание относиться к какой-нибудь старице или иметь собеседником дельную сестру…

    А своя воля лишь мучит

    …Не умолчу и о неполезной и душевредной четверице, яже [которая] есть: уныние, малодушие, нетерпение и уклонение, которые лишают нас полной власти, могут лишить и благой части, если будем им поддаваться, хотя бы и под благовидным предлогом. Благо только то, что делается по воле Божией и за святое послушание. А своя воля лишь мучит; и тогда только научит, когда будем оставлять оную.

    Уксус и молоко порознь хороши

    Духовное отношение к кому-либо нельзя соединить со своей волею − выбирай любое, одно из двух. Уксус и молоко порознь хороши и на своем месте полезны, а слить их вместе ̶ выйдет бурда, ни к чему не годная. Так и самочиние и своеволие с духовным отношением и послушанием не совместимы, а надо держаться одного из двух.

    Посиди у моря, подожди погоды

    В третий раз в письме этом говорю о старице (в которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имела ее, тогда не осознавала потребности в ней). Всегда так бывает: когда обладаем добром, то его не ценим. А теперь по пословице: посиди у моря, подожди погоды − умнее и смиреннее будешь.

    Своя воля царя боле

    …Ты оскорбилась до болезни…, что одну сестру нужно было выслать из вашей общины. Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряются. Но есть пословица: своя воля царя боле.

    Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу.

    Некоторые толкователи Св. Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумению и по злой и упорной своей воле уклонится в противную сторону.

    Покойный Оптинский старец архимандрит Моисей, муж мудрый и духовно опытный, в подобных случаях говаривал: «Наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается ̶ сам смотри».

    Вольному воля, а спасенному рай

    По причине недостоинства своего не должно отказываться от принятия монашеского образа…

    Если не желаешь принять пострижения, то зачем поступала в монастырь? Впрочем, вольному воля, а спасенному рай.

    Не было печали, но лукавые накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки, и наводят неохоту принять пострижение в мантию.

    Стыд не дым, в глаза не лезет

    «Один скитский монах пришел к Старцу Амвросию за благословением на отъезд на родину и только хотел начать говорить, а Старец уже отвечает на его мысли: «Ты пришел решать насчет своей поездки. Вот что, брат, не возвещается мне тебя отпустить. Как ты хочешь, смотри сам, чтобы после не раскаиваться, когда будет поздно». А монах и говорит: «Простите, Батюшка, за мою откровенность: пред братиями мне будет неловко. Совестно, что столько времени собирался, ходил к о. Игумену проситься, и потом остаюсь». На что Батюшка сказал: «Что за беда? Стыд не дым, в глаза не лезет. Монаху, брат, стыдно исполнять свою волю, так что лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле. Об этом и в отеческих писаниях сказано. Стыдно не только перед другими, но перед Богом и своею совестью ̶ она судья неподкупный, бескорыстный. А послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо. И кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан».

    Обычай бычий, а ум телячий

    Одержим есмь слабостию душевною и телесною и не могу круто поступать, а для некоторых это требовалось бы, к которым очень идет русская поговорка: обычай бычий, а ум телячий.

    «Преподавая советы, Старец (о. Амвросий) не имел обыкновения настойчиво требовать, чтобы они непременно исполнялись, и никогда не связывал относящихся к нему каким-нибудь запрещением… Однако прибавлял в назидание просившим у него советов: «Когда говорю, надобно слушать с первого слова, тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера − уступлю, но не будет пользы для души».

    Но так как по пословице ̶ своя воля царя боле, и для всех она одинаково дорога, то Старцу, понятно, приходилось уступать. В таком случае он говорил: «Как хочешь» или «Можешь так поступить». Но никогда не давал на дело благословения. Находились же такие люди, которые и дело желали вести по своей воле, и вместе просили на это у Старца благословения…

    Старец с огорчением в шутливом тоне отвечал иногда так: «Что реку́ человеку чудаку или что возглаголю творящему свою волю?» Такими и подобными шуточными ответами он кое-как отделывался от настойчивых неуместных требований от него благословения. А иному настойчивому своевольнику скажет: «Так-то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум телячий». Тут он и сам посмеется, и посетитель вместе с ним, может быть, даже не замечая того, что получил от Старца и выговор, и наставление. И только уже после поймет Старческие слова и не оскорбится на Старца.

    К сему присовокупить здесь можно, что просившие от Старца и получившие в делах своих советы за неисполнение их нередко терпели несчастия».

 

    Прочитать продолжение отрывка из книги можно на нашем сайте:

    1 часть   3 часть   4 часть     5 часть     6 часть     7 часть 

 

 

    Источник: сайт «Азбука веры.ру»