«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Об одиннадцатом члене Символа веры

    Предлагаем вниманию читателей главы из книги «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова). Что такое воскресение мёртвых? Все ли воскреснут? В каком состоянии пребывают души умерших до всеобщего воскресения? В разделе «О вере» догматического богословия подробно излагается учение об одиннадцатом члене Символа веры.

***

 

    363. Что такое воскресение мёртвых?

    Воскресение мёртвых, которого мы ожидаем – это действие всемогущества Божия, через которое тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и станут духовны и бессмертны. «Сеется тело душевное, возстает тело духовное»(1Кор. 15:44). «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в безсмертие» (1Кор. 15:53).

364. Может ли тело воскреснуть?

Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет. Поскольку Бог в начале сотворил тело из земли, постольку Он в конце из земли восстановит рассыпавшееся. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого произрастает растение. «То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1Кор. 15:36).

  365. Все ли воскреснут?

    Все умершие воскреснут, а грубые тела тех, кто во время общего воскресения останется в живых, мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными. «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся»(1Кор. 15:51–52).

366. Когда будет воскресение мёртвых?

   Воскресение мёртвых совершится в конце этого видимого мира.

  367. Чем кончится видимый мир?

    Этот мир, в котором царствует смерть, окончится тем, что преобразится в мир без смерти. «Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:21). «По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда»(2Пет 3:13).

368. Посредством чего мир должен преобразиться?

   Мир преобразится посредством огня. «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2Пет 3:7).

    369. В каком состоянии пребывают души умерших до всеобщего воскресения?

    Души умерших праведников до всеобщего воскресения пребывают во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешников – в противоположном тому состоянии.

    370. В полном ли блаженстве пребывают души умерших праведников?

    Души праведных не воспринимают полного блаженства, потому что полное воздаяние по делам предопределено получить человеку по воскресении его тела и последнего Суда Божия. Апостол Павел говорит: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:8). И ещё: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»(2Кор. 5:10).

371. Откуда мы знаем, что души праведных пребывают в предначинании блаженства?

    Души праведных пребывают в предначинании блаженства прежде последнего Суда согласно свидетельству Самого Господа Иисуса Христа, говорящего в притче, что праведный Лазарь тотчас по смерти был отнесён на лоно Авраамово (см. Лк. 16:22).

    372. В чем состоит предначинание блаженства?

    Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23).

    373. В чём состоит надежда душ верующих, не успевших принести плоды покаяния?

    Душам умерших с верой, но не успевших принести достойных плодов покаяния, для достижения блаженного воскресения могут помочь возносимые за них молитвы, особенно соединённые с приношением бескровной жертвы Тела и Крови Христовой, и добрые дела, с верой совершаемые в их память.

374. Это учение основано основано на предании Кафолической Церкви, начала которого видны ещё в Ветхозаветной Церкви.

   Иуда Маккавей принёс жертву за умерших воинов (см. 2Мак 12:43). Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной Литургии, начиная от Литургии апостола Иакова. Святой Кирилл Иерусалимский говорит«Великая будет польза душам, о которых возносится моление в то время, когда предлежит святая и страшная Жертва»(Тайноводственное поучение, 5, гл. 9). Святой Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь соизволяет принимать от нас молитвы и жертвы о тех, кто удерживается в аду, с надеждой для них мира, прекращения мучений и свободы.

 

Источник: сайт «Азбука.ру»