«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Об обязанности детей к своим родителям (из наставлений святителя Тихона Задонского)

 

     Автор: святитель Тихон Задонский.

    В статье подобраны поучения святителя Тихона Задонского из книги «Наставления о христианской обязанности родителей». В чём состоят обязанности детей по отношению к своим родителям? Как оказывать почтение родителям? Что Бог определил за непослушание? В чём состоит благодарность детей по отношению к своим родителям?

***

 

    Глава 2. Об обязанностях детей к своим родителям

    Обязанность детей к родителям состоит в следующем:

I. Дети должны оказывать родителям всякое почтение. Так Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, говоря: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле» (Исх 20:12). Почтение это особенно в следующих делах состоит:

   а) любить их истинно и чистосердечно;

   б) говорить о них со всяким почтением;

    в) перед ними вставать;

    г) сидящим предстоять;

    д) при случае достойнейшее место им отдавать;

    е) когда говорят, слов их не прерывать и в них безрассудно не примешивать ничего;

    ж) дела никакого без их воли не начинать;

    з) ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести. Такое почтение царь Израилев Соломон к матери своей Вирсавии оказывал, как читаем в книге 3-й Царств: «И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии, и встал царь навстречу ей, и поклонился ей, и сел на престоле своем; и поставили другой престол для матери царя, и она села по правую руку его» (3Цар 2:19).

II. Всякое им должны оказывать послушание. Так приказывает святой апостол: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем» (Кол 3:20). Послушание же это, разумеется, должно быть тогда, когда родители своим детям приказывают что-либо, согласное со словом Божиим или непротивное ему. Потому и святой апостол приказывает детям слушать родителей своих «в Господе», то есть слушать в том, что в Господе приказывают: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Еф 6:1). Если же что противное слову Божию повелевают, в том совсем не должно слушать, так как несравненно в большей чести Божие повеление должно быть, нежели родителей. Об этом Христос, Сын Божий, научил в святом Евангелии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37).

III. Дети родителям должны показывать всякую благодарность, потому что от них жизнь, наставление и все, что они имеют, получили. Благодарность эта в следующем состоит:

    1) во всяких нуждах им помогать;

    2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их;

    3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт 9:23), которые подобающим образом наготу отца своего прикрыли. Это и Приточник приказывает: «слушай, сын, отца, родившего тебя, и не презирай матери твоей, когда она и состарится» (Притч 23:22). Хам, сын того же Ноя, показывая наготу отца своего, наказан был.

IV. За непочитание родителей Бог детям великие наказания определил:

    1) проклятие: «проклят бесчестящий отца своего или мать свою» (Втор 27:16);

    2) смерть: «человек, если злое скажет отцу своему или матери своей, смертью да умрет» (Исх.21:17).

    Если дети неблагодарны будут к своим родителям, от которых столько благодеяний получили, то это следует не от чего иного, как от плохого воспитания, и в этом сами родители виноваты, потому что плохо их воспитывали. Так дети родителям своим, за их нерадение и небрежение в воспитании, воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением. Не только в этом веке нерадивые отцы такое претерпевают, но и в будущем еще сильнее перед Страшным Судом Божиим наказаны будут.

    Посему внимайте этому, родители: храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата и еще злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало – злое наше воспитание.

    Здесь, ради малых детей, прилагаются

    Они состоят в следующем:

    1. «Я Господь Бог твой… да не будет у тебя иных богов, кроме Меня» (Исх 20:2–3).

Толкование: Первая заповедь учит, чтобы мы сердцем признавали и устами исповедовали, что есть только один Бог, и понятие о Божественных свойствах такое бы содержали, как в том нас наставляет Божие слово.

    2. «Не сотвори себе кумираи никакого изображения ни того, что на небе, наверху, ни того, что на земле, внизу, и что в воде под землею, да не поклонишься им, и да не будешь им служить» (Исх 20:4–5).

Толкование: Вторая заповедь запрещает идолослужение и всякий непозволительный способ богопочтения.

    3. «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» (Исх 20:7).

    Толкование: Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие с умалением страшной славы Его, и через это предписывает всякий истинный способ богопочтения.

    4. «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исх 20:8–10).

Толкование. Четвертая заповедь повелевает, чтобы мы в день воскресный и в другое известное время вместе собирались на богослужение для воздаяния той чести, какую тварь обязана воздавать Творцу, и для наставления нашего.

    5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле» (Исх 20:12).

  Толкование. Пятая заповедь требует, чтобы мы родителям своим, а под именем их, прежде всего великому Государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное воздавали почтение и повиновение, да и всякому человеку искреннюю любовь.

    6. «Не убивай» (Исх 20:13).

Толкование. Шестая заповедь требует, чтобы мы ближнему своему никакого не делали вреда ни сами, ни через других, ни делом, ни мыслью, но даже от всякого вреда оберегали бы их.

    7. «Не прелюбодействуй» (Исх 20:14).

    Толкование. В седьмой заповеди, под общим именем прелюбодеяния, запрещается всякая греховная плотская нечистота, а через это предписывается, чтобы мы свою жизнь проводили или в честном супружестве, или в святом девстве.

    8. «Не укради» (Исх 20:15)

Толкование. В восьмой заповеди Бог запрещает всякое хищение и неправду, а тем самым повелевает, чтобы мы, ради общего благополучия, пользу ближнего соблюдали, как свою собственную.

    9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх 20:16)

Толкование. Девятая заповедь требует, чтобы ни в чем не лгать и языком своим с обидой ближнего не касаться.

    10. «Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Исх 20:17)

    Толкование. Десятая заповедь есть совершенное изъяснение предыдущих заповедей, и она требует не только не делать зла, но и сердцем его не желать.

    Все эти вышеперечисленные заповеди утверждаются на двух основаниях: на любви к Богу и любви к ближнему. Первые четыре учат о любви к Богу. Другие шесть – о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку. Любовь к Богу в таких словах заключил Христос, Сын Божий: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф 22:37); любовь к ближнему – в следующих словах: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39). И добавил: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:40).

    «Иметь чистоту душевную, бесстрастие телесное, поступь кроткую, голос умеренный, слово благочинное, пищу и питие благочинное, при старших хранить молчание, при мудрейших внимание, к начальникам иметь повиновение, к равным себе и меньшим – любовь нелицемерную; от злых, и страстных, и любящих плоть отлучаться, мало говорить, много же думать, не быть безрассудным в слове, не избыточествовать в беседе; не быть дерзостным на смех, украшаться стыдливостью, с женами нечестными не беседовать, зрение устремлять вниз, в землю, душу же – на небо, избегать прекословия, не искать учительского сана, честь мира сего вменять ни во что.

    Если же кто благо на пользу другим сотворит, да ожидает награды и вечного воздаяния от Христа Иисуса, Господа нашего».

    Описанная обязанность родителей по отношению к детям касается и тех, кто носит отеческое имя, например, Монархов, пастырей духовных, епископов, настоятелей монастырских, священников, учителей, правителей, господ и прочих, которым от Бога поручено управление другими и какое-нибудь смотрение.

 

Источник:сайт «Азбука. ру»