«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

О первом члене Символа веры

     Предлагаем вниманию читателей главы из книги «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова). Что означает веровать в Бога? Необходимо ли открыто исповедовать свою веру? Каково различие лиц Святой Троицы? В разделе «О вере» догматического богословия подробно излагается учение о первом члене Символа веры.

 

***

    О первом члене Символа веры

    76. Что означает веровать в Бога?

    Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровение Его о спасении человеческого рода.

    77. Из Священного Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога.

    Апостол Павел пишет:

    «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»(Евр. 11:6).

    Действие веры в христианах апостол изображает в следующей молитве о них к Богу:

    «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши»(Еф. 3:16–17).

    78. Что является действием веры в Бога?

    Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры.

    79. Что означает исповедовать веру в Бога?

    Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы православные, и исповедовать это с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.

    80. Необходимо ли открыто исповедовать свою веру?

    Апостол Павел свидетельствует, что открытое исповедание веры необходимо для спасения:

    «Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению»(Рим. 10:10).

    81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-либо для сохранения своей временной жизни или земных выгод отрёкся от исповедания веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.

    82. Почему в Символе веры говорится о вере в единого Бога?

    В Символе веры не сказано: верую в Бога, но прибавлено: во единаго Бога – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая творение Божие Богом, думали, что богов много.

    83. Как Священное Писание говорит о единстве Божием?

    Слова учения Священного Писания о единственности Бога внесены в Символ веры из изречения апостола Павла:

  «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»(1Кор. 8:4–6).

84. Возможно ли познание существа Божия?

    Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов.

  85. Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказаночто Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим. 6:16).

    86. Каковы свойства Божии?

    Из откровения Божия можно заимствовать следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих: Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.

    87. Все это можно видеть из Священного Писания.

    Сам Господь Иисус Христос сказал, что «Бог есть дух» (Ин. 4:24).

    О вечности Божией говорит пророк Давид: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог»(Пс. 89:3).

    В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4:8).

    Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено «по повелению Вечнаго Бога»(Рим. 14:25).

    О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17).

    Апостол Иоанн говорит:«Бог есть любовь» (1Ин. 4:16).

    Пророк Давид воспевает: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:8–9).

    О всеведении Божием апостол Иоанн говорит:«Бог больше сердца нашего и знает все»(1Ин. 3:20).

    Апостол Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»(Рим. 11:33).

    О правосудии Божием пророк Давид поёт: «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника»(Пс. 10:7).

    Апостол Павел говорит, что Бог «воздаст каждому по делам его»(Рим. 2:6) и что «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11).

    О всемогуществе Божием псалмопевец говорит:«Он сказал, – и сделалось; Он повелел, и явилось»(Пс. 32:9).

    Архангел Гавриил говорит в Евангелии: «у Бога не останется безсильным никакое слово»(Лк. 1:37).

    Вездесущие Божие пророк Давид изображает так: «Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюся на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет»(Пс. 138:7–12).

    Апостол Иаков пишет, что у Отца светов «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

    Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25).

    Он же именует Бога: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим. 6:15).

88. Почему Священное Писание приписывает Богу телесные органы?

    Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердцеочиушируки. Священное Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки – всемогущество.

89. Где обитает Бог?

    Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.

    Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18:20).

  90. Как понимать слова символа «Верую во единаго Бога Отца»?

    Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

  91. Как говорит Священное Писание о Святой Троице?

    Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»(Мф. 28:19).

    «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино»(1Ин. 5:7).

    92. О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например:

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их»(Пс. 32:6).

«Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).

  93. Можно ли постигнуть триединство Божие?

    Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия:

«Божиего никто не знает, кроме Духа Божия»(1Кор. 2:11).

    94. Каково различие лиц Святой Троицы?

    Между лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Святой Дух предвечно исходит от Отца.

    95. Какое достоинство имеют лица Святой Троицы?

    Три ипостаси, или лица Святой Троицы – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, равно и Святой Дух есть истинный Бог; но притом так, что в этих трёх ипостасях явлен один триипостасный Бог.

  96. Почему Бог называется Вседержителем?

    Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле.

  97. Почему Бога мы именуем Творцом?

    Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.

    98. Эти слова взяты из Священного Писания.

    Книга Бытия начинается словами:

    «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

    Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано»(Кол 1:16).

  99. Кого мы подразумеваем под названием «невидимых»?

    В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы.

  100. Кто такие Ангелы?

    Ангелы – духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом.

    101. Имя Ангел значит вестник.

102. Они так названы потому, что Бог посылает свою волю.

    Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.

    103. Кто сотворен раньше: люди или Ангелы?

    Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы – прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18).

104. Свидетельство об это можно найти в Священном Писании.

    В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?»(Иов. 38:6, 7).

105. Кто такие Ангелы хранители?

    Название Ангела хранителя взято из следующих слов Священного Писания: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих»(Пс. 90:11).

  106. Для каждого из нас есть Ангелы хранители.

    В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного»(Мф. 18:10).

    107. Кто такие демоны?

    Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

    108. Они сотворены добрыми, но стали злыми потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него, и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению апостола Иуды, это «ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище»(Иуд. 1:6).

  109. Что означает слово «диавол»?

    Слово диавол значит клеветник или обольститель.

    110. Почему злые ангелы называются диаволами?

    Злые ангелы называются диаволами потому, что будучи коварными в отношении людей, обольщая их, внушают им ложные мысли и злые желания.

    Об этом Иисус Христос неверующим иудеям говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи»(Ин. 8:44).

    111. Что говорит Священное Писание о сотворении мира?

    Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована и пуста. Затем Бог постепенно сотворил: в первый день бытия мира – свет; во второй день – твердь, или видимое небо; в третий – вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый – солнце, луну и звёзды; в пятый – рыб и птиц; в шестой – живущих на суше животных, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог прекратил Свои дела творения. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой (см. Быт. 2:2).

    112. Такими ли сотворены видимые твари, как они выглядят сейчас?

    Видимые твари сотворены не такими, какими мы их видим сейчас. При сотворении всё было хорошо, т. е. чисто, прекрасно и безвредно.

    113. Какова особенность сотворения человека?

    Бог во Святой Троице сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему»(Быт. 1:26).

    И сотворил Бог из земли тело первого человека Адама, вдунул в лицо его дыхание жизни, ввёл Адама в рай, дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды с дерева жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, создал из него первую жену – Еву (см. Быт. 2:21–22).

    114. В чём состоит образ Божий?

    Образ Божий состоит, по объяснению апостол Павла, «в праведности и святости истины» (Еф. 4:24).

    115. Что такое дыхание жизни?

    Дыхание жизни – это душа, существо духовное и бессмертное.

    116. Что такое рай?

   Слово рай означает сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытия подобным саду.

   117. Как мы понимаем рай, в котором пребывали первые люди?

    Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души – духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания Божиего творения (см. святого Григория Богослова, слово 38, 42; святого Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 2, гл. 12, ст. 3).

    118. Что такое дерево жизни?

     Дерево жизни – это дерево, питаясь плодами которого тело человека было бы безболезненно и бессмертно.

119. Почему Ева создана из ребра Адама?

    Ева создана из ребраАдама для того, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом и чтобы благодаря этому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.

     120. Каково предназначение человека?

    Предназначение человека состоит в том, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и благодаря этому вечно блаженствовал.

    121. Что мы называем предопределением Божиим?

    Предопределением Божиим называется изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству.

    122. Предопределение Божие о блаженстве человека остаётся неизменным даже сейчас, когда человек не блаженствует. Уклонившемуся от пути блаженства человеку Бог по предведению и по бесконечному милосердию Своему изволил открыть новый путь к блаженству через единородного Сына Своего Иисуса Христа.

«Избрал нас в Нем прежде создания мира»(Еф. 1:4), – говорит апостол Павел.

    123. Каково предопределение Божие по отношению к людям вообще, и к каждому человеку в частности?

    Бог предопределил и даровал всем людям предваряющую благодать и средства к достижению блаженства. Непосредственно к блаженству Он предопределил тех, кто подаваемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет подаваемые Им спасительные средства и идёт к блаженству указанным Им путем.

    124. Слово Божие говорит об этом так:

    «Кого Он предузнал, тем и предопределил» (Рим. 8:29).

125. В изложении веры восточных Патриархов об этом сказано:

    Поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие плохо, то одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й).

    126. Что мы называем промыслом Божиим?

    Промыслом Божиим называется имеющее место вслед за сотворением мира и человека действие Божие по отношению к миру и особенно к человеку.

    127. Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

    128. Как говорится о промысле Божием в Священном Писании?

    О промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит:

  «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26).

    В этих словах виден как общий промысел Божий о тварях, так и особый – о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного промысла Божия о человеке.

 

    Источник: сайт «Азбука.ру»