«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Проблема зла и теодицеи (как она решается в христианстве и других мировоззрениях)

 

    Автор: Ольховский В.С.

    Автор дает ответы на вопросы о происхождения зла в мире, о смысле и причинах страдания человека, о философском и библейском понимании теодицеи – «оправдании Бога».

***

    «Мы должны встречать зло с открытым лицом. Христианство не игнорирует и не романтизирует зло. Оно утверждает, что человек живет в падшем мире, а это говорит о том, что зло – часть нынешних человеческих переживаний. Почти все книги Библии в той или иной мере говорят о зле, с которым сталкивается человек. А одна книга Ветхого Завета, книга Иова, почти полностью посвящена проблеме зла. И в нашей жизни почти каждый день мы слышим о человеческих бедах и несчастьях. Кругом войны, нищета, болезни и преступления, страдания и смерть», – пишет В.С. Ольховский.

    Автор написал объемный труд (брошюру, по его словам), который стоит прочесть каждому, кто ищет ответы на трудные вопросы о причине и происхождения зла в мире, о смысле и причинах страдания и т.п. И главное: почему благой и всемогущий Бог создал мир, в котором мучаются все – человек, живая природа и даже Сам Бог в лице Сына Божия?

    Автор рассмотрел следующие темы:

  1. Несомненная реальность зла и страдания. Уникальность проблемы зла
  2. Как же Бог допускает грех, мучения, боль и горе?
  3. Проблема теодицеи: ее суть и логическая формулировка
  4. Природа и смысл понятий добро и зло, счастье, свобода воли, всемогущество
  5. Положительные моменты «христианской науки» – в признании власти мысли над материей, ума над телом, в возвышенной идее Бога
  6. Рассмотрение понятий добра и зла в философиях Конфуция, Сократа, Платона, Гоббса, Спинозы, Руссо, Канта и Ницше
  7. «Теодицея формирования личности»
  8. Действия Бога по отношению к моральному злу. Каковы методы Бога в Его действиях по отношению ко злу согласно Писаний?
  9. Дилемма, поставленная злом
  10. Восемь принципов библейской интерпретации зла и страдания
  11. Отношение христиан ко злу внутри себя и в общении между собой
  12. Моральные дилеммы, проблемы компромиссов и вынужденного сопротивления злу мерами принуждения
  13. Проблема вечных мук неспасенных грешников.

    Для желающих сразу же узнать результаты исследовательской работы автора приведем ее выводы.

    «Итоги систематического решения комплексной проблемы зла, страдания и теодицеи в рамках христианского мировоззрения.

  • Природа духовного (морального) зла – грех, отделение себя от Бога, отвержение благих намерений Божьих. Зло не существует само по себе, а возникает тогда, когда существо противится Богу.
  • Происхождение духовного зла – свобода воли человека (добровольное отвержение человеком воли Бога).
  • Цель, для которой Бог допускает духовное зло, – сохранение свободы воли (т.е. сути) человека.
  • Природа физического зла – боль, страдание. Боль возникает тогда, когда мы становимся тем, чем мы быть не можем. Страдания – большей частью это справедливые последствия нарушения воли Божьей.
  • Происхождение физического зла – духовное зло (мы страдаем, потому что мы согрешили), а также действие естественных законов, которое до грехопадения человека не причиняло физического зла благодаря благодатной непрерывной деятельности Святого Духа.
  • Цель или польза боли и страдания – духовная дисциплина и рост (обучение) для нашего окончательного совершенства и вечной радости, а также и просто наказание и удержание от греха.
  • Природа метафизического (природного) зла – действие упорядочивающих и регулирующих естественных законов, данных творению.
  • Происхождение метафизического (природного) зла – ограниченность (конечность) сотворенной вселенной.
  • Цель (или польза), для которой Бог допускает природное зло – необходимое условие творения человека( с его психосоматическим единством души и тела), а также – через переход в физическое зло то же, что и в п.6.
  • Краткая схема истории зла: Зло появилось вначале в действиях (восстании) Люцифера – Сатаны и его бесов. Зло среди людей появилось позднее (и под влиянием Сатаны), когда вместо деятельности по образу и подобию Бога, первые люди отделили себя от Бога и захотели сами стать богами. Впоследствии это привело к их отделению от природы, друг от друга и разделению внутри каждого человека. Образ Бога был разбит на всех уровнях (нравственно, интеллектуально, психологически, социологически,…). Все это – естественные последствия того, что люди взяли на себя то, что они не в состоянии нести, начали делать то, для чего не были созданы. И большая часть страданий происходит от отделения от Бога, от природы, друг от друга и разделения внутри самих себя: это справедливые следствия нарушения воли Бога.
  • По своей благости Бог уничтожает последствия зла и восстанавливает разрушенное Добро.
  • Таким образом, зло является извращением добра и в конечном итоге будет уничтожено.
  • При изучении всей истории человечества и его страданий, содержащейся в библейской философии, может возникнуть вопрос: «Почему Бог допустил и продолжает допускать столь длительный период активности Сатаны и всех падших ангелов и людей, а не положил ему конец сразу после предательства, т.е. не проявил сразу Своего величия и могущества?» Священное писание не дает прямого ответа на этот вопрос, но мы знаем, что полные ответы на все наши вопросы мы получим в Новом мире. Кроме того, любой ограниченный период времени по сравнению с вечностью – это по сути то же, что и мгновение. А пока возможно предположить, что Бог решил предоставить Сатане достаточную полноту времени, чтобы тот смог полностью реализовать свои замыслы и тем самым продемонстрировать свидетельство, урок и предупреждение всем другим ангелам и людям о том, что подобного рода попытки несомненно закончатся полным крахом и вызовут одни лишь страдания, а дискредитировать величие и авторитет Бога никому никогда не удастся.
  • Невозможно осознать Бога вообще. Мы часто не знаем намерений Божьих. Но часто мы видим, как зло порождает добро (хотя мы вначале и не видим).
  • Если Бог благой, то Он ничего не делает, чтобы нарушить эту благость (это наша доктринальная вера). Отсюда вывод: мы не можем судить о благости Бога по той природе, которая вокруг нас.
  • Нет ни одной религии в мире (кроме христианской), которая бы имела такую веру в благого Бога через какие-либо откровения. Отсюда вывод: мы должны верить там, где мы не понимаем, Иов не получает интеллектуальный ответ, но он встречается с самим Богом, т.е. получает высшее счастье для человека на земле.

    Означает ли это, что вера в Бога – слепая вера? Нет, ибо мы видим Божью любовь, благость и сострадание в Иисусе Христе! И видим мы потому, что Бог нам это открыл (мы никогда бы сами это не познали!). Проблема зла не может быть разрешена, если мы не посмотрим на Иисуса Христа на кресте (который Сам испытал боль на кресте и отделение от Бога-Отца за наши грехи).

  • Таким образом, христиане верят, что зло существует, это не иллюзия, а реальность, но в отличие от атеистов (у которых нет решения проблемы зла, они не могут определить добро), они имеют решение проблемы зла, причем лучшее, чем все остальные мировоззрения, поскольку существование зла имеет в христианстве объяснение, не противоречащее сути всеблагого и всемогущего Бога.

    И хотя мы, христиане, не всегда имеем ответ на личные проблемы зла, не всегда знаем, почему страдаем и почему зло иногда бывает ужасающих масштабов, не имеем однозначного ответа на вопросы о бессмысленном зле, о надличностном зле, практических методах борьбы со злом, о неизбежности компромиссов(при появлении дилемм выбора из двух зол), на проблему вечных мук не спасенных грешников, однако мы знаем, что истина состоит в том, что мы обитаем во вселенной, которую (вместе с нами) сотворил Бог и будущее которой Он предвидел, и в ней же Он вдохновил написание Библии, в нее послал своего Сына единородного, воскресил Его из мертвых и предлагает людям жизнь вечную в Своем вечном Царстве.Следовательно, даже когда мы не понимаем, почему что-то происходит именно так, а не иначе, мы все равно можем быть уверенными, что для всего есть причина. А пока нам ясно, что зло нельзя рассматривать в отрыве от других явлений и свидетельств, -и этим свидетельствам проще объяснить существование зла, чем злу опровергнуть все свидетельства. И мы знаем, что наше отношение к страданию, а не само страдание, решает – будет ли данное переживание для нас благословением или мучением.

    Христианское мировоззрение дает не только теоретический самосогласованный подход к проблеме зла и страдания, основанный на библейских принципах, но и практическую помощь в том, как конструктивно жить (и бороться) со злом и страданием и достигать победы во Христе и через Христа. И согласно христианству окончательный ответ на проблему зла и страдания не в какой-то найденной достаточно полной теории, а в действенном искуплении. Это не ответ на загадку, а победа в борьбе. Христиане не имеют никаких гарантий против страданий, но они могут одержать победу над страданием и в страдании. Победа при этом достигается не в уходе от жизни, а в преобразовании своей жизни принятием искупительной жертвы Иисуса Христа через покаяние и признание воскресшего Иисуса Христа Спасителем и личным общением с Ним».

 

Полный текст статьи можно прочитать на сайте:  «Азбука веры.ру»