«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Православие и психология: совместимы или нет?

 

    Автор: монах Иоанн (Адливакин)

    В последнее время нередко можно встретиться с использованием практической психологии в жизни Православной Церкви и даже встретить такое понятие как «православная психология» (или христианская психология). Что это? По мнению сторонников этого направления, православная психология — это изложение опыта Святых Отцов, христианской антропологии языком психологии к удобству и пользе современного человека.

    Это направление психологии становится все более и более популярным, на лотках православных книжных лавок все чаще можно встретить книги по этой тематике, в православных учебных заведениях появляются факультеты христианской психологии (например, в Российском православном университете им. св. апостола Иоанна Богослова), для священнослужителей и мирян проводятся тематические конференции и семинары, предлагающие активно использовать практическую психологию в Церкви.

    Тем не менее христианская психология остается пока еще новым, хотя и стремительно осваиваемым явлением в жизни Церкви. И главный вопрос, которым необходимо задаться, это следующий: святоотеческое учение о человеке и путях его спасения и так называемая православная психология говорят об одном и том же, хотя бы и разным языком, или говорят о разном?

    В своей книге «Нашествие» о. Иоанн (Адливанкин), сотрудник Душепопечительского центра святого Иоанна Кронштадского, по этому поводу пишет следующее: «На пути к Церкви определенным образом ориентированная психология может и нередко оказывает существенную помощь ищущей личности. Для человека же церковного «то же самое» часто является камнем преткновения и соблазна. В первую очередь именно потому, что концентрирует слишком много внимания на собственной “psyche” (душе). Ведь психология — наука сугубо эгоцентричная по самой своей природе. Это рассуждения эго, устремленные к эго и посвященные эго. При этом выстроенные в систему. Да, психология помогает человеку “познать себя”, но ведь там “в себе” — двое: Я и Бог. И порой очень трудно различимые. Здоровое религиозное сознание способно преодолеть эту эгоцентричность, придав ей иное направление, но преодолеть жестко выстроенную психологическую систему, уже войдя в нее, — далеко не просто. Да и бессмысленно ее “преодолевать”, если Церковь предлагает кардинально противоположные решения жизненных проблем. И их основа именно в том, чтобы выйти за пределы юрисдикции собственного “Я”, выйти из под власти довлеющего эго, понять его несостоятельность и прибегнуть к иной, Высшей силе, обнаружить ее в себе и в мире и довериться ее водительству — но только под церковным кровом»[1].

    Для желающих основательнее разобраться в вопросе уместности использования практической психологии в Православной Церкви, предлагаем видеозапись двух конференций, прошедших в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре под названием «Место практической психологии и психотерапии в пастырском и душепопечительском служении Православной Церкви». В этих конференциях принимают участие священнослужители, представители научной и практической психологии. Активный участник этих конференций — о. Иоанн (Адливанкин).

 Первая конференция

Вторая конференция

 

СНОСКИ:

[1]     Адливанкин Изяслав. Нашествие. В окружении сект и оккультизма. Минск, 2001. С. 370. В электронном варианте с этой полезной книгой можно познакомиться по ссылке:

«Яндекс диск»