«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

О неношении женщинами брюк

    Автор: преподобный Паисий Святогорец.

    Сегодня можно услышать много оправданий тому, почему женщины-христианки ходят в брюках: «так удобнее», «так теплее», «это женские брюки, а не мужские» и т. д. Последние годы все чаще можно не только на улице, но уже и в самих храмах увидеть женщин, не просто зашедших, но пришедших в брюках на богослужение и участие в таинствах.

     Дух времени приучает нас к толерантности, к тому, чтобы быть терпимым к разного рода новшествам и иным точкам зрения. Однако в вопросе внешнего вида, как и во всяком другом вопросе, необходимо учиться отделять зерна от плевел. Одно дело — с терпением и снисхождением отнестись к самому человеку, который одевается нескромно, нетрадиционно и не к месту, другое дело — иметь правильную позицию о том, как правильно и неправильно одеваться (или делать еще что-то). К сожалению, дух времени желает подчинить себе и второе: смешать в людях представление о должном и недолжном, правильном и неправильном, сведя все только к делу вкуса и желания: нравится — не нравится, хочется — не хочется.

***

    Что говорят святые о внешнем виде женщины? Приведем вам позицию не древнего, а современного святого (что важно) о ношении женщинами брюк. Преподобный Паисий Святогорец в своих беседах по этому поводу твердо  говорил следующее:

    – Геронда, как нам относиться к женщинам, которые приходят в монастырь в брюках? Они часто говорят, что брюки не только удобнее, но и скромнее, чем короткие юбки.

    – Нынешние женщины одеваются или в мини-юбки или в брюки! Выбирают одно из двух! В то время как в Ветхом Завете об этом сказано совершенно ясно и еще с какими подробностями! «Мужчине непозволительно одеваться в женское платье, а женщине – в мужское» (Втор. 22:5). Это закон. Но и помимо закона, одевать на себя одежду противоположного пола – непристойно. Мужчин, которые надевают юбки, гораздо меньше, чем женщин, которые носят брюки.

    – Однако женщины, работающие на полях, говорят, что свободно двигаться во время работы они могут только в брюках.

     – Это все отговорки.

     – Геронда, а матери говорят, что девочки носят брюки, чтобы не простудиться.

      Разве нельзя придумать ничего другого? Что, нет длинных колготок? Вот пусть и носят длинные колготки, чтобы не простудиться. Можно выйти из любого затруднения – было бы желание.

     – Геронда, что делать, когда в монастырь приезжают какие-нибудь официальные лица, а с ними женщина в брюках?

     – Вы им объясняйте. Спросите их, хотят ли они, чтобы вы пошли ради них на уступку, нарушили заведенный порядок и в монастыре творилось бесчинство?

      – Однажды, Геронда, приехали тридцать преподавательниц в брюках и мы пропустили их в обитель.

      – Вот и плохо, не надо было этого делать. Надо было им сказать: «Извините, у нас в монастыре такое правило: женщинам в брюках вход запрещен». А то после они поедут и в другие монастыри, там будут говорить, что в такую-то обитель их пропустили в брюках. Вы, не желая их компрометировать, сделали им снисхождение, а они потом скомпрометируют вас. Повесьте на воротах табличку с соответствующим отрывком из Ветхого Завета. Сшейте полсотни юбок и мягко, по-доброму предлагайте их женщинам в брюках или коротком платье, которые, не зная о монастырских порядках, приезжают к вам в первый раз.

      – Геронда, а как быть, когда приезжают учащиеся старших классов и все девочки одеты в брюки?

     – Вынесите им угощение за ворота. Это заставит их задуматься. Или если они заранее сообщают вам о своем приезде, предупредите их по телефону: «Пожалуйста, пусть учительницы и ученицы будут одеты не в брюки». Так они поймут, что надо отнестись к монастырю с почтением. Здесь не приход. На приходе священник должен просвещать женщин, чтобы они поняли, почему им нельзя носить брюки и привели себя в божеский вид. А если иной раз в его храм придут женщины в брюках из другого прихода, то он должен что-то придумать. Церковь – мать, а не мачеха.

      – Геронда, однако, многие говорят: «Поступая с такой строгостью, вы отгоняете людей от Церкви».

     – Но раз в Ветхом Завете есть заповедь от Бога, запрещающая женщинам надевать мужскую одежду, то что им еще нужно? Но они, видишь ли, рассуждают: «Почему женщина не может носить брюки? Почему в приходские советы не могут входить атеисты – ведь Церковь и народ – это одно и то же?» Но таким образом судьба Церкви будет зависеть от решения безбожников! Вот и превратят храмы в библиотеки, склады и тому подобное, раз они ко всему подходят со своим «почему». И что ты тут скажешь?

     В монастырях не нужно терпеть и раздетых туристов. Нечего оправдываться тем, что на собранные с туристов деньги монастырь будет одевать бедняков – это уловка лукавого, который стремится сделать монаха чуждым Божиих благословений и превратить его в мирского человека. Напротив, действительное устранение монаха от мира, совершаемое ради Христа, делает его богатым добродетелями.

       – Геронда, в монастыре Стомион Вы были вынуждены вешать соответствующие объявления для туристов?

      – Да, я развесил дощечки-объявления. Одна со словами «Добро пожаловать» была у входа в монастырь. Еще две висели пониже, в двадцати минутах ходьбы от обители. На одной было написано: «В одеждах неблагопристойных – на речку» и стояла стрелочка, указывающая к реке. На другой было: «В одеждах благопристойных – к священной обители» и стрелочка-указатель к монастырю. Правда, хорошо написал?

     – Геронда, а что нам делать летом? В это время года многие женщины приходят в обитель с открытой спиной.

    – Э, сшейте какие-нибудь попоны – закрывать им спину. Так они поймут, что надо с уважением относиться к месту, в которое они пришли.

 

    Полный текст книги преподобного Паисия Святогорца «Слово. Том I. С болью и любовью о современном человеке.» можно прочитать по ссылке: сайт «Азбука веры.ру»