«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

О важности церковных молитв

     

Автор:  священномученик Сергий Мечёв.

     От священномученика протоиерея Сергия Мечёва — замечательного проповедника двадцатого столетия, пастыря доброго, мученика за веру, сына известного московского старца в миру святого праведного Алексия Мечёва, среди его наследия сохранились три беседы о молитве. Особенное внимание в них он уделил изучению святоотеческого опыта в деле молитвы.

 

    В первой беседе говорится о необходимости молитвы, о пользе молитвы, о радости пребывания в молитве и об упорном труде молитвы, о смирении на этом пути и о необходимости учиться молитве.

   Беседа вторая говорит о подготовки к молитве, о непрестанном пребывании в молитве, о благообразном молчании и об охранении себя от страстей после молитвы. Отец Сергий четко объясняет, как мы должны работать над молитвою: постоянно пребывать с Богом, встав на молитву, отложить «всякое земное попечение» и охранять себя от гнева после молитвы.

       В третьей беседе говорится о том, что молитва – это путь духовного возрастания, и этот путь должен освещаться опытом Святых Отцов, что следует сначала научиться молиться с помощью молитвы «совершенных», а потом можно и о своем просить. Необходимо всякое изучаемое слово проверить на собственном опыте, творить святоотеческий опыт для себя заново.

       В этих беседах он, в частности, говорит о церковных молитвах, составленных Святыми Отцами – их важности, учебном характере для нас.

***

         «Возникает вопрос, молиться ли нам по святоотеческому опыту, теми молитвами, которые составили подвижники, или учиться самим их слагать и начинать этот путь заново.

         Нам уже ясно, что тем, кто хочет бороться за Царство Христово, нужно в жизни своей следовать опыту Святых Отцов, учиться на основании того опыта, который оставлен предшественниками. Собственное творчество этим не уничтожается, но, напротив, еще более выявляется, делается более совершенным. Вот почему Святая Церковь указывает молиться теми молитвами, которыми молились святые подвижники. И даже из молитвенного опыта Святых Отцов она принимает далеко не все, выбирая наилучшее из лучшего. Так, из многочисленных молитв Симеона Нового Богослова взяты для употребления только две…

         Святые Отцы говорят, что устроение наше выявляется в молитве – молитва есть зеркало духовного возрастания. Если я в течение всей своей жизни буду бороться с собой и если постоянно буду стремиться претворять в своей жизни и в этой борьбе святоотеческий опыт, как же в молитву, в высший момент этой борьбы я внесу все то, что есть в душе моей, со всем скверным и нечистым? Разве не должен я приобщаться к молитве совершенных? В словах ее заключен весь тот святоотеческий подвижнический опыт, который мы стараемся провести в жизнь. Начав молиться сам, ежедневно возносить к Богу свою собственную не очищенную еще душу, не стану ли я не самоотречением заниматься, а самоутверждением – утверждением себя именно в той «воле плотской жизни», от которой требуется отречься? И такие люди не только не отрекаются от себя, но еще и другим себя навязывают, стараются увлечь их за собою в импровизированной молитве. Не есть ли это дьявольская работа? Разве не настроенный инструмент может издавать правильные звуки?

         Для нас этот вопрос должен освещаться опытом Святых Отцов. Они говорят, что следует прежде научиться молиться с помощью молитвы совершенных, а потом можно и о своем просить. Если Церковь есть Тело Христово, то отнюдь нельзя считать, что мы постоянно находимся в Церкви, ведь грех отсекает нас от нее, но мы снова приобщаемся к ней через таинства покаяния и причащения.

         Входя в храм, мы слышим молитву, написанную одним из Святых Отцов (а ведь не все молитвы святых отцов вошли в церковный обиход, но только лучшие из них), при этом мы знаем, что единственные подлинные члены Тела Христова суть святые. В церковном богослужении участвуем не только мы, но и Церковь Небесная, и даже, главным образом , она, потому что, кто знает, не отсечены ли мы от Церкви. Молитва совершенных поднимает нас, ибо она есть подлинный духовный опыт, и именно в ней больше всего выявляется духовное устроение душ святых. Отсюда понятно, что мы должны ко всему этому относиться так же, как ученый к тому, что сделано до него в науке. Только восприняв все это и проведя сквозь свой опыт, может он успешно работать дальше.

         В Церкви, в религии действует тот же закон, что и во всей остальной жизни. Ведь молиться святоотеческой молитвой не означает вовсе оставить свое собственное творчество, но надо школу пройти. Впрочем, в школе можно самому пробовать свои силы, школа возвышает нас. Вне этой школы не может быть ничего. И если мы применяем святоотеческий опыт в жизни своей, то как же не применять его в молитве? Когда мы говорим о святоотеческом опыте, то должны в первую очередь иметь в виду молитвенный опыт подвижников, ибо в молитве заключается и более всего выявляется опыт святых отцов. Бог помогает нам прежде всего в молитве. Он Сам открывается в ней.

         Молитва есть выявление самой души. Наше счастье, что есть у нас святоотеческая молитва – молитва истинных членов Тела Христова: ведь молясь ею, мы молимся с ними. Церковная молитва дорога нам потому, что в храме мы молимся вместе с Небесной Церковью.

         Литургия, пресуществление Даров, совершается не по личной заслуге священника и присутствующих верующих, но по молитвам членов Церкви Небесной и за них. В произносимой священником молитве: «Еще приносим Ти словесную сию службу…» – Церковь молится о всех людях, о грешниках, и праведниках, и святых, и заключает эту молитву возгласом: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Помните – «Да молчит всякая плоть человеча», «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат»? Если так воспринимать церковную молитву, то понятно становится, почему она действенна: здесь молятся с нами святые угодники Божии. Но и дома, когда вы молитесь одни и читаете молитвы Василия Великого, Макария Великого и других подвижников, вы всё же не одиноки, не одни молитесь – они молятся вместе с вами. Это великое счастье – ведь их нет сейчас на земле, а мы имеем величайшую благодать молиться вместе с ними. Наше обычное отношение к церковной молитве есть плод нашей интеллигентской поверхностности в отношении к Церкви. «Нас всех бы в школу отдать не мешало», как говорит Мефистофель у Гете, только не в ту, о которой он говорит, а в святоотеческую». 

 

         Беседы о молитве основаны на глубинном прочтении святоотеческих трудов и озарены пламенной любовью отца Сергия к Церкви, его вдохновенные слова помогут каждому, кто ищет не поверхностного, а истинного пути ко Христу.

         Рекомендуем Вам полностью познакомиться с этими беседами:

         сайт «Азбука.ру»