В статье приведены результаты исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения о православных россиянах в 2017 году. Тематика опросов: 1).Прибытие мощей Николая Чудотворца в Россию; 2).Хулиганская акция в храме блогера Р. Соколовского (т.н. «ловля покемонов»); 3). Праздник Пасхи Христовой.
***
1.Мощи Николая Чудотворца: первая неделя в России.
26 мая 2017 г. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики).

Коротко о главном:
По данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», поклониться мощам Николая Чудотворца, привезенным в Россию, хотели бы почти три четверти россиян.
О привезенных в Храм Христа Спасителя мощах Николая Чудотворца уже известно 81% россиян
Хотели бы поклониться святыне 72% наших сограждан
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного прибытию в Россию мощей Николая Чудотворца.
Прибытие мощей Николая Чудотворца в Россию (реликвию доставили в Москву из итальянского города Бари 21 мая с.г., она вывезена за границу впервые за 900 с лишним лет) стало значимым событием в масштабах страны. О нем знают более трех четвертей наших сограждан (81%), в т.ч. 52% — хорошо знают о событии – по данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», проведенного в первую неделю поклонения мощам.
Желание приложиться к мощам Николая Угодника выразили более двух третей респондентов (72%), а среди представителей отдельных групп эта доля превысила 80%: женщины – 81%, люди в возрасте 60 лет и старше – 82%, последователи православия – 87%. У Святителя Николая хотят в первую очередь попросить здоровья, помощи в личных делах и мира.
В целом прецеденты вывоза реликвий и мощей святых из других стран для поклонения верующими в нашем обществе воспринимаются с одобрением и пониманием: поддерживают подобные инициативы 83% россиян, против – только 11%, последние, как правило, говорят, что святыни не нужно тревожить, перевозя из одного места в другое. Главным аргументом сторонников является тот факт, что святыни станут более доступны для тех, кто по тем или иным причинам не может выехать за границу.
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 23-24 мая 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Данные опроса комментирует руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов: «В данном случае мы можем говорить о событии огромного значения для православных, всего российского общества. Интерес и уважительное отношение свидетельствуют не только о степени воцерквленности россиян, но и стремлении к объединению вокруг ценностей, лежащих в основе христианского учения. Поклонение мощам – это проявление уважения к духовному подвигу святого и обращение в надежде на помощь. Очевидно, это событие станет одним из самых значимых в этом году».
С понедельника в Москве в Храме Христа Спасителя для поклонения выставляются мощи святителя Николая Чудотворца. Вы лично слышали об этом или слышите в первый раз? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Хорошо знаю об этом | 52 | 9 | 35 | 56 | 61 | 74 |
Что-то слышал, но подробностей не знаю | 29 | 40 | 32 | 26 | 32 | 23 |
В первый раз слышу об этом | 18 | 51 | 33 | 18 | 6 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Вы хотели бы поклониться мощам Николая Чудотворца или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | Москва и Санкт-Петербург | Города-миллионники | Более 500 тыс. жителей | 100–500 тыс. | Менее 100 тыс. | Сёла | |
Скорее хотел бы | 72 | 61 | 70 | 71 | 71 | 77 | 77 |
Скорее не хотел бы | 26 | 36 | 29 | 27 | 28 | 21 | 21 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Если Вы хотите увидеть мощи Николая Чудотворца, то зачем? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто хотел бы поклониться мощам Николая Чудотворца)
Все опрошенные | |
Попросить здоровья / избавиться от болезней | 23 |
Верю в святыни / Бога / Почитаемый святой | 18 |
Мира в жизни и в стране | 11 |
Попросить о личном / о помощи | 10 |
Православный / воцерквленный / христианин | 10 |
Благополучия попросить | 10 |
Для души / душевного спокойствия / очищения души | 7 |
Поклониться / приложиться к мощам / поблагодарить | 4 |
Помогает людям | 3 |
Верю в чудо / надежда на лучшее | 2 |
Покровитель | 2 |
Благословение / благодать получить | 1 |
Дань уважения | 1 |
Для себя и семьи | 1 |
Любопытство / интерес | 1 |
Свои цели / хочу | 1 |
Нет возможности съездить в святую землю | 1 |
Другое | 2 |
Затрудняюсь ответить | 15 |
В целом как Вы относитесь к тому, что святые реликвии, мощи святых привозят из-за границы для поклонения верующим? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | Последователи православия | Последователи ислама | Последователи другой религии | Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием | |
Полностью положительно | 54 | 62 | 32 | 58 | 23 |
Скорее положительно | 29 | 27 | 32 | 13 | 35 |
Скорее отрицательно | 7 | 4 | 16 | 4 | 19 |
Полностью отрицательно | 4 | 3 | 7 | 25 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 4 | 13 | 0 | 16 |
Почему Вы относитесь положительно к тому, что святые реликвии, мощи святых привозят на поклонение верующим? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто высказался положительно)
Все опрошенные | |
Много верующих /многие смогут поклониться (не надо ехать в другую страну) | 69 |
Придает сил, воодушевляет, усиление веры | 6 |
Помогают людям | 3 |
Сплочение людей разных стран | 3 |
Не вижу ничего плохого | 3 |
Люди должны знать святых и историю | 2 |
Исцеление, улучшение здоровья | 1 |
Личное дело каждого | 1 |
Другое | 4 |
Затрудняюсь ответить | 15 |
Почему Вы относитесь отрицательно к тому, что святые реликвии, мощи святых привозят на поклонение верующим? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто высказался отрицательно)
Все опрошенные | |
Не надо беспокоить святыни и перевозить их / упокоить мощи | 34 |
Атеист | 10 |
Резко негативные высказывания («профанация» и др.) | 10 |
В стране должны быть свои святые | 9 |
Не верю в силу мощей | 6 |
Церковь делает деньги / большие затраты государства | 5 |
Каждый решит для себя сам | 3 |
Отвлекает от проблем в стране | 2 |
Популяризация религии | 1 |
Другое | 8 |
Затрудняюсь ответить | 22 |
***
2.Акция Руслана Соколовского (так называемая «ловля покемонов»: ребячество или злостное хулиганство?
25 мая 2017 г. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики).
Коротко о главном:
По данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», об инциденте с ловлей покемонов в храме слышали более половины россиян. В оценках судебного приговора мнения наших сограждан разошлись.
Об акции блогера Соколовского в храме Екатеринбурга слышали 58% россиян
3,5 года условно треть граждан (36%) считает наказанием, соответствующим содеянному, 20% — слишком жестким приговором, 16% — мягким
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного изучению реакции общества на инцидент с игрой в ловлю покемонов в храме, а также оценкам приговора.
Инцидент с игрой в Pokemon Go в одном из храмов Екатеринбурга, связанный с именем Руслана Соколовского, получил довольно широкую известность в обществе: о нем слышали 58% россиян, однако в курсе деталей только 15%.
Около трети наших сограждан (34%) расценивают произошедшее как святотатство (последователи православия придерживаются данной точки зрения заметно чаще, чем неверующие: 38% против 21%). Четверть опрошенных квалифицирует акцию блогера Соколовского как правонарушение, в т.ч. 11% — как мелкое хулиганство, 14% — как преступление, предполагающее уголовное наказание. Остальные же дают более мягкие оценки: 18% называют поступок молодого человека «самопиаром», 16% — ребячеством (среди атеистов и агностиков – 26%).
Подавляющее большинство опрошенных уверены, что Соколовский в той или иной форме заслуживает наказания, однако сами предлагают скорее мягкие варианты. Так, каждый третий (32%) высказался за общественные работы, каждый пятый (19%) – за штраф. Лишение свободы на 15 суток назвали 5% респондентов, тюремный срок – почти каждый десятый, в т.ч. 7% — реальный, 5% — условный.
Вынесенный судом приговор (3,5 года лишения свободы условно) одни сочли слишком суровым (20%), другие, напротив, недостаточно жестким (16%), однако чаще (36%) звучали слова об адекватности судебного решения (40% среди православных против 25% среди неверующих). Для сравнения, после вынесения приговора скандально известной группе «Pussy Riot» о суровости наказания россияне говорили существено чаще. Заметна и доля тех, кто полагает, что данный случай в принципе не должен был разбираться в суде (17%).
Данные опроса комментирует руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов: «Запрос на уважение, который все сильнее звучит в нашем обществе, очевидно, определил отношение к поступку Руслана Соколовского и судебному решению: поступок неприемлем, а наказание должно быть не карающим, а воспитывающим. Важно, что большинство не готово снисходительно относиться к подобным деяниям, расценивая их, к примеру, как проявление ребячества. Это формирует общественную рамку правил поведения. Можно предположить, что реакция общества на нарушение этих правил, а также принципа уважения будет только ужесточаться».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 16-18 мая 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Вы лично знаете, слышали или сейчас впервые слышите об акции блогера Соколовского в Екатеринбурге, когда молодой человек играл в храме в компьютерную игру, ловил «покемонов»? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Мне хорошо об этом известно | 15 | 19 | 13 | 13 | 17 | 17 |
Что-то слышал, но подробностей не знаю | 43 | 44 | 38 | 47 | 43 | 44 |
Впервые слышу | 41 | 37 | 49 | 39 | 40 | 38 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
В августе 2016 года блогер Руслан Соколовский выложил ролик, в котором он играет в игру Pokemon Go (Покемон Гоу) в Храме-на-Крови в Екатеринбурге. Соколовский решил узнать, является ли «ловля покемонов» в церквях оскорблением чувств верующих. Действия Соколовского получили неоднозначную оценку в обществе. Одни расценивают их как хулиганство. Другие – как оскорбление чувств верующих. Третьи – как ребячество, детскую игру в неподходящем месте. А какая из оценок этого события ближе лично Вам? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | Последователи православия | Последователи ислама | Последователи другой религии | Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием | |
Святотатство, оскорбление чувств верующих | 34 | 38 | 30 | 28 | 21 |
Пиар, попытка прославиться, привлечь к себе внимание | 18 | 17 | 21 | 14 | 23 |
Ребячество, детская игра в неподходящем месте | 16 | 13 | 20 | 38 | 26 |
Злостное хулиганство, преступление, предполагающее уголовное наказание | 14 | 16 | 7 | 0 | 8 |
Мелкое хулиганство, проступок, административное правонарушение | 11 | 11 | 12 | 17 | 15 |
Другое | 3 | 2 | 4 | 0 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 3 | 6 | 3 | 3 |
Как Вы считаете, стоит ли каким-либо образом наказать Соколовского за эти действия? И если да, то какого наказания он заслуживает, по Вашему мнению? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | Последователи православия | Последователи ислама | Последователи другой религии | Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием | |
Исправительные общественные работы | 32 | 34 | 30 | 10 | 28 |
Штраф | 19 | 18 | 23 | 41 | 20 |
Общественное осуждение | 8 | 8 | 9 | 14 | 9 |
Реальный тюремный срок | 7 | 9 | 4 | 0 | 3 |
Арест на 15 суток | 5 | 5 | 7 | 3 | 2 |
Условный тюремный срок | 5 | 6 | 2 | 0 | 3 |
Предание анафеме (отлучение от церкви) | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Наказывать не нужно | 8 | 6 | 7 | 21 | 18 |
Другое | 6 | 5 | 7 | 4 | 8 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 7 | 8 | 4 | 7 |
По итогам судебного процесса Руслана Соколовского приговорили к трем с половиной годам лишения свободы условно. Как Вы оцениваете приговор, вынесенный судом Соколовскому? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | Последователи православия | Последователи ислама | Последователи другой религии | Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием | |
Приговор слишком суровый | 20 | 18 | 22 | 59 | 22 |
Приговор соответствует содеянному им | 36 | 40 | 32 | 24 | 25 |
Приговор слишком мягкий | 16 | 18 | 16 | 3 | 10 |
Его вообще не надо было судить | 17 | 13 | 19 | 14 | 30 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 11 | 11 | 0 | 13 |
***
3.Пасха Христова.
14 апреля 2017 г. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики).
Коротко о главном:

Полностью Великий Пост в еде соблюдают 4% россиян, частично – 22%
52% граждан к Пасхе планируют приготовить традиционные блюда, 26% — освятить их в церкви
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного празднику Пасхи.
Правила воздержания в еде в течение всего Великого Поста полностью или частично соблюдают 26% россиян (в этом году данный показатель достиг максимума за всю историю измерений), еще 3% постятся в последнюю неделю перед Пасхой. Среди последователей православия (75% по выборке) постятся, включая тех, кто соблюдает ограничения только в последнюю неделю, 35%. Обычный режим питания сохраняют 69% наших сограждан.
Однако понятие «поста» в сознании россиян связано не только с очищением организма, но, даже в большей степени, с духовными ценностями. Так, для 23% опрошенных пост – это духовное очищение, для 6% — приближение к Богу, еще для 6% это время воздержания от плохих мыслей и действий, для 4% — посещение храма, молитвы и т.д. В то же время с постом ассоциируется ограничение в пище (17%), очищение организма в целом (10%), воздержание от любых излишеств (7%) и др.
Те или иные традиции, связанные с празднованием Пасхи, в последние 12 лет соблюдает большинство россиян. В 2017 г., по данным ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник», 52% опрошенных будут готовить куличи, пасху, красить яйца, 26% — освящать их в церкви. Около половины опрошенных (46%) отправятся в гости или примут родных и близких у себя, 10% преподнесут им подарки. Ко всенощной в пасхальную ночь планируют пойти 9% опрошенных (среди относящих себя к православным – 11%).
Данные опроса комментирует руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин: «Пасха для россиян стоит в ряду наиболее отмечаемых как светских, так и религиозных праздников. По отношению к предыдущим годам в первую очередь обращают на себя внимание следующие тенденции: если количество тех, кто старается максимально близко к канонам Православия провести эти дни существенно не изменилось, то аудитория тех, кто в первый раз частично решил приобщиться к православным практикам заметно возросла. В этой связи необходимо понимать, что Православие является сильным маркером самоидентификации с тем, что в случае с россиянами можно обозначить понятием Русский мир и в социальном плане это в первую очередь означает возрастающий запрос на самоотнесение себя к нему».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 10-11 апреля 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1200 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. В 1998-2015 гг. были проведены квартирные опросы.
Идет Великий Пост, предшествующий Пасхе. Соблюдаете ли Вы его, и если да, то в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ, %)
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2002 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2015 г. | 2017 г. | |
Сохраняю обычный режим питания | 79 | 80 | 82 | 76 | 83 | 70 | 83 | 75 | 77 | 69 |
Собираюсь поститься последнюю неделю | 5 | 2 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 3 |
Частично соблюдаю пост | 11 | 14 | 10 | 15 | 9 | 15 | 9 | 13 | 9 | 22 |
Полностью соблюдаю пост | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 6 | 2 | 4 | 3 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 5 | 2 |
Идет Великий Пост, предшествующий Пасхе. Соблюдаете ли Вы его, и если да, то в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | Последователи православия | |
Сохраняю обычный режим питания | 69 | 64 |
Собираюсь поститься последнюю неделю | 3 | 4 |
Частично соблюдаю пост | 22 | 27 |
Полностью соблюдаю пост | 4 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 |
А что для Вас означает пост? (открытый вопрос, любое число ответов, %)
Все опрошенные | Последователи православия | |
Духовное очищение | 23 | 26 |
Самоограничение в пище, диета | 17 | 16 |
Очищение организма от вредных веществ, которые мы обычно потребляем | 10 | 11 |
Воздержание от любых излишеств | 7 | 8 |
Вера в Бога, приближение к Богу | 6 | 6 |
Воздержание от плохих дел, слов, мыслей | 6 | 8 |
Посещение храма, церковных служб, молитвы | 4 | 4 |
Это православный праздник, преддверие праздника | 3 | 4 |
Делать добрые дела, хорошо относиться к окружающим | 3 | 3 |
Это традиция, ритуал | 2 | 2 |
Время поразмыслить о своей жизни | 2 | 2 |
Не грешить | 2 | 2 |
Отказ от употребления алкоголя, курения, других вредных привычек | 1 | 1 |
Вести здоровый образ жизни | 1 | 1 |
Придерживаться заповедей, жить по церковным канонам | 1 | 2 |
Ничего | 7 | 4 |
Другое | 1 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 20 | 18 |
Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)
2005 г. | 2009 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2017 г. | |
Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи) | 46 | 64 | 67 | 68 | 64 | 52 |
Буду принимать гостей, сам пойду в гости | 23 | 38 | 39 | 38 | 41 | 46 |
Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви | 14 | 27 | 29 | 32 | 30 | 26 |
Поеду на кладбище | 11 | 29 | 25 | 20 | 24 | 23 |
Буду делать подарки близким | 1 | 7 | 6 | 11 | 10 | 10 |
Пойду ко всенощной | 3 | 8 | 9 | 8 | 8 | 9 |
Другое | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 11 |
Не буду праздновать Пасху | 12 | 12 | 9 | 10 | 11 | 13 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 1 |
Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать? (закрытый вопрос, любое число ответов, %)
Все опрошенные | Последователи православия | |
Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи) | 52 | 59 |
Буду принимать гостей, сам пойду в гости | 46 | 52 |
Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви | 26 | 31 |
Поеду на кладбище | 23 | 25 |
Буду делать подарки близким | 10 | 12 |
Пойду ко всенощной | 9 | 11 |
Другое | 11 | 11 |
Не буду праздновать Пасху | 13 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 |