В статье приведены результаты исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения о православных россиянах в 2015 году. Тематика опросов: 1).Оскорбление чувств верующих; 2). Роль религии в обществе; 3). Роль Церкви в обществе; 4).Великий пост; 5). Паломничество по святым местам.
***
1. Отношение граждан России к оскорблению чувств верующих.
13 августа 2015. Источник: сайт»ВЦИОМ.ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики)
Коротко о главном:
24% опрошенных лично сталкивались со случаями оскорбления чувств верующих, 73% — нет
68% респондентов считают главенствующим принцип вежливости и политкорректности, 27% — право на свободу слова
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, что важнее – забота о чувствах верующих или право на свободу слова и творческого самовыражения.
Становиться свидетелями случаев действий или высказываний, задевающих чувства верующих, приходилось 24% опрошенных (среди православных – 24%, среди неверующих – 16%). Оскорбительным считают прежде всего определенные высказывания в адрес верующих, богохульство, насмешки, а также неверие, осквернение святынь и т.д.
Наши сограждане ставят чувства верующих превыше свободы слова. Большинство респондентов (68%) убеждены – всем гражданам необходимо руководствоваться в первую очередь принципами политкорректности и вежливости, а не правом на свободу слова. Обратного мнения придерживаются 27% опрошенных (39% среди 18-24-летних, 37% среди малообразованных, 37% среди неверующих).
Две трети россиян (67%) также полагают, что создатели художественных произведений (книг, картин, кинолент) не должны своими творениями как-либо задевать чувства верующих. Данную точку зрения существенно чаще разделяют представители старшего поколения (77% старше 60 лет), последователи православия (70%) и других религий (71%), нежели молодежь (53% от 18 до 24 лет) и атеисты (57%). Напротив, 28% говорят о главенстве свободы самовыражения и считают любые ограничения для деятелей культуры и искусства недопустимыми.
Комментируя результаты исследования, Алексей Фирсов, директор по коммуникациям ВЦИОМ, отметил: «Более двух третей граждан полагают, что защищенность чувств верующих важнее свободы самовыражения. Такой показатель является адекватным критерием мягко-традиционалистского общества, оберегающего свои базовые ценности. Характерно, что по другим нашим опросам точно такая же цифра (те же 68%) — доля респондентов, считающих себя приобщенными к той или иной вере. Можно предположить значительное пересечение этих групп. При этом регулярно практикующих верующих (посещающих службы не менее 1 раза в месяц) насчитывается всего 10%. Таким образом, у традиционных религий есть значительный ресурс пассивной поддержки. Интересно также, что с практическими проявлениями оскорбления чувств верующих сталкивалось всего около четверти опрошенных. Это говорит и об отсутствии четких критериев (что считать таким оскорблением), и о сдержанности общественных проявлений в этом вопросе, но и о том, что такие резонансные события прошлого, как выступление Pussy Riot, не оставили глубокого следа в общественном сознании».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 4-5 апреля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Вам приходилось сталкиваться с оскорблением чувств верующих или нет? И если приходилось, то как часто? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | Последователи православия | Последователи другой религии | Неверующие, колеблющиеся между верой и неверием | |
Сталкиваюсь с оскорблением чувств верующих почти каждый день | 1 | 1 | 1 | 0 |
Сталкиваюсь с оскорблением чувств верующих несколько раз в месяц | 4 | 4 | 10 | 1 |
Сталкиваюсь с оскорблением чувств верующих несколько раз в год | 8 | 8 | 13 | 3 |
1-2 раза сталкивался с оскорблением чувств верующих | 11 | 11 | 16 | 12 |
Не сталкивался с оскорблением чувств верующих | 73 | 72 | 60 | 83 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 4 | 1 | 2 |
На Ваш взгляд, что оскорбляет чувства верующих? Приведите, пожалуйста, примеры (открытый вопрос, любое число ответов, %)
Все опрошенные | |
Оскорбительные высказывания | 11 |
Неверие | 5 |
Насмешки | 5 |
Богохульство | 4 |
Проявление неуважения | 4 |
Осквернение | 4 |
Вандализм | 3 |
Карикатуры | 3 |
Навязывание других религий | 2 |
Акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя | 2 |
Нетерпимость к другим конфессиям | 2 |
Несоблюдение религиозных норм | 2 |
Карикатуры в журнале Charlie Hebdo | 1 |
Постановка «Тангейзер» в новосибирском театре оперы | 1 |
Ущемление прав верующих | 1 |
Критика верующих | 1 |
Нецензурная брань | 1 |
Осквернение религиозной символики | 1 |
Секты | 1 |
Вредные привычки | 1 |
Дискриминация по национальному признаку | 1 |
Теракты | 0 |
Безразличие | 1 |
Осуждение за веру | 0 |
Все что угодно | 1 |
Ничего | 1 |
Другое | 4 |
Затрудняюсь ответить | 49 |
На Ваш взгляд, каким принципом прежде всего должен руководствоваться каждый человек в обществе — свободой слова или политкорректностью, вежливостью? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные | Образование начальное или ниже, неполное среднее образование | Среднее образование (школа или ПТУ) | Среднее специальное образование (техникум) | Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов ВУЗа), высшее | |
Важнее политкорректность и вежливость, нельзя задевать чьи-либо чувства | 68 | 56 | 66 | 69 | 70 |
Важнее свобода слова — человек может сказать все, что он хочет, даже если это заденет чьи-то чувства | 27 | 37 | 29 | 27 | 23 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 7 | 5 | 4 | 7 |
Одни люди утверждают, что у творческого человека (режиссера, художника, певца) должна быть свобода творчества и самовыражения, любые ограничения недопустимы. Другие возражают, что художественные произведения не должны оскорблять чувства верующих. С какой точкой зрения Вы в большей степени согласны? (закрытый вопрос, один ответ, %)
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
У творческого человека должна быть свобода творчества и самовыражения, любые ограничения недопустимы | 28 | 43 | 35 | 31 | 24 | 14 |
Художественные произведения не должны оскорблять чувства верующих | 67 | 53 | 61 | 66 | 71 | 77 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 3 | 4 | 3 | 5 | 9 |
***
13 августа 2015. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются верующие и неверующие – Прим. ред. рубрики)
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как изменились оценки россиян роли религии в обществе за 25 лет.
К распространению веры россияне сегодня относятся хуже, чем четверть века назад. Так, если в 1990 г. с тем, что рост религиозных убеждений пойдет на пользу обществу в целом соглашалось большинство опрошенных (61%), то сегодня – только треть (36%). Положительный эффект лично для себя ранее прогнозировали 41%, в настоящее время – 33%. Чаще эту точку зрения разделяют последователи православия и других религий, представители старшего поколения, жители Москвы и Санкт-Петербурга.
Напротив, о вреде распространения религиозных убеждений сегодня говорят значительно чаще: для общества в целом – с 5% в 1990 г. до 23% в 2015 г., для себя – с 3% до 18%, соответственно. При этом если тех, кто полагает, что это не будет играть какой-либо роли относительно социума, стало заметно больше (28% в 2015 г. против 18% в 1990 г.), то относительно самих себя – практически не изменилось (43% и 39%, соответственно).
К открытию возле дома церкви, молельного дома и т.д. респонденты относятся скорее с одобрением, если речь идет о религиозном объекте своей религии (48% одобрили бы это), однако когда речь заходит о здании для богослужений приверженцев иной веры, эта доля снижается вдвое (20%). Между последователями различных конфессий наблюдается заметное расхождение во взглядах. Православные, как и россияне в среднем, строительство церкви скорее одобряют (54%) или относятся безразлично (23%), но в отношении других религиозных учреждений настроены уже менее позитивно (20%). Последователи других конфессий также более положительно воспринимают возведение построек, предназначенных для отправления служб священнослужителями их религии (58%), но и к постройке иных храмов, церквей и т.д. относятся вполне хорошо (42%).
При этом роль религии в своей повседневной жизни в наши дни оценивают значительно выше, нежели в 1990 г.: за четверть века доля тех, кто признает, что вера поддерживает их в определенных ситуациях, выросла более чем в 2 раза: с 23% до 55% (однако среди неверующих таковых существенно меньше – 15%). И, одновременно, стало меньше тех, кто не может вспомнить случаев, когда бы религия помогла им в жизни: с 55% до 39%.
Комментируя результаты исследования, Алексей Фирсов, директор по коммуникациям ВЦИОМ, отметил: «25 лет назад население переживало бум неофитства: религиозность была не только личным убеждением, но и широкой социальной модой, связанной со снятием политических ограничений. Однако за четверть века случилось несколько существенных изменений, которые ослабили этот тренд. Во-первых, произошло значительное отслоение понятия «церковь» от понятия «веры», чего практически не было в начале 90-х. Церковь как институт встретилась с общественной критикой по ряду моментов внутрицерковной жизни. После взлета увлеченности наступил естественный период эмоционального выравнивания. При этом надо отметить и позитивный момент в опросе: в 5 раз выросла доля тех, кто признает, что религия постоянно помогает им в личной жизни. Это означает, что религия, утрачивая свои институциональные позиции, все больше становится делом частного уклада, повседневного внимания».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 11-12 июля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Чего больше — пользы или вреда — может принести распространение религиозных убеждений для нашего общества в целом (закрытый вопрос, один ответ, %)
1990 г.* | 2015 г. | |
Больше пользы | 61 | 36 |
Больше вреда | 5 | 23 |
Не будет иметь значения | 18 | 28 |
Затрудняюсь ответить | 17 | 13 |
*В 1990 г. массовый опрос проходил по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения от 16 лет, объем выборки – 766 человека
Чего больше — пользы или вреда — может принести распространение религиозных убеждений для вас лично? (закрытый вопрос, один ответ, %)
1990 г.* | 2015 г. | |
Больше пользы | 41 | 33 |
Больше вреда | 3 | 18 |
Не будет иметь значения | 43 | 39 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 10 |
Как бы вы отнеслись к тому, чтобы рядом с вашим домом открыли церковь, молельный дом чужой для Вас веры? (закрытый вопрос, один ответ, %)
1990 г.* | 2015 г. | |
Постарался бы этому воспрепятствовать | 4 | 20 |
Был бы против, но не стал бы ничего предпринимать | 9 | 23 |
Отнесся бы безразлично | 40 | 31 |
Одобрил бы сам факт открытия церкви, молельного дома | 34 | 20 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 6 |
Как бы вы отнеслись к тому, чтобы рядом с вашим домом открыли церковь, молельный дом близкой для Вас веры? (закрытый вопрос, один ответ, %)
1990 г.*, ** | 2015 г. | |
Постарался бы этому воспрепятствовать | 0 | 7 |
Был бы против, но не стал бы ничего предпринимать | 0 | 11 |
Отнесся бы безразлично | 0 | 28 |
Одобрил бы сам факт открытия церкви, молельного дома | 0 | 48 |
Затрудняюсь ответить | 0 | 6 |
** В 1990 г. данный вопрос не задавался
Помогает ли Вам религия в повседневной жизни? (закрытый вопрос, один ответ, %)
1990 г.* | 2015 г. | |
Помогает постоянно | 5 | 26 |
Такие случаи бывают | 18 | 29 |
Не припоминаю таких случаев | 55 | 39 |
Затрудняюсь ответить | 23 | 6 |
***

3. Роль Русской Православной Церкви в российском обществе.
24 июня 2015. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру»
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики)
Коротко о главном:
64% россиян поддерживают положение Конституции, закрепляющее светский характер государства
12% опрошенных полагают, что в нашей стране следует восстановить государственную религию
47% считают, что церковь сегодня верно выстраивает отношения с государством и обществом, не вмешиваясь в вопросы, ее не касающиеся
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какова роль Церкви в обществе в настоящее время, и какой она должна быть, по мнению россиян.
С 2007 г. по 2015 г. доля россиян, выступающих за сохранение конституционной нормы о светском государстве, заметно выросла: с 54% до 64%. Каждый десятый (10%) полагает, что стране все же нужна определенная религиозная составляющая (в 2007 г. таковых было 17%). Восстановление государственной религии на законодательном уровне поддерживают по-прежнему около 10% опрошенных (13% в 2007 г. и 12% в 2015 г.). Православные придерживаются данной точки зрения реже, нежели последователи других религий (13% и 19%, соответственно), однако чаще, чем неверующие (3%).
Церкви следует влиять на духовную жизнь социума, но не вмешиваться в политику – таково представление об идеальных взаимоотношениях церкви, общества и государства 47% наших сограждан. И столько же (47%) отмечают, что в настоящее время церковь верно выстраивает свои отношения с социумом, высказывая свою позицию только при необходимости и не вмешиваясь в вопросы, ее не касающиеся.
Каждый третий (32%) считает, что представителям церкви не следует как-либо вмешиваться в светскую жизнь, а заниматься проблемами веры и религии. 18% отмечают сегодня чрезмерно активное участие религиозных институтов в общественной жизни (среди атеистов – 36%, тогда как среди православных в два раза меньше – 15%). Другие же (14%), напротив, ратуют за увеличение роли церкви в решении острых социальных вопросов. При этом 18% сетуют, что ее участие в жизни страны недостаточно.
Наше общество скорее является секулярным. Более половины россиян (57%) хотят жить в стране, где религия не оказывает значимого влияния на жизнь большинства людей, а вера или неверие является частным делом каждого. Иной позиции придерживаются 34% опрошенных: они хотят, чтобы в их стране религиозные ценности играли важную роль в социальной жизни. Первую точку зрения чаще разделяют неверующие (70%), жители сел (63%), активные интернет-пользоавтели (62%), тогда как вторую – последователи православия (36%) и других религий (39%), москвичи и петербуржцы (46%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 16-17 мая 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
В Конституции РФ закреплено положение, что наша страна является светским государством, то есть религия и церковь у нас отделены от государства. Как Вы относитесь к этому положению? (закрытый вопрос, один ответ, %)
2007 г. | 2015 г. | |
Эту норму Конституции следует сохранить | 54 | 64 |
Следовало бы восстановить государственную религию, как это сделано в Греции, Великобритании, Саудовской Аравии и других | 13 | 12 |
Одной государственной религии быть не должно, но и государство не должно быть полностью светским, ему нужна определенная религиозная составляющая (как, например, в США) | 17 | 10 |
Затрудняюсь ответить | 17 | 14 |
Как, на Ваш взгляд, должны строиться отношения между церковью и обществом, государством? (закрытый вопрос, один ответ, %)
2009 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Церкви следует заниматься проблемами веры и религии, не вмешиваясь в жизнь общества и государства | 27 | 31 | 30 | 32 |
Церковь должна влиять на моральную, духовную жизнь всего общества, но не вмешиваться в политику и государственные дела | 43 | 44 | 50 | 47 |
Церковь должна активно участвовать в обсуждении и решении проблем современного общества и государства | 17 | 17 | 15 | 14 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 7 | 5 | 7 |
А как в действительности сейчас складываются отношения между церковью и обществом/государством в нашей стране? (закрытый вопрос, один ответ, %)
2012 г.* | 2015 г. | |
Церковь сегодня оказывает недостаточное влияние на жизнь общества и государства, ей следовало бы активнее участвовать в обсуждении/решении важных для страны вопросов | 23 | 18 |
Церковь сегодня строит свои отношения с обществом и государством именно так, как нужно: высказывает свою позицию, когда это действительно необходимо и не вмешивается в вопросы, ее не касающиеся | 43 | 47 |
Церковь сегодня слишком активно участвует в жизни общества, делах государства, ей следовало бы больше внимания уделять духовным, нравственным вопросам | 19 | 18 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 17 |
*В 2012 г. был задан вопрос: «А как в действительности сейчас складываются отношения между православной церковью и обществом/государством в нашей стране?»
В какой стране Вы лично хотели бы жить: в стране, где религиозные ценности играют важную роль в жизни общества — или там, где вопрос отношения к религии является частным делом и не влияет на общественную жизнь? (закрытый вопрос, один ответ, %)
2000 г. | 2015 г. | |
Определенно первое | 14 | 18 |
Скорее первое | 21 | 16 |
Скорее второе | 40 | 31 |
Определенно второе | 25 | 26 |
Затрудняюсь ответить* | 0 | 9 |
*в 2000 г. данный вариант ответа не предлагался
***
30 марта 2015. Источник: сайт «ВЦИОМ. ру
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики)
Коротко о главном:
В последнюю неделю перед Пасхой соблюдать Пост планируют 6% наших сограждан
Каждый пятый россиянин во время Великого поста не употребляет алкоголь (20%) и не использует нецензурную лексику (18%), каждый десятый отказывается от животной пищи (11%) и развлечений (11%)
23% опрошенных считают, что современный образ жизни мешает людям соблюдать Пост в полной мере.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, сколько россиян соблюдают Великий пост, каких ограничений придерживаются, и в какой степени современные условия жизни мешают придерживаться религиозных предписаний.
С конца 1990-х годов число постящихся в нашей стране изменилось незначительно: по-прежнему около трех четвертей россиян во время Великого поста сохраняют обычный режим питания (79% в 1998 г. и 77% в 2015 г.). Каждый десятый (9%) сообщает, что соблюдает Пост частично. Женщины (12%), люди пенсионного возраста (14%) и православные (11%) чаще, нежели мужчины (6%), молодежь (7%) и агностики (3%). 6% планируют поститься в последнюю неделю. Полностью придерживаются Поста только 3% наших сограждан.
Какие ограничения предполагает Великий пост, и какие из них соблюдаются на практике? Большинству респондентов известно, что необходимо отказаться от употребления животной (68%) и жирной (62%) пищи, алкоголя (62%). Однако сами постящиеся соблюдают данные предписания существенно реже: 46%, 46% и 47%, соответственно. Около половины участников опроса сказали, что не следует помышлять о дурном – 53% (среди всех опрошенных этого придерживаются 19%, среди постящихся – 38%) и сквернословить – 53% (18% и 42%, соответственно).
Кроме того, по словам 45% респондентов, нужно ограничить себя в веселье и развлечениях, однако на практике от этого отказываются только 11% всех россиян и 33% тех, кто соблюдают ограничения в еде. Еще 45% сказали, что в этот период нельзя курить, и 35% — что нужно соблюдать сексуальное воздержание. Сами не курят во время Великого поста 14% всех опрошенных и 32% постящихся. От секса воздерживаются заметно реже: 7% и 19%, соответственно.
А что же необходимо делать в период Поста, предшествующего Пасхе? Наиболее распространенным обычаем является окраска яиц: о нем известно 41%, и почти столько же соблюдают его сами – 43%. Около трети знают, что полагается ежедневно читать молитву (37%) и, хотя бы один раз, причаститься (33%): постящиеся делают это гораздо чаще, чем россияне в среднем (32% молятся и 25% совершают причастие, тогда как среди всех опрошенных – 11% и 8%, соответственно). О том, что в эти дни непременно полагается подавать милостыню, сказал 31% опрошенных. Делают подаяния 17% всех респондентов и 33% тех, кто соблюдают Пост в еде.
Большинство респондентов (67%) уверены – ничто не может помешать человеку соблюдать Пост, если у него есть к этому истинное стремление. Иного мнения придерживается четверть опрошенных (23%) – они полагают, что современные условия жизни зачастую не позволяют в полной мере придерживаться необходимых ограничений.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 21-22 марта 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Идет Великий Пост, предшествующий Пасхе. Соблюдаете ли Вы его, и если да, то в какой мере? (закрытый вопрос, один ответ)
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2002 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2015 г. | |
Сохраняю обычный режим питания | 79 | 80 | 82 | 76 | 83 | 70 | 83 | 75 | 77 |
Собираюсь поститься последнюю неделю | 5 | 2 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 |
Частично соблюдаю пост | 11 | 14 | 10 | 15 | 9 | 15 | 9 | 13 | 9 |
Полностью соблюдаю пост | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 6 | 2 | 4 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | 3 | 3 | 5 |
Какие ограничения и действия предполагает, по Вашему мнению, Великий пост? (закрытый вопрос, любое число ответов)
2011 г. | 2015 г. | |
Отказ от животной пищи (мясного, молочного и т.д.) | 74 | 68 |
Отказ от употребления алкоголя | 57 | 62 |
Отказ от жирной пищи | 57 | 62 |
Отказ от дурных мыслей | 45 | 53 |
Отказ от употребления нецензурной лексики | 45 | 53 |
Отказ от веселья, развлечений | 34 | 45 |
Отказ от курения | 31 | 45 |
Окрашивание яиц на пасху | 25 | 41 |
Ежедневная молитва | 30 | 37 |
Отказ от секса | 26 | 35 |
Причастие | 25 | 33 |
Подача милостыни | 21 | 31 |
Другое | 1 | 1 |
Затрудняюсь ответить | 13 | 12 |
Что из перечисленного Вы лично делаете во время Великого поста? (закрытый вопрос, любое число ответов)
Все опрошенные | Не постятся | Постятся | |
Окрашивание яиц на Пасху | 43 | 41 | 58 |
Отказ от употребления алкоголя | 20 | 14 | 47 |
Отказ от дурных мыслей | 19 | 16 | 38 |
Отказ от употребления нецензурной лексики | 18 | 13 | 42 |
Подача милостыни | 17 | 14 | 33 |
Отказ от жирной пищи | 14 | 8 | 46 |
Отказ от курения | 14 | 11 | 32 |
Ежедневная молитва | 11 | 7 | 32 |
Отказ от животной пищи (мясного, молочного и т.д.) | 11 | 3 | 46 |
Отказ от веселья, развлечений | 11 | 6 | 33 |
Причастие | 8 | 4 | 25 |
Отказ от секса | 7 | 5 | 19 |
Ничего из вышеперечисленного | 9 | 11 | 1 |
Другое | 1 | 1 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 30 | 33 | 7 |
С какими из следующих суждений Вы скорее согласны? (закрытый вопрос, один ответ)
2009 г. | 2015 г. | |
Современный образ жизни не позволяет в полной мере соблюдать Пост | 31 | 23 |
Соблюдать Пост можно в любых условиях – было бы желание | 60 | 67 |
Затрудняюсь ответить | 9 | 10 |
***
5. Паломничество по святым местам.

19 января 2015 г. Источник: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=627
(В исследовании не дифференцируются воцерковленные и невоцерковленные православные. – Прим. ред. рубрики)
Коротко о главном:
Святые места посещал 41% россиян (среди православных – 47%, среди неверующих – 19%), а о желании совершить подобную поездку в будущем сообщили 68%
Положительные воспоминания остались у 94% посетивших святыни
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, сколько россиян совершали паломничество в святые места, как оценивают данный опыт, чем объясняют стремление людей посетить святыни.
Посещать святые места (целебные источники, храмы с мощами святых, чудотворными иконами и т.д.) хотя бы раз в жизни доводилось 41% россиян: в том числе 26% отправлялись в подобные поездки индивидуально, а 15% — вместе с экскурсионной группой. Значительно чаще о том, что совершили паломничество, сообщали православные (47%), нежели последователи других религий (31%) и неверующие (19%).
По словам паломников, отправиться в путь побуждает, прежде всего, вера, стремление приблизиться к богу (51%). Другими движет горе, потребность в помощи (8%) или же стремление замолить грехи (7%). А для кого-то это является возможностью расширить кругозор (16%).
Подавляющее большинство опрошенных (94%) оценивают опыт посещения святых мест положительно. Это мнение в равной степени разделяет молодежь (91% от 18 до 24 лет) и пожилые люди (91%), мужчины (91%) и женщины (96%). Только у 1% остались скорее отрицательные воспоминания, жители столичных городов (92%) и сел (96%). Более трети (39%) заявляют, что поездка подняла им настроение, укрепила их веру в себя. Не отметили в себе значимых изменений 29%, и еще 26% не смогли ответить однозначно – что принесло им посещение святынь.
В будущем побывать в святых местах хотели бы две трети наших сограждан (68%), а среди тех, кто уже совершал паломничества, таковых и вовсе подавляющее большинство (91% ездивших самостоятельно, 88% — с экскурсией). Не желает отправляться в подобные поездки 21% (среди тех, кто никогда в них не был – 32%, среди людей пенсионного возраста – 29%, среди неверующих – 50%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 8-9 марта 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В каждой стране, в том числе и в России есть святые места – целебные источники, храмы, где покоятся мощи святых, выставлены чудотворные иконы и т.д.Доводилось ли Вам побывать в таких святых местах или нет?(закрытый вопрос, не более 2-х ответов)
Все опрошенные | Православные | Последователи других религий | Неверующие | |
Да, ездил самостоятельно | 26 | 31 | 16 | 10 |
Да, ездил организованно с экскурсией | 15 | 16 | 15 | 9 |
Нет, не был в таких местах | 63 | 58 | 70 | 83 |
Затрудняюсь ответить | 0 | 0 | 0 | 0 |
Что, по-Вашему, в первую очередь движет людьми, отправляющимися к святым местам? (открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто посещал святые места)
Все опрошенные | |
Вера, духовное развитие, возможность приблизиться к богу | 51 |
Возможность расширить свой кругозор, знать свою историю | 16 |
Люди ищут помощи, внутренняя потребность, горе | 8 |
Очищение, раскаяние, отмаливать грехи | 7 |
Другое | 4 |
Затрудняюсь ответить | 15 |
Как Вы оцениваете опыт посещения таких святых мест? (закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто посещал святые места)
Все опрошенные | 18-24 года | 25-34 года | 35-44 года | 45-59 лет | 60 лет и старше | |
Скорее положительно, я остался доволен | 94 | 91 | 95 | 93 | 97 | 91 |
Скорее отрицательно, я остался недоволен | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 0 |
Затрудняюсь ответить | 5 | 8 | 3 | 5 | 2 | 9 |
Изменилась ли Ваша жизнь после поездки по святым местам или нет? Если да, то какие изменения Вы заметили?(открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто посещал святые места)
Все опрошенные | |
Позитивный настрой, благодарность, вера в себя | 39 |
Изменилось мировоззрение, более серьезное отношение к жизни | 3 |
Развитие кругозора | 1 |
Изменилось в худшую сторону | 0 |
Другое | 1 |
Особенно не изменилась | 29 |
Затрудняюсь ответить | 26 |
А Вы хотели бы посетить такие святые места или нет? (закрытый вопрос, один ответ)
Все опрошенные | Посещали святые места самостоятельно | Посещали святые места с экскурсией | Не посещали святые места | |
Обязательно посещу при первой же возможности | 21 | 40 | 37 | 11 |
Скорее хотел бы посетить такие места | 47 | 51 | 51 | 45 |
Скорее не хотел бы посещать такие места | 15 | 3 | 5 | 22 |
Ни при каких обстоятельствах не хотел бы оказаться в таких местах | 6 | 1 | 1 | 10 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 5 | 6 | 12 |