«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

О терпении и смирении

          Икона Распятия Господня

 

    Автор: преподобный Серафим Саровский

    В статье подобраны поучения преподобного Серафима Саровского из книги «Духовные наставления инокам и мирянам». Как переносить оскорбления и молиться за обижающих тебя? Как воспитать в своей душе терпение?

***

    О терпении и смирении

    Надобно всегда терпеть все, что ни случилось, Бога ради с благодарностью.

    Наша жизнь – одна минута в сравнении с вечностью, и потому «недостойны, по Апостолу, страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас».

    В молчании переноси, когда оскорбляет враг, и Господу открывай тогда сердце свое.

    Когда кто-нибудь уничижает или отнимает твою честь, то всеми мерами старайся простить ему по слову Евангелия: «От взимающего твоя, не истязуй».

    Когда нас люди поносят, то мы должны считать себя недостойными похвалы, представляя себе, что, ежели бы мы были достойны, то все бы кланялись нам.

    Мы всегда и перед всеми должны уничижать себя, следуя учению святого Исаака Сирина: «Уничижая себя, и увидишь в себе славу Божию» (Прп. Исаак Сирин, Слово 57). Посему возлюбим смирение и узрим славу Божию, «ибо где произрастает смирение, там источается Божия слава» (Там же).

    Не сущу свету, вся мрачна: так и без смирения ничего нет в человеке, как только одна тьма.

    Как воск, не разогретый и не размягченный, не может принять налагаемой на него печати, так и душа, не искушенная трудами и немощами, не может принять на себя печати добродетели Божией. Когда диавол оставил Господа, тогда «Ангелы приступили и служили Ему». Так, если во время искушений несколько отходят от нас Ангелы Божий, то недалеко и скоро приступают и служат нам Божественными помышлениями, умилением, услаждением, терпением. Душа, потрудившись, стяжает и прочие совершенства. Почему святой пророк Исайя говорит: «Терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут».

    Так терпел и кротчайший Давид, ибо, когда Семей поносил его и метал на него камни, говоря:

    «Изыди, изыди… мужу беззаконный», он не сердился, а когда Авесса, вознегодовав на сие, сказал ему: «Почто проклинает пес умерший сей господина моего царя?», он запретил ему, говоря: «Оставите его, и тако да проклинает, ибо Господь увидит и воздаст мне благое». Почему после и воспел: «Терпя потерпел Господа и внят ми и услыша молитву мою».

    «Сосуды скудельничи искушает пещь, и искушение человеческо в помышлении его». Но «горе вам погубльшым терпение: и что сотворите́, егда посетит Господь?».

    Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его, а когда увидит, что он малодушен и наказание сносит с трудом, тогда утешает, – так поступает с нами и благой Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезой в пустыне, говорили, что Христос воистину есть Пророк, хотели взять его и сделать царем; а когда Он сказал им: «Делайте… не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечнем», тогда говорили Ему: «Кое убо Ты твориши знамение? Отцы наши ядоша манну в пустыни». Прямо на таких падает слово: «Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему, и таковой даже до века не узрит света».

    Потому Апостол Иаков учит нас: «Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушение впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать» и прибавляет: «Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни».

 

Текст статьи подготовила Дарья Бабровская.