«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

О святом непослушании

    Для православного благочестия одной из важнейших добродетелей является послушание. Сам Господь наш Иисус Христос явил пример послушания Своему Отцу и смирил Себя, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).  

    Но есть случаи, когда необходимо поступить наоборот – не послушаться того, что человеку повелевают или просят сделать, если это подвигает его на нарушение Божиих заповедей, христианской нравственности и благочестия. Когда апостолам Петру и Иоанну повелели прекратить проповедь о Спасителе, они ответили: «…судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:19–20). 

    В книге митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) «”Несвятые святые” и другие рассказы» приводится случай из жизни архимандрита Иоанна (Крестьянкина), когда он, столкнувшись с чем-то подобным, без описания подробностей дела, проявил «святое непослушание»:

             Отец Иоанн (Крестьянкин)

 

      «Отец Иоанн с огромным благоговением, любовью и послушанием относился к церковному священноначалию. Осознание того, что истина на земле пребывает лишь в Церкви, была глубоко прочувствована им. Батюшка не терпел никаких расколов, никаких бунтов и всегда бесстрашно выступал против них, хотя прекрасно знал, сколько клеветы, а порой и ненависти ему придется испить. Он был поистине человеком Церкви. Множество раз он наставлял нас действовать именно так, как решит Святейший, как благословит епископ, наместник.  

    Но все это совершенно не означало автоматического, бездумного подчинения. Был случай, когда один из наместников монастыря и правящий архиерей убеждали батюшку преподать благословение на уже принятое ими решение, с которым отец Иоанн был принципиально не согласен. Начальству требовалось придать нужному им постановлению авторитет старца. Но огромный, почти столетний опыт церковной жизни (а Ваня Крестьянкин с четырех лет стал прислуживать алтарником в храме) подсказывал отцу Иоанну, что ни к чему доброму такие способы управления не приводят.  

    Приступали к батюшке серьезно, что называется, с ножом к горлу. Священники и монахи представляют, что такое противостоять давлению правящего архиерея и наместника. Отец Иоанн терпеливо выдержал многодневный натиск. Он почтительно объяснял, что не может сказать «благословляю» на то, что не находит согласия в его душе. Если же начальствующие считают необходимым поступить именно так, он безропотно подчинится их решению – они отвечают за него пред Богом и перед братией. Но он полагает, что в данном случае распоряжение принимается по страсти. И благословить – дать свое “благое слово” на это – не может».  

      Тихон (Шевкунов), митрополит. «Несвятые святые» и другие рассказы. – М., 2011. С. 66–68.