«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Утреня. «К Тебе утренюю»

 

    Автор: из книги протопресвитера Михаила Помазанского «В мире молитвы».

    Тщательное изучение церковной службы позволяет верующему приблизиться к глубоким смыслам, заложенным в богослужении, что позволяет человеку молиться не отвлеченно, но вместе с Церковью «едиными усты, единым сердцем».

    О порядке совершения службы Утрени читаем в книге протопресвитера Михаила Помазанского «В мире молитвы».

* * *

    «Утреню по Уставу положено совершать к рассвету. А начало дня – особым последованием “первым часом”. На практике Утреня передвигается утром позднее или же назад, на канун данного дня. К началу утрени открывается завеса царских врат: признак ее славословного содержания. На праздничной утрени в некоторые моменты тоже открываются царские врата. Если утреня служится вне всенощного бдения, она предваряется небольшим, как бы отдельным “молением о царе” с двумя псалмами, которое приложимо к каждому христианину, ибо Христос соделал «царями и священниками Богу… своему» верующих в Него (Откр.1:6). Но может быть принимаемо прямо как моление о восстановлении православной христианской власти, по завету апостола (1Тим.2:1–2).

    Проследим ход будничной утрени, как более простой по составу.

    Утреня начинается возгласом иерея, при крестообразном возношении кадила пред престолом: “Слава Святей, и единосущней, и животворящей и нераздельней Троице…” «Слава в вышних Богу и на земли мир…» (Лк.2:14), слышим троекратное славословие из уст чтеца, воспетое ангелами при рождении Сына Божия перед рассветом дня.

    Шестопсалмие. Это удвоенная псаломная часть: вместо трех – шесть псалмов. Псалмы отражают борьбу света со тьмой в душе и кончаются славословием: «Благослови, душе моя Господа…» После великой ектении снова славословие в пении «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» (Пс.117:26–27) со стихами и тропарем дня. Эти слова служили народным приветствием Господу при Его торжественном входе в Иерусалим. Они взяты вместе со стихами из 117 псалма. Далее кафизмы, чтобы молящиеся вникали в свою жизнь, поступки, сознали согрешения и углубили покаяние перед Богом. В будничной утрени за кафизмами следует покаянный 50 псалом, пение и чтение канонов.

    На утрени положено 2 или 3 канона, соединенных в одно целое. Один во славу Отца Небесного или в честь Богородицы, другие в память святых дня. При них поются ирмосы канона. Ирмосы выражают прекрасные сочетания мыслей: тема первого ирмоса – переход через Чермное море; в третьей песне “утверждение” – Анны матери пророка Самуила: «Утвердилось сердце мое в Господе…» (1Цар.2:1). Слова пророка Аввакума – тема четвертой песни “Слава силе Твоей, Господи” (Авв.3:4) и другие сочетания. “Утренюем, ночь прошла, свет явился…” (Ис.26:9) по видению Исаии, – тема пятой песни. «Бездна», образы бушующего моря, пучина греха и страстей, утопающий и его спасение – содержание шестой песни, по истории пророка Ионы (Ион.2:6). «Пещь огненная» и в ней отроки, невредимые от огня (Дан.3:6–50), составляет предмет седьмого и восьмого ирмосов, – любимая песнь древних христиан во время гонений. Сохранение невредимыми от огня переносит мысль к чудесному зачатию Пресвятой Девы Марии и переходит к призыву: “Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим”. В ответ возглашается Ее песнь «Величит душа моя Господа» (Лк.1:46), причем к каждому стиху Церковь припевает: “Честнейшую херувим… Тя величаем”. Девятый ирмос представляет собой прославление Богоматери. Снова славословие Господу, выражаемое хвалительными псалмами: «хвалите Бога во святых Его…, всякое дыхание да славит Господа» (Пс.150:1, 6).

    Солнце уже взошло, и священник возглашает, переносясь мыслью к духовному Свету: “Слава Тебе, показавшему нам свет”. Чтец читает молитву: “Слава в вышних Богу…” и затем “Сподоби Господи в день сей…” Просительная ектения. Стихиры. Умилительное заключение к молитвам ночи и утра: “Благо есть исповедатися Господу…” В Великом посту эти слова повторяются дважды. Трисвятое – Отче наш, сугубая ектения и заключительный возглас священника заканчивает утреню.

    Непосредственно после утрени читается обычно первый час.

    Праздничная утреня отличается от будничной своими торжественными восполнениями. Сюда входят: а) полиелей, т.е. пение «Хвалите имя Господне» (Пс.112:1, 134:1) и величание; б) пение антифонов – степенных (кратких песней из псалмов 119–133); из них чаще поются “От юности моея…” в) чтение Евангелия; г) прибавление катавасий к канонам, т.е. дополнительных ирмосов, заключающих каждую песнь; д) пение, а не чтение великого славословия и, наконец, е) несколько иное расположение конечных стихир и ектений.

    Воскресная утреня вся проникнута радостью воскресения Христова. Уже тропарь после “Бог Господь” возвещает, что предмет славословий будет воскресение Христово. Первая весть о воскресении слышится после кафизм в тропарях о мироносицах идущих ко гробу Спасителя и получающих эту весть от Ангела: “Ангельских собор удивися” и следующие за ним. После малой ектении слышим “ипакои” (слух): в нем повествуется о передаче вести воскресения Господа апостолам, для которых она является первым радостным слухом. Прокимен словами псалма также говорит о воскресении. За ним – одно из одиннадцати чтений Евангелия о воскресении Христовом. Теперь в полноте ликования Церковь поет: “Воскресение Христово видевше…” Канон и стихиры о воскресении.

    Еще большое торжество представляет собой Пасхальная Заутреня, где во всем, кроме ектений, слышится ликование победы над смертью.

    По образу утрени повседневной построены и некоторые другие чинопоследования. Сюда относится “парастас” (стояние), представляющий собой заупокойную утреню, краткую панихиду об умерших. Близко к утрени и запевы “молебна” часто ограничиваются: “Пресвятая Богородица, спаси нас” или святому: “моли Бога о нас”. Эти сокращения допускаются ради живого участия в молебне возможно большего числа молящихся единым сердцем и едиными усты».

 

    Главу «Утреня» из книги протопресвитера Михаила (Помазанского) «В мире молитвы» в контексте других глав читайте здесь:    сайт: «Азбука.ру»

 

Текст статьи подготовила Светлана Логинова.