«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

“Станем добре!» Почему в православном храме богослужение совершается стоя?

  

     Автор: из книги протопресвитера Михаила Помазанского «В мире молитвы».

    Кто есть молящиеся в храме? – Зрители или «действующие лица» богослужения? Богомольцы наблюдают за службой или предстоят перед очами Божими? Какое значение имеет положение человека стоя или сидя?

    Сегодня в эпоху глобализации и смешения культур православным христианам важно чувствовать дух богослужения – предстояния перед Богом, иметь ревность к совершению молитвы должным образом. Ведь православное богослужение – не слушание и не воспоминание о Боге, как у католиков и протестантов, но молитвенное обращение к Пресвятой Троице, бесплотным силам и святым.

    В главе «Станем добре!» книги «В мире молитвы» протопресвитер Михаил Помазанский пишет о важности совершения богослужения стоя, приводит выдержки из Священного Предания.

  * * *

    «Православные христиане не сидят при богослужении, а стоят. Богодухновенные пророки Исаия, Михей, Даниил и Иоанн Богослов видели в Церкви Небесной святых стоящими вокруг Престола Божия. Стоять при молитве было правилом и в Ветхозаветной церкви. Господь сказал: «Когда стоите на молитве» (Мк.11:25). Тертулиан писал в конце II века: “в особенности неприлично молиться сидя, в то время, как перед Богом предстоят тьмы ангелов, со страхом и трепетом: это показывает, как будто мы молимся по неволе, в усталом положении”. А вот наставление бл. Августина: “Движимый отеческой любовью, я советую недужным и больным ногами, не имеющих сил стоять, чтобы они слушали читаемое со вниманием, молчаливо сидя. Однако некоторые здоровые думают, что это всегда можно, но пусть бы они не занимались суетными разговорами. Но они и сами не слушают и другим мешают. Итак, я прошу вас, почтенные дщери, и убеждаю с отеческой заботливостью, что бы ни одна из вас не садилась во время чтения или поучения, разве только заставит кого тяжелая телесная слабость”.

    “Востаните, Господи, благослови!” возглашает Церковь устами диакона перед началом Всенощного бдения. Исполним призыв Церкви. Телесное стояние есть выражение духовного бодрствования, стояния на страже и в вере, по слову апостола: «бодрствуйте, стойте в вере» (1Кор.16:13). Она есть и знак смирения перед Богом. Если для стояния требуется некоторое телесное усилие, то и оно оправдывается словами апостола: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12:1). Впрочем, и в древней Церкви разрешалось садиться старым и слабым. Например, при чтении продолжительных поучений и кафизм (сидений) на Утрени, от чего стихи между ними, называются “седальными”. Если во время кафизм совершается каждения, то устав не разрешает сидеть.

    Из сказанного ясно, как нарушается дух православного богослужения при общем сидении, особенно во время Божественной Литургии. Обычай других исповеданий нам не пример. Их молитвенные собрания имеют характер слушания слова Божия, как они и называются у католиков, тогда как православное богослужение почти сплошь представляет собой общую молитву. Православному храму чуждо установление стульев посреди храма, посетители усевшиеся на них больше похожи на зрителей, чем на молящихся. Мы не должны вводить в наших храмах подобный антицерковный обычай».

    Полностью главу из книги протопресвитера Михаила (Помазанского) «В мире молитвы» в контексте других глав читайте здесь:   сайт «Азбука.ру»

Текст статьи подготовила Светлана Логинова.