«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Прославление Пресвятой Троицы как главное в богослужении


     Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «В мире молитвы».

    Всякое творение человека имеет свой смысл, свою причину существования. Тем более богослужение как совместное творение Бога и человека несет глубокий смысл. Человеку за богослужением весьма важно   выделять главное в нем, чтобы более сознательно умом и сердцем молиться Богу. 

    Протопресвитер Михаил Помазанский, богослов и преподаватель духовной семинарии, в своем труде «В мире молитве» выделяет «ядро» богослужения, которое красной нитью проходит также через все молитвенные правила.

* * *

    «Как всякое строение имеет свой центр, как растение имеет корень, ствол – сердцевину, и плод – зерно, так и богослужебное последование имеет свое ядро, сердцевину. Зерно не теряет своей силы, хотя из-за малой величины может стать незаметным в разросшемся растении. Подобно этому, в богослужении мы не всегда замечаем основное ядро данного молитвословия из за разнообразия его содержания. Ядро церковных чинопоследований есть молитва-прославление Пресвятой Троицы. В чинопоследованиях предпоследняя часть является центральной по своему значению. Этот молитвенный центр состоит из ряда кратких молитвенных воздыханий ко Святой Троице: трижды повторяемое “Святый Боже”, или трисвятое, или дважды повторяемое славословие “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” и молитва “Пресвятая Троице”; за ними, после тройного “Господи, помилуй”, молитва Господня “Отче наш”, замыкаемая также прославлением Святой Троицы: “Яко Твое есть царство”. Вся эта молитвенная группа называется кратко: “Трисвятое – по Отче наш”. Здесь есть высшее славословие, выражаемое словами ангелов “Свят, Свят, Свят”, некогда слышанное прор. Исаией. В этих сжатых молитвах есть и усиленное прошение милости Божией – семикратное “помилуй”, “очисти”, “посети”, “исцели”. А сама молитва “Отче наш”, при своей краткости передает, можно сказать, содержание всех наших церковных молитв, в ней прошение и о всем мире и о нас самих.

    В будничных, более простых службах легче проследить наличие этого молитвенного ядра. Не так ясно оно в праздничной Утрени и Литургии. В праздничной утрени его место занимает “великое славословие”, которое тоже есть прославление Пресвятой Троицы, с присоединением к нему Трисвятого и “Слава Отцу…” В Божественной Литургии пение Трисвятого слышим после начала, а Отче наш — ближе к концу, а все богослужение является почти непрерывным прославлением Святой Троицы».

    Вывод о. Михаила: «Центральное значение кратких прославлений Святой Троицы важно иметь в виду, чтобы понимать возвышеннейший строй нашего богослужения и видеть наличие низших и высших ступеней в нем».

 

         Полностью книгу протопресвитера Михаила Помазанского «В мире молитвы» можно прочитать здесь: сайт «Азбука.ру»

         Текст подготовлен Светланой Логиновой.