«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Повечерие. “И даждь нам, Владыко, на сон грядущим…”

   

Автор: Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «В мире молитвы».

     Православному христианину полезно знать содержание той или иной службы, чувствовать eё главный настрой.

    Малое повечерие – покаянная служба, совершается в храме (в притворе) или дома. По своему литургическому значению она аналогична тому, чем сегодня являются «молитвы на сон грядущим».

     Великое повечерие служится в особые дни. Протопресвитер Михаил Помазанский приводит порядок совершения этих служб, раскрывает значение каждой из частей для просвещения верующих, их внимательной, сердечной молитвы.

* * *

  Повечерие малое

    «Это тихая покаянная служба, ее совершают келейно благочестивые люди, соединяя с вечерними молитвами, как это бывает часто в обителях. Состав Малого повечерия не сложный. Трехпсалмие, «Слава в вышних Богу», «Сподоби, Господи, в нощь сию», Символ веры, «Достойно есть», «Трисвятое – Отче наш», тропари, заключительные молитвы. После Символа веры включается один из канонов, чаще всего Богородице. Служба, кроме ирмосов канона, вся читается. И читается при закрытой завесе Царских врат. При небольших размерах службы Малого повечерия, в нем есть молитвенная полнота. На первом месте покаянный псалом (Пс. 50). Он глубоко выражает покаяние и вместе с тем – сознание, что очищает нас только благодать Божия и на нее вся надежда. В следующих двух псалмах прошение о принятии наших молитв. Есть и славословие Пресвятой Троице в чтении: «Слава в вышних Богу». Далее слышим Символ веры, наше исповедание Православия. Потом усердное моление Богородице о ее заступничестве (в каноне).

    В Октоихе содержатся каноны Богородице на каждый день недели, в каждом из восьми гласов, всего их 56. Содержание их главным образом покаянное с прошением о заступничестве и о помощи. В некоторых из них встречаем моление о защите от агарян, от иконоборцев, от мусульман… Такой характер канонов близок и к нашему времени, особенно там, где преследуется вера и христианство. В тропарях Повечерия вкратце вспоминается все небесная Церковь: святые храма и дня, апостолы, мученики, Богородица со всеми святыми, а также приносится молитва об усопших. После заключительной молитвы «Иже на всякое время…» прибавлены еще две молитвы. Одна к Богородице о Ее предстательстве перед Сыном Ее: «Нескверная, неблазная…» Вторая – об избавлении от различных искушений ночью. Возглавляющий Повечерие испрашивает у братии прощения, и они у него и у друг друга. Заканчивается призывом в форме ектении помолиться о всех. Браться отвечает многократным «Господи, помилуй…» (если Повечерие читает мирянин, то вместо ектении читается молитва «Ненавидящих и обидящих нас прости Господи» — прим. ред.).

Повечерие великое

    Оно совершается в Великом посту, кроме суббот и воскресений, а также накануне праздников Рождества Христова и Богоявления. Состав его может показаться сложным, но на деле он прост. Это как бы три последования, подобных Малому повечерию и соединенных в одно целое. Канон Повечерия входит или в первую или третью из этих частей. В каждой части слышим трехпсалмие, тропари, Трисвятое — Отче наш, заключительную молитву. Но при этом каждая из трех частей имеет свои дополнительные молитвословия.

    В первой части: 1) количество псалмов удвоено, вместо трех — шесть, 2) поются или читаются стихи из пророка Исаии: «С нами Бог», 3) Символ веры, 4) краткие молитвенные призывания, с поклонами ко Пресвятой Богородице и ко святым: “Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных” и др.

    Во второй части вместо третьего псалма читается покаянная молитва иудейского царя Манассии.

    В третьей части читаются только два псалма, после них «Слава в вышних Богу».

    После «Сподоби, Господи» поется канон. Но на первой седмице Великого поста канон переносится к началу первой части Повечерия: это канон Андрея Критского с ирмосами «Помощник и Покровитель». Тогда канон предваряется псалмом “Боже, в помощь мою вонми”, также переносимым из третьей части.

    Заканчивается повечерие молитвой “Иже на всякое время…” После отпуста читаются те же две молитвы окончания Малого повечерия, и дальше, как в Малом повечерии. Остановим внимание на каноне св. Андрея Критского. Почти весь этот канон есть беседа с собственной душой, призыв подняться из моральной нечистоты, духовно проснуться и начать жизнь обновленную, чистую. “Душе моя, душе моя, востани, что спиши!” Перед нами проходит весь Ветхий Завет, показаны падения и примеры глубокого раскаяния. Эти образы сменяются примерами и наставлениями из Нового Завета.

    В псалмах первой части Великого повечерия выражена твердая надежда на помощь Божию. После них идет торжественно-хвалебное “С нами Бог…” повторяемое стихами из прор. Исаии. Стихи эти содержат пророчества о Христе. В Великом посту все молитвенные воззвания ко Пресвятой Богородице и призывы к Ангелам и святым сопровождаются земными поклонами.

    Вторая часть – скорбно-покаянная. В нее входит 50-й псалом, молитва Манассии глубоко покаянная, тропари “Помилуй нас, Господи, помилуй нас”.

    Третья часть – просительная. Она близка к Малому повечерию. Ее особенность составляет тропарь: “Господи сил, с нами буди,” который многократно повторяется со стихами хвалебного псалма 150-го. Тропари святым и заступничеству Богоматери.

    Общий дух Великого повечерия – покаянный. В Великом посту оно соединяется с большим количеством поклонов поясных и земных; в него входит тогда и молитва св. Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…” Но перед Рождеством Христовым и Богоявлением Великое повечерие становится торжественным и входит в состав Всенощного бдения на место вечерни, которая в сочельник соединена с Литургией. Повечерие начинается каждением всего храма. Кроме пения “С нами Бог”, поются тропарь и кондак праздника, обычно при открытых царских вратах. Вместо канона третьей части совершается лития с благословением хлебов».

 

    Главу «Повечерие» из книги протопресвитера Михаила (Помазанского) «В мире молитвы» в контексте других глав читайте здесь:   сайт: «Азбука.ру»

Текст статьи подготовила Светлана Логинова.