«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

О назначении человека

 

 Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие».

    В настоящее время каждому человеку, особенно верующему, важно твердо определиться с базовыми понятиями, такими как сотворение мира и человека. Какова причина сотворения мира Богом?  По учению святых отцов Бог сотворил землю по преизбытку любви и благости с целью приобщения всего творения к Божественной славе, к обожению мира.

    И человека как венца земных созданий Бог сотворил по образу Своему. В чем же назначение человека? Протопресвитер Михаил (Помазанский)  подробно отвечает на этот вопрос. 

    В одном из примеров автор приводит высказывание митрополита Макария (Булгакова) о том, что человек был поставлен посредником между Богом и земной тварью.

     В назначение человека включается  восстановление подобия Богу через совершенство душевных и нравственных сил ради стремления к Нему.

 

* * *

    «Возвысив человека над всем земным миром, даровав ему разум и свободу, украсив его Своим образом, Творец тем самым указал ему и его особое высокое назначение. Перед духовным взором человека – Бог и духовный мир. Перед телесным взором – мир вещественный.

    А) Первое назначение человека – слава Божия. Человек призван пребывать верным союзу с Богом, стремиться душой к Нему, познавать своего Создателя, прославлять Его, радоваться единению с Ним, жить в Нем. «Исполнил их проницательностью разума», – говорит премудрый сын Сирахов о дарах Божиих людям: «Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих» (Сир. 17, 6–10). Ибо если все творения призваны по своей способности к прославлению Творца, как об этом, например, говорит псалом 148, – то, конечно, человек как венец созданий, назначен быть сознательным, разумным, постоянным, совершеннейшим на земле орудием славы Божией.

    Б) А для этого ему надлежит быть достойным своего Первообраза. Иначе говоря, он призван совершенствоваться, оберегать свое подобие Богу, восстанавливать его, укреплять; призван развивать и совершенствовать нравственные силы свои путем добрых дел. Этого требует забота человека о своем собственном благе. Истинное его благо заключается в блаженстве в Боге. И потому должно сказать, что блаженство в Боге составляет цель бытия человека.

    В) Непосредственный физический взор человека обращен на мир. Человек поставлен быть венцом земных созданий и царем природы, как указано в первой главе книги Бытия. В чем это должно проявляться? Об этом так говорит митрополит Макарий в «Православном Догматическом Богословии»: «Как образ Божий, как сын и наследник в доме Небесного Отца, человек поставлен быть как бы посредником между Творцом и земной тварью: в частности, предназначен быть как бы ее пророком, чтобы словом и делом провозвещать в ней волю Божию; ее первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы о благодарении Богу и низводить на землю благословения небесные; главою и царем, чтобы, сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых тварей, он мог соединить через себя все с Богом и таким образом всю цель земных творений содержать в стройном союзе и порядке».

    Таким и был создан первый человек, создан способным выполнять свое назначение, притом свободно, добровольно, радостно, по влечению души, а не по принуждению».

Рекомендуем полностью прочитать отрывок в контексте второй части, книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие»:

 на сайте «Азбука.ру»

    Текст статьи подготовлен Светланой Логиновой