«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Церковные каноны как надежное мерило жизни Церкви

    Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «Мысли о Православии».

    Чем являются каноны христиан? Церковные каноны в широком смысле (а не только как нормы церковного права) нужны не только для сохранения самого Предания Церкви, но и как рабочий инструмент по «вытачиванию» души христианина, возвышению ее, направлению ее к Богу.

    В главе «О значении «канонов» книги «Мысли о Православии» протопресвитер Михаил Помазанский  как богослов и педагог пишет о том, как каноны помогают христианину не уклониться от главной цели – спасении души.

 

* * *

     «Достаточно не удержать руль, слегка лишь изменить направление, – и тогда неизбежно следует уклонение от цели, сначала незаметное, а со временем все увеличивающееся. Поэтому, дорожа правильностью, нужно проверять себя. У мастеров – ремесленников существуют «правила», по которым они выравнивают теряющие должную форму предметы. Такие «правила», или правила, имеет и Церковь. По-гречески они называются «канонами» (канон – правило, образец: термин, употребляемый ап. Павлом в посланиях — в Гал. 6:16; Филип. 3:16). Устройство Церкви, ее законы определяются правилами Святых Апостолов, правилами Святых Отец, правилами Соборов церковных, или канонами Церкви. Христианин в своей личной духовной жизни руководится и выправляет себя «молитвенным правилом»: утреннее, вечернее, правило ко св. Причащению и др. Задача этого правила не в том только, чтобы удерживать человека в молитвенной дисциплине и побуждать к молитвенному усердию: оно имеет широкое значение. Содержание образцовых святоотеческих молитв «правила» выравнивают нравственное сознание человека и его взгляд на самого себя, указывают ему, чего и как ему нужно просить у Господа, как веровать, как приносить покаяние и как воспитывать себя духовно.

    Равным образом в подобных нормах — правилах нуждается и церковное творчество и искусство: оно должно быть удерживаемо в правильном русле строя и предания церковного. Так это и есть. Не даром определенный ряд церковных песнопений получил именование «канонов», и эти группы церковных песнопений как раз особенно известны богатством мыслей и выражений, художественностью форм, несмотря на строгое соблюдение правил их построения. И православная живопись и зодчество имеют свои церковные «каноны», по верности которым часто определяется их церковно-историческая ценность».

 

      Полностью книгу «Мысли о Православии» можно прочитать здесь: сайт «Азбука. ру»

      Текст статьи подготовила  Светлана Логинова.