«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Часы. «Седьмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея».

    Автор: из книги протопресвитера Михаила Помазанского «В мире молитвы».

    Почему важно внимать чтению во время службы? Вот как на этот вопрос отвечает святитель Феофан Затворник: «Кто простоит службу со вниманием ко всему читаемому и поемому, тот не может не согреться в молитвенном настроении. Если ныне так, завтра и послезавтра и т.д., то, наконец, загорится молитвенный огонек в сердце. Но когда это Бог даст, тогда ты будешь бежать в церковь, как на пир царский, и ничто тебя не удержит, только внимать старайся церковным пениям и чтениям, а без внимания ничего не будет».

    В чем заключается значение службы часов в богослужебном круге? Какая главная мысль каждого часа? На что необходимо направлять свой ум и сердце во время чтения часов?

    Протопресвитер Михаил Помазанский как человек, радеющий за богослужебную грамотность молящихся, дает ответы на эти вопросы:

* * *

    «Начало дня освящается Утреней; конец – Вечерней и Повечерием. А 12-часовое течение дня сопровождается “часами”: первым, третьим, шестым и девятым, которые по нашему времени исполняется в шестом и девятом часу утра, в двенадцатом и в третьем часу дня. Имеем, таким образом, седмеричное число богослужений, группирующееся около Божественной Литургии, которая в это число не входит, а возвышается над всеми ими.

    В церковной практике чтение часов не применяется строго к указанным отрезкам дня. Первый час присоединяется к утрени, третий и шестой – непосредственно перед Литургией и девятый исполняется перед началом вечерни.

    Построение всех часов однородное: после начальной части – три псалма, тропарь с богородичным и стихами, трисвятое – Отче наш, кондак, общая заключительная молитва “Иже на всякое время…” и конечная молитва данного часа. Но по содержанию псалмов и других частей каждый час имеет свой определенный характер.

    Первый час – утренний. Это слышится и в псалмах. «Заутра услыши глас мой, заутра предстану и узриши мя…» (Пс.5:4) и др. Главные мысли этого часа – испрашивание благословения перед началом дня. “Настави мя правдою Твоею… стопы моя направи… исправи стопы моя к деланию заповедей Твоих…”

    Третий час – час предания Спасителя на бесчисленные поругания, возложение тернового венца. Это отражено в псалмах: «За словеса устен Твоих Аз сохраних пути жестоки… Виждь враги Моя, яко умножишися…» (Пс.16:4, 3:2). С третьим часом соединяется воспоминание сошествия Святого Духа на апостолов, что отражается в тропарях: “Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час…” Псалмы этого часа содержат моления о помощи, о защите во внешней и внутренней борьбе со злом, а также глубокое покаяние 50-го псалма.

    Шестой час соответствует тому часу (нашему 12-му), когда Спаситель веден был на распятие пригвожден ко кресту, и тьма была от 6-го до 9-го часа. В псалмах слышим: «Чуждии восташа на Мя…» (Пс.53:5), «Ты же, человече равнодушне… знаемый Мой…» (Пс.54:14) слова, напоминающие о предательстве Иуды. Шестой час выражает нашу горечь от вида окружающего нас воинствующего зла, но и крепкую надежду на Бога, 90 пс. «Живый в помощи Вышнего…» (Пс.90:1).

    Девятый час – час, когда Спаситель на кресте даровал разбойнику рай, воззвал: «Жажду» и предал душу Свою Отцу со словами «совершилось» (Лк.19:28, 30), снисшел душою в ад, разрушил его узы и смертью Своей попрал силу смерти. (Это наш 3-й час дня). В псалмах этого часа уже слышится благодарение Спасителю за спасение мира. «Оставил еси беззакония людей Твоих… правда с небесе приниче… избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (Пс.84:3, 12, 85:13). Те же мысли в тропаре и в конечной молитве. Первый псалом выражает горячую привязанность к храму Божьему: “Коль возлюбленна селения Твоя…” Второй содержит моление о спасении родины и возвращение рассеянных на чужбине ее сынов: “возврати нас, Боже…” Третий – прошение о милости к молящемуся: «Преклони ухо Твое…» (Пс.16:6) Хотя 9-й час примыкает к вечерне, но по отношению к данному дню, он является заключительным последованием воспоминаний данного дня.

    Есть дни в году, когда часы соединяются в одну общую службу, совершаемую отдельно и заканчиваемую “изобразительными”. Тогда они называются “Царскими часами”. Они совершаются в Великий Пяток страстной недели, в сочельники Рождества Христова и Богоявления. В Царские часы входят кроме основного состава, прокимен, паремия, чтение апостола и Евангелия и особые тропари. Содержание их соответствует воспоминаемому событию.

    Кроме “часов” в церковных книгах содержатся еще “междучасия”, для чтения в посты. Их четыре. Они имеют структуру часов, только более сжаты и псалмы в них короче».

 

    Главу «Часы» из книги протопресвитера Михаила (Помазанского) «В мире молитвы» в контексте других глав читайте здесь:    сайт «Азбука.ру»

Текст статьи подготовила Светлана Логинова.