«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Вера – главное условие усвоения христианских догматов

 

    Автор: Из книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие».

    Человек с момента воцерковления начинает свой путь к Богу. И вместе с верой к нему приходит желание и стремление поучаться в законе Божьем, изучать Священное Писание, выправлять свою жизнь в соответствии с заповедями. По мере укрепления веры сердце человека располагается к усвоению глубоких догматических истин, когда его вера — не невежество в самых основах Православия или, наоборот, не отвлеченное умствование, а «пребывание ума в божественных истинах, направление ума и сердца к Богу, к познанию божественной любви». И это то, к чему призван стремиться каждый православный христианин. А две указанные крайности (коснение в невежестве и отвлеченное умствование) — это искушения, уводящие человека от спасительного пути. Были они и раньше, но особенно злободневны они сегодня.

    Протопресвитер Михаил Помазанский ставит веру главным условием принятия верующим догматов веры:

* * *

    «Догматическое Богословие предназначается для верующего христианина. Оно само не влагает веры, а предполагает веру, уже имеющуюся в сердце. «Я веровал, и потому говорил», слова ветхозаветного праведника (Пс. 115:1). И Господь Иисус Христос открывал тайны Царствия Божия ученикам после того, как они уверовали в Него: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого» (Иоан. 6:68–69). Вера, а точнее, вера в Сына Божия, пришедшего в мир, есть краеугольный камень Священного Писания; она есть камень личного спасения; она – камень богословской науки. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20:31). Эту мысль ап. Иоанн многократно повторяет в своих посланиях, и эти его слова выражают главную мысль всех писаний всех апостолов. «Верую»: этим исповеданием должно начинаться всякое христианское богословствование. При таком условии оно является не отвлеченным умствованием, не мыслительной диалектикой, а пребыванием мыслью в божественных истинах, направлением ума и сердца к Богу, познанием любви Божией. Для неверующего же оно не действенно, ибо и Сам Христос для неверующих есть «камень преткновения и соблазна» (1Петр. 2:7–8; Мф. 21:44).

    Рекомендуем полностью прочитать этот текст из Введения, подраздела «Задачи догматического богословия» книги протопресвитера Михаила Помазанского «Православное догматическое богословие»:   сайт «Азбука.ру»

Текст статьи подготовила Светлана Логинова.