«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Викентий Лиринский, прп. О Священном Предании Церкви

Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков

Автор: Викентий Лиринский, прп. 

Часть 1

(фрагменты)

<Об отпавших от общей веры>

«III. Как же поступить православному христианину, когда какая-нибудь частица Церкви отсечется от общения со всеобщей верой? Как иначе, если не предпочесть заражённому и повреждённому члену здоровье всего тела? А если вновь явившаяся какая-нибудь зараза покусится пятнать не частичку уже только Церкви, но всю вместе Церковь? И тогда он должен позаботиться пристать к древности, которая не может уже быть обольщена никаким коварством новизны. А если в самой древности узнана будет погрешность двух или трёх человек или одного какого-нибудь города, или даже одной какой-нибудь области?

Тогда он всемерно должен постараться – безрассудству или невежеству немногих, где бы ни были они, предпочесть решения древле-всеобщей Церкви вообще. А если что-нибудь таковое откроется там, где нельзя найти такого решения? Тогда он должен постараться сличить между собой и обсудить собранные мнения предков, тех только, которые, хотя (жили) в разные времена и в разных местах, но непременно пребывали в вере и общении с единой кафолической Церковью и были уважаемыми учителями, и если дознает что, касательно возникшего вопроса, не один только или двое, но все вместе единодушно содержали, передавали в письмени, сообщали живым голосом открыто, часто, твердо, то пусть уразумеет, что этому должно верить без всякого сомнения» [С. 20 – 21].

<«Уклоняйся скверных новизн слов»>

«XXI. А когда так; то, снова размышляя и передумывая об этом предмете, не могу довольно надивиться такому безумству некоторых людей, такому нечестию ослепленного ума, такой наконец страсти к заблуждению, что не довольствуются однажды преданным и издревле принятым правилом (regula) Веры, но каждый день ищут нового да нового и всегда жаждут или прибавить что-нибудь к религии, или изменить в ней, или отнять от нее. Как будто то не небесное учение, чему достаточно однажды быть открыту! Как будто это земное учреждение, которое может усовершаться только беспрестанными поправками, а лучше сказать – порицаниями! Между тем божественные вещания гласят: «не прелагай предел…, яже положиша отцы твои» (Притч. 22:28), и: «паче судящаго не суди» (Сир. 8:17), и: «разоряющаго ограду угрызнет его змий» (Еккл. 10:8). Тоже самое гласит и следующее изречение Апостола, коим как бы мечем каким духовным, часто были обсекаемы и всегда должны быть обсекаемы все беззаконные новизны всех ересей: «о, Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных новизн слов и прекословии лжеименнаго разума, о немже нецыи хваляшеся, о вере погрешиша» (1Тим. 6:20-21).

Находятся же после этого люди, до такой степени зачерствевшие как глыба, неподатливые как наковальня, упорные как кремень, что не поддаются такому гнету глаголов небесных, не разбиваются такими тяжестями, не сокрушаются такими молотами, не истлевают наконец под такими молниями! «Уклоняйся, – говорит Апостол, – скверных новизн слов». Не сказал он: «древностей», не сказал: «старин», но от противного ясно показал, чему следовать: ибо если бегать должно новизны, то содержать должно древность, и если новизна непотребна, то старина священна. «И прекословий лжеименнаго разума», говорит он. Воистину ложное имя у учений еретических: у них незнание красуется именем знания, туман называется ясностью, тьма именуется светом. «О немже, – говорит, – нецыи хваляшеся о вере погрешиша». Что же обещая погрешили они, если не новое какое-то и неведомое учение?

Послушай, что некоторые из них же говорят: «идите, несмысленные и жалкие, называющие себя обыкновенно православными, и учитесь истинной вере, которой никто кроме нас не понимает, которая прежде много веков скрывалась, а недавно открыта и стала явна, но учитесь украдкой и тайком; ибо она доставит вам удовольствие». И еще: «когда научитесь, то учите скрытно, чтобы ни мир не слыхал, ни Церковь не знала; ибо понять столь непостижимую тайну предоставлено немногим».

Не голос ли это блудницы, зовущей к себе, в Притчах Соломоновых, тех, кои проходят мимо, идя своею дорогою? Вот ее слова: «иже есть от вас безумнейший, да уклонится ко мне» (Притч. 9:16). А не имеющих смысла уговаривает она так: «хлебом сокровенным в сладость прикоснитеся, и воду татьбы сладкую пиите» (Притч. 9:17). Что далее? «Он же, – говорит, – не весть, яко земнороднии у нея погибают» (Притч. 9:18). Кто это земнороднии, объясняет Апостол. Это те, говорит он, которые «о вере погрешиша» (1Тим. 6:21). [С. 73-74].

XXII. Но стоит труда рассмотреть все место то из Апостола с большим тщанием. «О, Тимофее, – говорит он, – предание сохрани, уклоняяся скверных новизн слов». «О»! Восклицание это означает и предведение и вместе любовь; ибо Апостол наперед видел имевшие быть заблуждения и наперед оплакал их. Кто ныне «Тимофей», если не вся вообще Церковь, или не все в частности общество предстоятелей, которые или сами должны иметь или другим должны сообщать неиспорченное знание божественной Веры? Что значит: «предание сохрани»? Значит: сторожи, потому что есть воры, есть враги, чтобы между добрым семенем пшеницы, которое посеял на поле своем Сын человеческий, не посеяли они, когда спят люди, плевел (Мф. 13:37-39). «Предание, – говорит, – сохрани».

Что такое «предание»? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. «Предание», говорит, «сохрани». То есть талант веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай.

Ты получил золото, золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты вместо одного подкидывал мне другое; не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманом – медь; не нужно мне золота по виду, но дай мне золото настоящее. «О Тимофее!» О священник, о толкователь, о наставник! Если дарование Божие соделало тебя годным по уму, по образованию, по учености; то будь Веселеилом духовной скинии: высекай драгоценные камни Божественного учения, прилаживай их верно, распределяй их мудро, придавай им блеска, приятности, прелести. Старайся, чтобы, вследствие твоего более ясного изложения, яснее разумели то, чему прежде верили не так ясно. Достигай того, чтобы потомство с сознанием славословило то, что прежде чтила древность несознательно. Однако же учи тому, чему сам научился, дабы, когда говоришь ново, не сказать тебе нового» [С. 74 – 75].

Примечания редактора

Цитаты из творений преподобного Викентия Лиринского приводятся по изданию:

Викентий Лиринский, прп. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков // Преподобный Викентий Лиринский. О Священном Предании Церкви. – СПб.: Свиток, 2000. С. 14-112.

Отсутствующие в оригинале заголовки подразделов <в угловых скобках>, а также полужирное выделение в тексте сделаны редактором сайта.

Источник электронного текста: Азбука веры