«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Резолюция конференции «Свобода и ответственность церковного художника». 28 января 2019 г.

Резолюция конференции

«Свобода и ответственность церковного художника»

о церковном иконописании

Москва, Музей русской иконы, 28 января 2019 г.

 

28 января 2019 года в рамках «Рождественских чтений» в Музее русской иконы состоялась конференция «Свобода и ответственность церковного художника». Приняли участие около 100 человек слушателей, было заслушано 11 докладов.

После обсуждения докладов, участники конференции приняли следующую резолюцию.

В текущее время на всей территории России осуществляется строительство многочисленных православных храмов. По милости Божией, возрождение Православия в нашей стране продолжается. Однако, Церковь встречается с многочисленными современными вызовами с разных сторон. Одной из важнейших площадок, где мы встречаемся с такими вызовами, является церковное искусство, в том числе архитектура и живопись.

Церковное общество нередко встречается как с простым непониманием сущности этих церковных искусств, так и с активными предложениями новых концепций. Несомненно, постоянная дискуссия по всем вопросам развития церковного искусства необходима. Она идет, и наличие такой дискуссии свидетельствует о важности самой церковно-художественной проблематики в нашем обществе.

Рассматривая данную проблему в таком ключе, конференция констатирует.

  1. Необходима большая и постоянная богословско-просветительная работа в области самого понимания термина «церковное искусство» в Православной Церкви. Большинство светских лиц, выступающих на тему о церковном искусстве, слишком мало знакомы с понятием православной духовности, без которого невозможно понимание церковного искусства.
  2. Необходимо достаточно четкое различение церковного искусства и религиозного искусства в общем смысле. В рамках религиозного искусства художник может реализовать свои представления о Боге и святых в соответствии с собственным пониманием, если оно не оскорбляет чувства верующих. В сфере церковного искусства художник необходимо обязан следовать требованиям и традициям церковного общества.
  3. Мы призываем поддерживать литургический характер церковного искусства. Икона остается «окном в вечность». Всякая икона принципиально чудотворна.
  4. Литургичность церковного искусства неотделима от традиции Православного Богослужения. Икона является поклонным образом и являет святость изображаемых лиц.
  5. Как и православное Богослужение, литургическое искусство не допускает произвольных вмешательств и интерпретаций.
  6. Иконописный образ невозможен без правильного понимания догматического учения о Двух Природах Господа нашего Иисуса Христа и без знания решений Седьмого Вселенского собора.
  7. Иконописный образ создается на основе традиционного благочестия и свято-отеческой аскетики. Творчество иконописца укоренено в евангельском понимании свободы, противоположном примитивному самоутверждению авторского «я», к которому нередко призывают далекие от Церкви деятели.
  8. Иконопись обращена к Вечному и создает образы Вечного, в соответствии с православной литургической основой и святоотеческим благочестием. Вечное отображается лишь языком символов и знаков, разработанным многовековой церковной традицией. Без знания названных выше догматических основ и указанных приемов, поиски «собственного» отображения вечного как правило превращаются в жалкие и деструктивные «вариации» на христианские темы.
  9. Красота православного церковного иконописного образа рождается на основе культурной традиции, верной православной Церкви, молитвенной практики, созерцательном опыте и подлинном профессионализме.
  10. Огромное значение имеет правильное направление церковно-художественного образования. В современном обществе образование превратилось в услугу, а качество подготовки специалиста оценивается формальными стандартами. Никто лично не отвечает за его подготовку, и фактически приветствуются принципы коллективной безответственности.

Но в церковном духовном образовании, в том числе и иконописном, опора на только лишь формальные критерии подготовленности будет иметь катастрофические последствия. Согласно Стоглавому собору, который опирался на традиции предшествовавших ему соборов, за иконописца несет ответственность духовник. Принцип личной ответственности на основе понятия церковного послушания должен быть положен в основу подготовки иконописца и оценки мастера.

 

Источник: Межвузовский иконописный совет

http://artvuz.ru/conference-resolution-2019/