«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Резолюция конференции «Церковное искусство в современном обществе», 25-26 января 2013 г.

Итоговый документ конференции

«Церковное искусство в современном обществе»

Москва, 25–26 января 2013 г.

25–26 января 2013 года в Москве в рамках Рождественских чтений состоялась конференция «Церковное искусство в современном обществе».

Место проведения: Международный фонд славянской письменности и культуры.

Организатор: Межвузовский иконописный совет.

Модератор: Православный гуманитарный институт «Со-действие».

 

Икона является одной из форм Священного Предания, поэтому иконописание должно основываться в своём развитии в первую очередь на постановлениях Седьмого Вселенского и Пято-Шестого (Трулльского) соборов, на древней византийской и русской иконописной традиции, и не может развиваться только по законам светского искусства. Церковь имеет фундаментальную теоретическую базу, на которой зиждется иконописание и иконопочитание – догмат об иконопочитании. Однако некоторые аспекты учения об иконе до конца не сформулированы. Необходимо дать чёткие ответы на вопросы: «что есть икона», «её место и роль в Церкви».

В современных условиях свободы творческого самовыражения целесообразно определить статус иконописца как церковнослужителя и ясно обозначить разницу между иконописцем и свободным художником. Литургическое искусство Православной церкви не должно уклоняться на различные нецерковные пути: обмирщаться, повторять ошибки западной церкви, впитывать эзотерические учения и т. п. Это неминуемо приведёт к кризису в церковном искусстве, а главное и в самой Церковной жизни.

Участники конференции полагают необходимым определение стратегии развития церковного искусства, так как это искусство является важной составляющей внешнего облика Русской Православной  Церкви, выражением её внутреннего содержания. Пока церковное изобразительное искусство и архитектура развиваются спонтанно и хаотично, не имея точных границ полезного и прекрасного. Сегодня духовенство во многих случаях вынуждено опираться на авторитет секулярного искусствознания, позиция которого нередко расходится с целями и задачами церковной проповеди.

По мнению участников конференции и членов Межвузовского иконописного совета:

Икона является неотъемлемой частью Священного Предания;

Догмат об иконопочитании является основой церковного понимания иконы и не предполагает вольной интерпретации его содержания;

Орос VII Вселенского собора является догматом, а не каноном или правилом. Догмат обязателен для соблюдения всеми членами Православной Церкви;

Образ наравне со Словом свидетельствует о Боговоплощении Сына Божия. Личный образ Христа – это краеугольный камень и вершина Божественного Откровения в иконе.

 

Участники конференции считают, что важнейшей проблемой в области Церковной культуры на сегодня является процесс секуляризации, который проявляется в следующем:

1) влияние на современное церковное искусство модернизма и так называемого актуального искусства, носящего подчас откровенно антицерковный и богоборческий характер;

2) утрата критериев профессионализма в иконописании, отсутствие понимания в светском и церковном обществе разницы между иконой и картиной, иконописцем и художником;

3) размытие понятия канон в современном искусствознании, отношение к иконописанию как к произвольному художественному решению свободного художника.

Для преодоления этих проблем необходима постоянная просветительская деятельность и наличие системных курсов в программе духовного образования Русской Православной Церкви.

 

Источник: Православный гуманитарный институт «Со-действие»

http://www.artvuz.ru/the-exhibition-and-conference/49