«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Круглый стол «Священные изображения в современном дискурсе» (Москва, 27 ноября 2019)

27 ноября 2019 года в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) прошел круглый стол на тему «Священные изображения в современном дискурсе: противоречия, проблемы, достижения».

Мероприятие проводилось с целью выявить главные причины размывания в светской и религиозной среде критериев допустимого/недопустимого использования священных изображений и символов; найти приемлемые на сегодняшний момент способы решения этой проблемы.

Организатором круглого стола выступил Аналитический центр святителя Василия Великого при участии кафедры теологии Института филологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Экспертами выступили известные российские искусствоведы, историки, религиоведы, священнослужители и общественные деятели.

С приветственным словом к собравшимся от лица руководства Университета обратился проректор по развитию МПГУ, заведующий кафедрой теологии Института филологии МПГУ, кандидат исторических наук – Василий Вячеславович Страхов.

Модератором форума выступил секретарь Попечительского совета МПГУ, председатель Комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, историк – Юрий Викторович Московский.

Тематическую часть выступлений открыл диакон Илья Маслов, религиовед, старший аналитик Аналитического центра свт. Василия Великого, представив доклад на тему «Проблемы современного иконоборчества в российском обществе».

Докладчик отметил, что «иконоборчество как практика и как философия в истории христианской цивилизации никогда не прекращалось даже после догматической победы над иконоборцами и Торжества Православия в 843 г. на Константинопольском соборе. Иконоборчество сохраняло и сохраняет свои «традиционные» формы – отвержение священных изображений, физическую борьбу с ними в виде разрушения или надругательства над ними.

«С последнего рода кощунствами, выдаваемыми за «свободу творчества» распоясавшейся горсткой «креаклов», возомнивших себя наполеонами от искусства, необходимо бороться законными мерами через суд и общественную реакцию. Это касается и издевательств над нашей исторической памятью, государственной символикой, русской культурой и тем, что условно можно назвать «светской сакральностью», – продолжил о. Илья, – Но есть проблема и посложнее. Иконоборчество как философия приобрело новые формы. Десакрализация образа происходит на наших глазах в рамках постмодернистской культуры, когда не физическое сокращение сакральных символов, а их бесконечное и бессознательное воспроизводство угрожает полным обмирщением христианской традиции. Именно это констатировал Жан Бодрийяр в своей работе «Симулякры и симуляции», называя себя и философов-постмодернистов «новыми иконоборцами».

Коснулся выступающий и тех проблем профанации сакрального, которые существуют внутри самой Русской Православной Церкви:  «Молодежные» пляски и акробатические упражнения в храмовом пространстве; размещение туалетов для духовенства и сотрудников в новостроящихся храмах (не на территории, а в самом здании храма!); практикуемые все чаще «миссионерские» и «детские» литургии, превращающие богослужение в лекцию с элементами спектакля; продолжающееся обновленческое наступление на церковнославянский язык – словесную икону Православия; модернистские низкие иконостасы в новых храмах, приспособленные для удобного «обзора» со стороны молящихся в «партере» , тем самым разрушающих иконичность церковного пространства, – это то немногое из современной церковной жизни, что можно навскидку привести в пример и назвать осознанной или бессознательной профанацией священного изнутри самой Церкви».

«Скажу более: мы все помним кощунственную акцию в Храме Христа Спасителя несколько лет назад, тысячи православных людей участвовали после этого в молитвенном стоянии в защиту поруганных святынь, нас справедливо возмущают всевозможные «перформансы» с иконами и церковной утварью. Но чем нам сегодня отвечать на все это, когда представителей той самой «богохульно-креативной» тусовки, в которой не прекращают глумиться над православной культурой и священными символами, венчают в храме со всеми официальными «благословениями»? Невозможно одновременно защищать одни святыни от поругания и продавать другие – церковные таинства – развратным, но влиятельным медийным «фарисеям» из-за боязни с ними поссориться. Тут есть, над чем задуматься», – заключил диакон Илья Маслов.

Священник Алексий Кнутов, клирик Сретенского храма г. Дмитрова, предложил собравшимся презентацию с типичными примерами профанации священных изображений как в светской среде (размещение на обивках сидений московского наземного транспорта изображений православных храмов), так, собственно, и в религиозной (продажа сувениров с изображениями икон, нанесение иконографических изображений на утилизируемые печатные издания, упаковки, этикетки, размещение икон на стендах в церковных лавках на уровне ниже пояса и т.п.). Отец Алексий отметил, что если «для традиционного общества было характерно чёткое понимание разницы сакрального и профанного», то сегодня «профанация священного – это проявление общей деградации культуры».

По словам священника, «для ведения войны против богохульников мы должны иметь крепкие «тылы», которые позволят нам противостоять размыванию понятия о сакральном и полной постмодернистской атомизации смыслов, когда правдой становится все, чему приставляется слово «православный». «Поэтому отношение к Священном и священным изображениям в собственно церковной среде должно быть особенно выверенным и безупречным», – подытожил свое выступление о. Алексий.

О том, как защищать православные святыни от поругания, говорил и протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма преп. Феодора Студита у Никитских ворот, член Общественной палаты Союзного государства России и Белоруссии, кандидат богословия.

«Любое кощунство в отношении священных символов Православия нам надо фиксировать, а затем делать предметом жалоб и разбирательств. В этом нужно брать пример с мусульман и особенно с евреев, которые жестко реагируют на любой выпад против синагоги, иудейского праздника, какого-либо важного для иудаизма символа. Если не будем так же поступать – нас задрессируют до вегетативного состояния. Одновременно нужно наводить порядок в Церкви, навсегда убрав священные символы с упаковок, бытовых предметов, попираемых ногами поверхностей», – заявил отец Всеволод.

Выступление прот. Всеволода Чаплина вызвало дискуссию о необходимости создания специального профильного органа для изучения и решения проблем, связанных с профанацией иконографических изображений в церковной среде. Вопрос ставился об эффективности подобной инициативы, в случае если она будет официальной церковной структурой или общественной организацией православных экспертов.

После дискуссии прозвучало выступление религиоведа Владимира Ивановича Немыченкова. Владимир Иванович  рассказал об истории обсуждаемого вопроса, попытках создать комиссию или иной профильный орган для активизации норм иконопочитания в современных условиях.

В.И. Немыченков подчеркнул, что в Церкви до сих существует разномыслие относительно нормы иконопочитания и использования иконографических изображений. «Печатная икона – это образ или нет?» – обратился эксперт с вопросом к присутствующим.

Афанасий Георгиевич Зоитакис, заместитель главного редактора Издательского дома «Святая гора», кандидат исторических наук, познакомил собравшихся с проблематикой складывания иконографии св. равноапостольного Космы Этолийского (XVIII в.), иконы которому стали писать еще задолго до его канонизации.

Научный руководитель Аналитического центра свт. Василия Великого, кандидат политических наук – Евгений Олегович Иванов выступил с сообщением на тему: «Профанация священного: торговле «снедями» не место в храмах и возле них». Евгений Олегович затронул такое двусмысленное явление современной церковной действительности, как «православные кафе»: «Закономерно, что в нашу коммерческую эпоху происходит постмодернистская утрата смысла. Слово «трапезная», всегда в русском языке означавшее место для приёма пищи в монастыре, сегодня всё чаще используется в значении «церковное кафе», как элемент брендинга… Философ Людвиг Витгенштейн замечательно писал, что «значение слова есть способ его употребления. Ибо этот способ есть то, что мы усваиваем, когда данное слово впервые входит в наш язык». В язык наших современников «трапезная» всё больше входит как кафе. Между тем, трезвенное отношение к родному церковнославянскому слову напомнит нам о том, что помимо стола и пищи «трапезой» называется святой престол в храме и антиминс…»

Известный российский ученый, историк и теоретик искусства, византолог, автор концепции «иеротопии» (наука о создании сакральных пространств), академик Российской Академии Художеств (РАХ) – Алексей Михайлович Лидов отнес «псевдосвященные изображения» («православные» сувениры, наклейки, упаковку и т.п.) к сфере «чрезмерного благочестия» и отметил, что в этой сфере нужно проводить изменения деликатно. «Правильный тезис прозвучал, что необходимо развивать современное богословие иконы и сделать его темой постоянного обсуждения. Но не надо это делать в жанре прямой цензуры», – высказал свое мнение искусствовед.

Участники круглого стола предложили в дискуссионном порядке ряд практических рекомендаций:

  1. Проведение широкой просветительской работы в светской и собственно церковной среде по проблемам церковного благочестия в отношении священных изображений:

– на православных приходах и в православных учебных заведениях –проповеди священнослужителей, лекции и беседы специалистов с прихожанами и студентами;

– выступления священнослужителей и специалистов по указанной проблематике на радио («Радонеж», «Вера» и др.) и телевидении (ТК «Спас» и «Царьград»)

– публикация статей и книг.

  1. Инициирование конкретных проектов и акций неравнодушными к проблеме профанации священного (например, обращение с разъяснениями и просьбами к производителям товаров для православных, рекламным агентствам, торговым, организациям и т.п.).
  2. Проведение научно-богословских исследований по

– богословию образа,

– уточнению понятия «священное изображение»,

– формулированию нормы иконопочитания в современных условиях,

– изучению церковного и светского права, касающегося защиты сакрального (отечественного и зарубежного).

В будущем результаты этих исследований смогут стать фундаментом для организационных и административных решений, а также законодательных инициатив, как церковных, так и светских.

  1. Инициирование церковного обсуждения альтернативных торговле способов финансирования православных приходов, в том числе добровольного самообложения прихожан (т.н. «церковная десятина»).
  2. Инициирование работы с государственными и общественными структурами в направлении защиты от профанации и непреднамеренного поругания государственных символов, в особенности тех, что содержат религиозную и значимую культурно-историческую символику (Крест, корона, скипетр, держава и др.).
  3. Инициирование работы по совершенствованию гражданского законодательства в части защиты религиозных святынь(недавний пример – принятие Федерального закона о статусе религиозного паломника, отличающего его от обычного туриста).
  4. Создание информационно-методического центра для разработки и координации действий, направленных на утверждение в обществе должного отношения к священным изображениям, а также для информационного сопровождения хода работ по перечисленным пунктам.

Участники круглого стола выражают надежду, что предложенная программа действий поможет выработке правильных и приемлемых в современных условиях решений, содействующих исправлению сложившейся тревожной ситуации с профанацией в российском обществе священного и священных изображений.

Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого

Проблемы десакрализации Церкви и общества обсудили в Москве