«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Православное мировоззрение (из лекции о. Серафима Роуза)

Автор: иеромонах Серафим (Роуз)

Лекция о. Серафима под названием «Православное мировоззрение» была произнесенна незадолго до смерти в августе 1982 года в Свято-Германовой пустыни в Платине (штат Калифорния, США). На русском языке эта лекция была издана отдельной брошюрой Свято-Успенской Почаевской Лаврой под названием «Как сегодня быть православным».  

Эта лекция – определенный итог мировоззренческих поисков самого о. Серафима. В ней он призывает православных христиан следовать «царскому пути» – идти средней жизненной дорогой, избегая крайностей справа и слева.  

Уклонение вправо по о. Серафиму – это уклонение в прелестную сверхдуховность, самоконцентрация на самом себе, забывающее о любви к ближнему. Ревнующему же о своем спасении христианину следует быть внимательным к тем, кто ищет Бога и духовную жизнь, а не замыкаться на самом себе. 

Уклонение влево — это обмирщение православных верующих, т. е. ведение ими внешней благочестивой жизни без борьбы с духом времени или даже жизнь в приспособленчестве к миру, стремление идти «в ногу со временем». Последнее становится очень распространенным в силу того, что, как пишет о. Серафим, современный мир становится «эгоцентрическим пластмассовым миром», который очень расслабляет человека.  

По словам о. Серафима: «Христианин должен отличаться от мира, и это должно быть одной из основных вещей, которые ему следует усвоить, как часть своего христианского воспитания. Иначе нет смысла называть себя христианином, особенно православным христианином». 

В этой лекции о. Серафим призывает нас к тому, чтобы мы не только имели православное мировоззрение, но жили с православным взглядом не только на узкоцерковные вопросы, а на всю нашу жизнь. Быть цельным, Христовым везде и всегда: «Или ты — православный в любое время каждого дня, в любой жизненной ситуации, или же ты на самом деле вовсе не православный. Наше православие открывается не только в наших строго религиозных взглядах, но и во всем, что мы делаем и говорим. Большинство из нас почти не осознают христианской ответственности за мирскую сторону нашей жизни. Человек же с подлинно православным мировоззрением любую часть своей жизни живет, как православный».  

Отец Серафим особенно призывает к тому, чтобы узнаваемое в Законе Божием оказывало влияние не только на наши идеи, но изменяло и всю нашу жизнь.  

В этой лекции содержатся также ценные наставления о воспитании подрастающего поколения, о важности знакомства с классической культурой – надежным фундаментом, на котором может быть построено крепкое здание православной духовности. 

Отец Серафим говорит: для того, чтобы отличаться от мира, христианину сегодня необходимо быть немного «тронутым»: «Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного “тронутым“». Кроме того, от него требуется сохранять определенную «невинность» и «неотмирность» в отношении к окружающему миру, особенно миру церковному. В противном случае у человека будет возникать духовное повреждение, выражающееся в озабоченности быть по-мирски опытным в вопросах церковной жизни и, в конечно счете, – впасть в осуждение. О последнем о. Серафим предупреждает: «В разных формах это искушение встает перед нами всеми, и мы должны бороться с ним, не позволяя себе переоценивать в Церкви внешнее, но всегда возвращаясь к “единому на потребу” Христу и спасению наших душ от этого рода лукавого». 

Причем эта «невинность» должна сочетаться с трезвенным бодрствованием — пониманием того, что происходит в мире: «Дело заключается в том (и это сегодня абсолютно необходимо для нашего понимания как православных христиан), что мы должны глубоко понять, в какие времена живем, как на самом деле мы мало знаем и чувствуем наше Православие… Мы не должны закрывать глаза на происходящее в мире и в Церкви  нам нужно знать это ради самих себя, но наше знание должно быть трезвым, простым и прямодушным, а не усложненным и мирским».  

Заканчивая эту лекцию о. Серафим указывает: «Любому православному христианину, отдающему себе отчет в том, что происходит вокруг, ясно, что мир приближается к своему концу! Знамения времени столь очевидны, что можно было бы сказать, что мир стремительно рушится».  

Далее он перечисляет современные ему обстоятельства времени, которые рассматривает как признаки близкой кончины мира. И заключает это перечисление следующим выводом: «Можно еще привести примеры и подробности… но цель данной публикации – не запугать, а пробудить осознание того, что же происходит вокруг. Воистину, сейчас – позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас. И как печально видеть христиан, а еще больше – молодых людей, православную молодежь, над головами которых нависает эта немыслимая трагедия и которые думают, что они могут в эти ужасные времена продолжать то, что называется «нормальной жизнью», полностью участвуя в прихотях безумного, самообольщающегося поколения. Поколения, совершенно не подозревающего, что «рай дураков», в котором мы живем, должен вот-вот рухнуть, совершенно неподготовленного к тем отчаянным временам, которые нас ожидают. Сейчас уже вопрос состоит не в том, чтобы быть «хорошим» или «плохим» православным христианином, вопрос сейчас стоит так: сохранится ли наша вера вообще? У многих она не сохранится; грядущий антихрист будет слишком привлекательным, слишком соответствующим тому духу времени, тому мирскому духу, к которому мы стремимся, чтобы большинство людей даже узнало, что они потеряли свое христианство, поклонившись ему».  

В качестве вывода из всех сделанных рассуждений о. Серафим призывает нас воспитывать в себе подлинное православное мировоззрение: «…станем же по-настоящему принадлежать Церкви Христовой, Церкви Православной. Внешнего членства недостаточно, внутри нас должен произойти сдвиг, который сделает нас отличными от внешнего мира, даже если этот мир и называет себя христианским и даже “Православным”. Будем же хранить и питать эти качества истинного православного мировоззрения, о которых говорилось выше: живое, нормальное отношение, любящее и прощающее, не эгоцентрическое, сохраняющее нашу невинность и неотмирность даже при полном и смиренном сознании нашей греховности и силы окружающих нас мирских соблазнов. Если мы воистину живем с этим православным мировоззрением, наша вера выдержит ожидающие нас удары и послужит источником вдохновения и спасения для тех, кто еще только будет искать Христа даже среди начавшегося уже крушения человечества».  

Рекомендуем вам целиком прочитать эту лекцию на сайте «Азбука веры«.