«...стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15)

Догмат иконопочитания

Авторы:

Священник Алексий Кнутов,

В.И. Немыченков 

Догмат иконопочитания лежит в основе церковного искусства, которое всегда имело и должно иметь догматический и литургический характер, не допускающий произвольных сюжетов, образов, смыслов, не соответствующих Священному Писанию, Священному и церковному преданию, догматическому учению Церкви, литургической (богослужебной) практике, живому опыту духовной жизни, имеющему рецепцию Церкви.

ДОГМАТ

В определении (оросе) Седьмого Вселенского собора (787 г.), утвердившего догмат иконопочитания, говорится:

«И кратко сказать, мы храним ненововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога-Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, и уясняют друг друга.

Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними.

Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Вот таково учение святых отцов наших, т.е. предание кафолической церкви, от конца до конца земли приявшей Евангелие.

Осмеливающихся же иначе думать или учить, или согласно с нечестивыми еретиками отвергать церковные предания и измышлять какое-то нововведение или отвергать что-нибудь из посвященного церкви, Евангелие или изображение Креста или иконное живописание или святые останки мученика, или замышлять что-либо с хитростью и коварством для ниспровержения какого-либо из принятых в кафолической церкви преданий или давать профанное употребление священным сосудам или святым монастырям постановляем:

если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения»[1].

Из соборного определения следует, что священные изображения должны размещаться в достойных местах, изготавливаться из долговременных материалов, чествоваться поклонением, лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад.

Вселенский Собор устанавливает, что священные изображения предназначены для возведения человеческого ума от образа, изображенного на иконе, фреске, росписи, мозаике, выраженного в скульптурной форме, в виде рельефа и т.п., к первообразу – Самому Господу Иисусу Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим. Честь, воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней. А это означает, что любые преднамеренные оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.

Отцы собора неоднократно повторяют эту мысль на примере оскорбления портрета императора, говоря это от себя, цитируя древних святых отцов и своих современников[2]. Так из послания св. Анастасия, епископа Феопольского на Соборе (Деяние четвертое) было зачитано: «Как наносящий бесчестие портрету императора подвергается праведному наказанию, как будто бы нанес бесчестие самому императору, хотя портрет есть ни что иное, как дерево и краски смешанные с воском; также точно и оказывающий бесчестие чьему бы то ни было образу, наносит оскорбление тому самому, чей это образ»[3].

В Деянии пятом было зачитано письмо св. Симеона Столпника к царю Иустину младшему с призывом наказать осквернителей икон: «…Если в случае нанесения оскорбления императорскому портрету, ваши благочестивейшие законы осмелившихся сделать это повелевают предать беспощадной и всегубительной смерти; то какому осуждению должны подлежать те, которые с несказанным бесстыдством и нечестием… дерзали делать такие оскорбления иконе Сына Божия и всесвятой преславной Богородицы?.. Вам дана власть Самим Богом, Который оскорблен этим – превосходящим всякое другое – нечестием; не оказывайте снисхождения, чтобы и прочие чувствовали страх…»[4]

Председатель Собора святейший патриарх Тарасий (ок. 730–806), комментируя зачитанный в Деянии четвертом отрывок из творений свт. Афанасия Александрийского о поклонении портрету императора, заключил: «Сама сущность вещей научает, что честь изображения относится к первообразу, равным образом и бесчестие»[5].

Преподобный Феодор Студит (†826), продолживший после Собора исповедническую борьбу за иконопочитание, также говорил: «кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз»[6].

В отношении икон (образов) святые отцы – Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др. – употребляли наименования самих первообразов, изображенных на них, пишет игумен Студийский. «Ибо в иконе является первообраз, равно как и в изображении Креста – животворящий Крест. Так как в поклонении одно от другого нераздельно, то посему икона и носит название первообраза. Образ креста называется крестом. Так и о царе… нам справедливо можно сказать, что царем называется и изображение царя, как говорит божественный Василий, и Петром – икона Петра…»[7]

Эту связь образа на иконе с первообразом наглядно продемонстрировал святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый (†767) (память 28 ноября/11 декабря). Вызванный на суд императора-иконоборца Константина Копронима (741–775) св. Стефан «обвинил иконоборцев в том, что, хуля иконы, они возводят хулу на Христа и Богоматерь».

Монета с изображением Константина V Копронима 

На вопрос преподобного, какое наказание ждет человека, который стал бы топтать ногами монету с изображением императора, судьи ответили, что он будет «казнен за то, что обесчестил образ царя. На это святой Стефан сказал, что еще большая кара ждет того, кто бесчестит образ Царя Небесного и Его святых». Для убедительности св. Стефан на глазах у судей стал попирать царскую монету своими ногами, за что был сначала отправлен в темницу, а позже подвергнут мучительной казни[8].

Прмч. Стефан Новый. Фреска. Афон, монастырь Дионисиат, 1547 г.

Цена догмата

Все догматы Православной Церкви выстраданы ею и обильно политы кровью мучеников и исповедников. Так было с догматом о Божественном достоинстве Второй Ипостаси Святой Троицы – Сына Божия (против ариан). В начале IV века в Константинополе ариане собрали всё православное духовенство на одном корабле, вывели его в море и подожгли.

За богословское обоснование догмата о двух волях во Христе (Божественной и человеческой) и его твердое исповедание перед лицом императора преподобному Максиму по приказу православного монарха и с одобрения православного патриарха отсекли правую руку и отрезали язык. Через несколько лет святой умер в ссылке, навеки оставшись в церковной памяти под именем Максима Исповедника. За тот же догмат был отправлен в ссылку и умер там папа Римский Мартин Исповедник (храм в его честь есть в Москве).

Не является исключением и догмат иконопочитания.

Эпоха иконоборчества – время догматической и политической борьбы, скрытых и открытых гонений на иконы и иконопочитателей – продолжалась более 100 лет (726–843). За это время на Востоке прошло два иконоборческих собора (754 и 815) и VII Вселенский Собор (787), а на Западе иконопочитание защищали созываемые папами Римские соборы (727, 731) и созванный франкским королем Пипином собор нобилей, епископов и папских легатов близ Парижа (767). В Константинополе императоры-иконоборцы сменялись иконопочитателями, жестокие гонители – вялыми и равнодушными правителями, совершались дворцовые перевороты, происходили отставки и убийства императоров, низложения и казни Константинопольских патриархов, целые области и регионы отпадали из-под власти центрального правительства, используя в том числе и религиозные лозунги иконопочитания; за любовь к иконам подвергались преследованиям миряне, духовенство и монашество, неоднократно переписывались школьные учебники, в которых почитание икон то осуждалось, то вновь одобрялось…[9] .

При императоре-иконоборце Константине Копрониме, прозванном Навозник (741–775), на сами иконы и их почитателей обрушились самые жестокие гонения, сравнимые только с гонениями Диоклетиана на христиан. Император пожелал также подвести под «новую веру» богословское учение. В 754 году в Константинополе 338 «православных» епископов – участников Лжевселенского иконоборческого собора, проголосовали за «догмат», провозглашающий анафему всякому, кто «дерзнет устроить икону, или поклоняться ей, или поставит ее в церкви или в собственном доме, или же скрывать ее», поскольку «всякая икона… заслуживает презрения». Ослушники подпадали и под действие гражданских законов империи[10].

На защиту почитания икон встал православный народ[11]  и его наиболее ревностная часть – монашество. Именно на монахов обрушились жесточайшие гонения императоров-иконоборцев: им разбивали голову, издевательски положив ее на икону; топили в море, зашив в мешки; иконописцам жгли руки[12]; монахов под угрозой ослепления и ссылки заставляли нарушать обеты и вступать в брак; засекали бичами на ипподромах (как Андрея Калавита, 762 г.); казнили за отказ топтать ногами образ Богоматери (как игумена Иоанна); урезали носы и уши, выкалывали глаза, отсекали руки, сжигали бороды и лица, закапывали живьем в землю… В правление императора-иконоборца Константина Копронима само монашество было объявлено преступлением, и по такому обвинению защитник икон святой Стефан Новый был забит до смерти на улицах Константинополя в 767 году, а за год до этого за сочувствие отправленному в ссылку святому Стефану были казнены 19 архонтов (высокопоставленных лиц империи).[13] Монастыри разрушались или отводились под солдатские казармы, братия рассеивалась и массово эмигрировала в Западную часть империи.

Свв. прпп. Федор Студит и Стефан Новый 

Уже после VII Вселенского Собора (787) при очередном императоре-иконоборце Льве V Армянине (813–820) бескомпромиссный и бесстрашный преподобный Феодор Студит исповедник (758–826), автор «Опровержений» («Antirrhetica») и других произведений в защиту икон, переводился из одной тюрьмы в другую, терпя поругания и мучения. Его избивали до такой степени, что тело начинало гнить; заключенный и также мучимый вместе с ним его ученик святой Николай ножом отрезал сгнившие куски[14].

Во время последней вспышки иконоборчества при очередном особо жестоком гонителе икон императоре Феофиле (829–842) преследования обрушились и на иконописцев: их заставляли отрекаться от икон, плюнув на них и растоптав ногами. Твердых в вере убивали, или сжигали им руки. Так, известного изографа Лазаря бросили в тюрьму и после безуспешных увещаний вложили в руки раскаленное железо. Но после освобождения из тюрьмы своими сожженными руками он написал икону святого пророка Иоанна Предтечи, а позже знаменитый образ Спасителя. Ученые братья монахи Феодор и Феофан, исповедники, за защиту иконопочитания были жестоко избиты, а на их лицах вырезали издевательскую надпись, за что они получили наименование «Начертанные». Братья были отправлены в ссылку, где Феодор умер, Феофан же позже вернулся и еще послужил Церкви как митрополит, когда Православие окончательно восторжествовало в империи[15].

Иными словами, наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1 Кор. 6: 20), которая есть кровь и страдания праведников за веру. И потому тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении них делать «внешним».

Очевидно, что мы теперь вступили в очередной (со времен советской власти) период иконоборчества, когда война против религиозных святынь используется в нечистоплотной политической борьбе, когда священные изображения и христианские святыни (поклонные кресты, иконы, реликварии и др.) открыто поругаются и уничтожаются вандалами в православных храмах, на улицах наших городов и сел, подвергаются бесчестию под видом «современного искусства» на провокационных и кощунственных выставках, в быту (в виде рисунков и маек в защиту участниц «панк-молебна» и т.п.), а также оскорбляются неявно профанацией священных изображений путем их неограниченного тиражирования и низведения до рекламы «православных товаров и услуг», этикеток, листовок, открыток, оберток, обложек, подложек, закладок и т.п.

Так не пора ли и нам – всему церковному народу и монашеству как самой ревностной его части, – взяв пример с мучеников и исповедников за святые иконы VIII–IX веков, встать на защиту святых образов и остановить их явное и неявное поругание, творимое злонамеренно или по неведению?

Пришло время и нам постоять за святые иконы, за догматы нашей веры, за нее саму и ее чистоту.

Сноски

[1] Карташев А.В. Вселенские соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. С. 518. Также см.: Деяния Вселенских соборов. Т. 4. – СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. – Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 590–591. Полужирный курсив наш – Авт.

[2] Например, в тексте послания папы римского Адриана к Собору, зачитанного во время Второго деяния приводятся слова Иоанна Златоуста: «Разве ты не знаешь, что если кто-либо бесчестит императорское изображение, то тем самым причиняет оскорбление самому императору, самому первообразу и его сану?» (Деяния Вселенских соборов. Т. 4. Указ. соч. С. 375).

[3] Деяния Вселенских соборов. Т. 4. Указ. соч. С. 443.

[4] Деяния Вселенских соборов. Т. 4. Указ. соч. С. 492.

[5] Деяния Вселенских соборов. Т. 4. Указ. соч. С. 449.

[6] Феодор Студит. Слово на поклонение честнаго и животворящаго Креста среди четыредесятницы // Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том 2. – СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1908. – С. 94–98.

[7] Феодор Студит. Письмо 21. К братиям, содержимым в темницах // Творения святаго отца нашего преподобного Феодора Студита. Письма. Часть II. – СПб.: СПДА, 1867. С. 74–75. Курсив наш – Авт. Во избежание недоразумений прп. Феодор оговаривал, что «икона Христова называется Христом, не в собственном, но в переносном смысле» (Феодор Студит. Письмо 161. К Никите Спафарию // Там же. С. 409).

[8] Святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый [Электронный ресурс] // Патриархия.ру. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/912832.html. Также см.: Страдание святого преподобномученика Стефана Нового [Электронный ресурс] // Дмитрий Ростовский, свт. Жития святых. Житие 1052. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1052. Курсив наш – Авт.

[9] Карташев А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002. С. 471–556.

[10] Там же. С. 488.

[11] В 726 г. при императоре Льве Исавре (717–741) в Константинополе миряне (в основном женщины) убили офицера и нескольких солдат, пытавших срубить с ворот на дворцовой площади распятие Спасителя. За это были казнены 9 человек, среди которых был один инок Феодосий (см.: Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 478–479). В греческом сказании об Иверской иконе Божией Матери говорится, что первоначально она хранилась у вдовы и была спасена ею от поругания воинами-иконоборцами (см.: Православная энциклопедия // http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_3).

[12] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Б.м. [Киев], Б.г. [1996]. С. 82–83.

[13] Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 493–496.

[14] Житие преподобного отца нашего Феодора Студита. Память 11 ноября // Димитрий Ростовский, святитель. Жития святых // http://azbyka.ru/otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh=991. См. также: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 87, прим. 19.

[15] Карташев А.В. Вселенские соборы. С. 541.